Наречие как часть речи

Разделы: Начальная школа


Цель. Познакомить с новой частью речи. С отличительным морфологическим признаком – неизменяемость. Вопросами наречий. Синтаксической ролью.

I. Наблюдение и сопоставление наречия и прилагательного.

Хороший воздух укрепляет здоровье
хорошо отдохнули мы в лесу

В этот день обедали поздно.
На дворе уже был поздний вечер.

  • Выписать однокоренные слова вместе с теми словами, к которым они относятся. Обозначьте в словосочетаниях главное слово и поставьте вопрос.

сущ

прилаг

(воздух какой? хороший)
  • Обозначьте имя прилагательное. Докажите. (Отвечает на вопрос какой, обозначает признак предмета, относится к существительному)
  • На какой вопрос отвечает другое однокоренное слово и какой частью речи оно связанно?

Вывод: Наречие – это часть речи, которая отвечает на вопросы как? когда? и связанно с глаголом.

Работа с плакатом.

Вопросы Смысловая нагрузка
Где? Куда? Откуда?

Почему?

Зачем?

Как? Каким образом?

Когда? Как долго? В какой степени? Сколько? Насколько?

места

причины

цели

образа действия

времени

  • Наречие связанно с разными частями речи. Чаще всего наречия поясняют глаголы (они позволяют уточнить как, где, когда, почему и зачем совершаются действия)

Заскрипела (как?) тихонько
Пряли (когда?) вечерком
Проехали (где?) справа

  • Наречия поясняют имена прилагательные (позволяют усилить признак предмета)

Исключительно стойкий
Очень хороший
Удивительно смелый

II. Упражнение в распознавании. Определение синтаксической роли. Член предложения.

  • Запишите под диктовку. Солнце невысоко поднялось над горизонтом.
  • Разберите по частям речи и членам предложения.
  • Каким членом предложения является наречие?

Вывод: наречие в предложение является обстоятельством.

  • Выпишите словосочетание с наречием. Поставьте вопрос.
  • Какие части речи поясняет наречие?

Самостоятельная работа.

  • Спишите. Разберите по частям речи и членам предложения. Выпишите словосочетание с наречием. Поставьте вопрос.

I вариант

В проруби зябко играет и дышит вода.

II вариант

Приближалась довольно скучная пора.

III. Упражнение в распознавании. Определение неизменяемости наречия.

  • Запишите словосочетания в два столбика: наречие, прилагательные.

Рано вставал, ранний восход, чудесно сверкал, устный ответ, чудесное сверкание, устно ответил.

  • Устно измените словосочетания по родам, по числам.

Вывод: Наречие – неизменяемая часть слова.

IV. Самостоятельная работа.

I уровень. Запишите к данным глаголам наречия.

1 вариант. Говори … , учись … , думай … , сиди … , прыгай … .

2 вариант. Читай … , слушай … , пиши … , бегай … , смотри … .

II уровень.

1 вариант. Напиши к наречиям противоположные по смыслу.

Близко, много, рано, поздно, громко, легко, вверху, грустно.

2 вариант. Напиши к наречиям близкие по смыслу.

Холодно, правильно, скоро, вокруг, печально, верно, гладко, тихо.

V. Закрепление изученного.

Слетел с ветк_.

Глубоко дыш_шь.

Ранн_ _ утро.

VI. Итог урока.

Рассказать, что узнали о наречии по плану.

  1. Что такое? (часть речи)
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. С какой частью речи связанно? (Глагол, прилагательное)
  4. Как изменяется? (Неизменяемая)
  5. Роль в предложении. (Обстоятельство)

VII. Домашнее задание.

Списать наречия. Поставить вопрос наречию. Выполнить задание под цифрами.

Исключительно чистый, прочитал внимательно, чрезвычайно умный2, приехал3 засветло, упал навзничь, удивительно наивный, поразительно честный, болтать без умолку.

глагол

наречие

Образец: сверкать (как?) чудесно.