Тема: Наше питание. Пищеварительная система.
Цели:
1) познакомить учащихся с
пищеварительной системой и с необходимыми
организму питательными веществами, выучить
правила правильного питания, формировать умение
устанавливать взаимосвязь продуктов питания и
пищеварительной системой;
2) развивать теоретическое мышление: учить
сравнивать, обобщать; расширять ученический
кругозор;
3) воспитывать стремление к сохранению своего
здоровья, прививать правила питания.
Оборудование: таблица “Пищеварительная система”, этикетки и упаковки от различных продуктов питания, карточки с таблицей 1 к практической работе (каждому ребёнку), таблица 2 на доске (большого формата), молоко, простокваша, творог, листочки с текстами.
Ход урока
1. Организация учащихся, настрой на работу. Введение в тему урока.
– Вот что один мальчик съел на обед: кашу с сахаром, какао со сладкой булочкой, кусок торта, шоколадку. Хороший у мальчика был обед? Почему? Какие блюда предложите вы? Вспомните, что вы знаете о витаминах? Кто догадался, о чем мы будем разговаривать на уроке? Сформулируйте тему урока.
2
. Беседа “Питательные вещества”.– Какие питательные вещества получает человек с пищей, мы узнаем, прочитав статью учебника.
Мини-опрос
– О каких питательных веществах узнали?
– Чем являются белки для тела человека?
– Какую функцию выполняют жиры?
– Что является главным поставщиком энергии для нашего тела?
– Почему человеку так необходимы витамины?
Верно, витамины повышают устойчивость организма к простудным заболеваниям, заболеваниям кожи. Витамины могут поступать только с пищей растительного или животного происхождения. Сам организм их не вырабатывает. Польский ученый Функ, открывший эти вещества дал им название витамины (вита – жизнь).
“Чем полезно молоко” – рассказ учителя.
Ученые хотели узнать, из чего состоит наша пища. Они исследовали разные продукты, но особенно долго возились с молоком. Однажды вечером оставили в теплом месте на кухне стакан сырого молока. А утром вместо молока увидели в стакане простоквашу (учитель демонстрирует). Сверху простоквашу покрывали жирные сливки. Вот молоко и “рассказало”, что содержит жир. Сняли сливки, а простоквашу переложили в кастрюлю и поставили на огонь. Скоро простокваша превратилась в зеленоватую сыворотку, в которой плавали белые хлопья творога. Мы отделили творог (показ). Казалось, стоит ли возиться с этим мягким, белым комочком? Но, знаете, очень многим химикам пришлось поломать голову, пока они разгадали, что творог – это белок, похожий на яичный. Как уже было сказано, белки находятся в мясе, икре, рыбе. Без них нельзя прожить, их ничем не заменишь в пище. И вот в молоке оказалось достаточно белков: в 1 стакане столько, будто в нем разболтали 2 яйца. Жидкое молоко не такое уж водянистое. Сыворотку, которая осталась после отделения творога, поставили кипятить, выпаривать. Когда она загустела и стала светло-коричневой, ее поставили на холод. Утром на стенках сосуда осели желтые кристаллики. Кристаллики на вкус были приятные, сладкие. Это молочный сахар. Значит, в молоке есть и жиры, и белки, и сахар. Были в молоке и витамины.
3. Практическая работа “Состав продуктов”.
– А как же обстоят дела с другими продуктами питания? Хотите узнать содержание питательных веществ в различных продуктах? Тогда мы выполняем практическую работу. План практической работы висит на доске, прочитайте его. У каждого на парте лежит таблица (таблица 1), внимательно прочитайте план работы и заполните таблицу.
План
1. Внимательно изучи этикетки на упаковках различных продуктов. На этикетках указано, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся в этих продуктах.
2. Результаты исследования занеси в таблицу в тетради.
3. Сравни данные о содержании питательных веществ в разных продуктах. Укажи продукты, богатые белками, жирами, углеводами.
Таблица 1
Продукты |
Состав, % |
||
…… …… …… …… |
Белки |
Жиры |
Углеводы |
|
Далее учитель предлагает сделать сводную таблицу на доске (таблица 2):
Таблица 2.
Продукты, богатые |
||
жирами |
углеводами |
белками |
… … … … … |
… … … … … |
… … … … … |
Дети совместно с учителем делают вывод: больше всего белков содержатся в …, …, ….. При недостатке белков в организме снижается работоспособность, задерживается рост, уменьшается сопротивляемость к различным заболеваниям. Жиров много в …, …, …. Жиры – продовольственные и топливные склады, строительный материал для нервной ткани и мозга. Углеводами богаты…, …, …. Углеводы – основной источник энергии для подвижных игр, бега, физической и умственной работы.
4. Пищеварительная система.
– Рассмотрите таблицу (на доске). Как она называется? Что такое вообще система органов? Твоему организму нужна по-особому обработанная пища. Для того чтобы обед пошел впрок, все, что попало в рот – котлета и каша, картофель и хлеб, масло и варенье, яблоко и конфета, – все должно перевариться и всосаться в кровь. ( Рассказ учителя о пищеварительной системе по таблице, один из подготовленных учеников рассказывает о печени)
– Процесс пищеварения начинается во рту. Стоит глазам увидеть что-нибудь вкусное, а носу уловить аппетитный запах, как во рту появляется слюна. Это начали работать слюнные железы. Они выделяют слюну, и она по тонким каналам, проложенным в щеках, стекает в рот. Слюна смачивает попавшую в рот пищу, иначе ее трудно будет разжевать и проглотить. Затем через глотку и пищевод пища попадает прямо в желудок. Желудок-это главное отделение “внутренней кухни”. В его мускулистых стенках находятся особые железки. Они выделяют кислые соки, способные растворить большую часть веществ, из которых состоит пища. Наш организм устроен очень хитро, он заранее готовится к принятию пищи, выделяя желудочный сок, как только мы подумаем о еде или ее увидим. Появляется аппетит – позыв на еду. Чем красивее еда, чем заманчивее она пахнет, тем больше выделяется слюны и желудочного сока, а это значит, что пища перевариться быстрее и принесет больше пользы. Трудится желудок добросовестно, но медленно. С овощами или фруктами он справляется быстро, с мясом дольше. Основное количество пищи в желудке переваривается около 4 часов. Однако один желудочный сок не может переработать все вещества, которые были в обеде или завтраке. Поэтому желудок время от времени сокращается и проталкивает по частям полупереваренную пищу дальше, в кишки. А почему надо хорошенько прожевывать пищу и не проглатывать слишком больших кусков? (Этим мы задаем желудку непосильную работу). Ему приходиться браться не за свое дело – выполнять обязанности зубов и слюны. И вот пища отправляется в длинное путешествие по извилистому лабиринту тонкой кишки – самой длинной части пищеварительной системы, 6 метров. Жидкая кашица медленно движется по темным закоулкам тонкой кишки и переваривается. По мере того как пища переваривается, питательные вещества через стенки тонкой кишки всасываются в кровь, направляются в печень и разносятся по телу. Большую роль в пищеварении играет печень. Оставшиеся непереваренными вещества продвигаются в последний отдел “внутренней кухни” – в толстую кишку. Длина ее около 1,5 м. полезные кишечные микробы, постоянно живущие на стенках толстой кишки, перерабатывают уцелевшие остатки пищи. В толстом кишечнике всасывается большая часть воды из пищевой массы. Так заканчивается длинное путешествие съеденной нами пищи. В дорогу она отправилась в виде кусочка хлеба, супа, каши, котлеты. А к концу путешествия превратилась в маленькие капельки прозрачной жидкости. Полутвердые непереваренные отходы продвигаются вниз в прямую кишку и выбрасываются из организма.
5. Как правильно питаться.
– Итак, как и вся наша жизнь, так и наше питание должно подчиняться определенным правилам. Каким, вы сейчас расскажете сами. Мы выводим правила питания. Задание следующее: нужно внимательно прочитать текст, который я вам раздам на листочках, проанализировать его и вывести правило питания.
Дети получают листочки, читают, обсуждают, выводят правила.
1 ситуация.
В столовой за одним столиком сидели мальчик и пожилой человек. Мальчик торопился на футбольный матч и поэтому ел очень быстро. Старик укоризненно посмотрел на своего соседа.
– Хотел бы я знать, что ты сейчас делаешь? – обратился он к мальчику.
Тот удивился.
– Разве вы не видите? Я ем кашу.
– Но ведь ты ее совсем не пережевываешь!
Мальчику стало смешно:
– А зачем я ее буду жевать – она и так жидкая.
Что ответил старик мальчику?
1 правило: Пищу нужно тщательно пережевывать, а не проглатывать на ходу. Пища не должна быть очень горячей, обжигающей.
2 ситуация.
Второклассник Петя со своими друзьями катался в лесу на лыжах. Придя домой, он сказал маме:
– Здорово! Но я такой голодный! Сейчас возьму из холодильника сладкий сырок, булочку и запью это газировкой.
Что ответила мама?
2 правило питания: Булочек и сладостей нужно есть поменьше, особенно на голодный желудок. Нужно стараться есть разнообразную пищу.
3 ситуация.
У пятиклассницы Лены родители рано уходят на работу. В школу Лена собирается самостоятельно: встает, делает зарядку, умывается, все как положено, и отправляется в школу. Но уже на первом уроке у Лены начинает болеть голова. Что она делает не так?
3 правило: Утром перед школой надо обязательно завтракать. Переваривание пищи занимает несколько часов, поэтому через некоторое время мы опять хотим есть – это значит, что организму нужна пища. Вот почему надо есть регулярно.
– С остальными правилами питания вы можете познакомиться, прочитав статью учебника.
6. Обобщение.
– Какие питательные вещества человек получает с пищей? Из каких органов состоит пищеварительная система? Что нового узнали о том, как правильно питаться?