Цель. Познакомить с новой частью речи. С отличительным морфологическим признаком – неизменяемость. Вопросами наречий. Синтаксической ролью.
I. Наблюдение и сопоставление наречия и прилагательного.
Хороший воздух укрепляет здоровье
хорошо отдохнули мы в лесу
В этот день обедали поздно.
На дворе уже был поздний вечер.
- Выписать однокоренные слова вместе с теми словами, к которым они относятся. Обозначьте в словосочетаниях главное слово и поставьте вопрос.
сущ | прилаг |
(воздух какой? | хороший) |
- Обозначьте имя прилагательное. Докажите. (Отвечает на вопрос какой, обозначает признак предмета, относится к существительному)
- На какой вопрос отвечает другое однокоренное слово и какой частью речи оно связанно?
Вывод: Наречие – это часть речи, которая отвечает на вопросы как? когда? и связанно с глаголом.
Работа с плакатом.
Вопросы | Смысловая нагрузка |
Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Каким образом? Когда? Как долго? В какой степени? Сколько? Насколько? |
места причины цели образа действия времени |
- Наречие связанно с разными частями речи. Чаще всего наречия поясняют глаголы (они позволяют уточнить как, где, когда, почему и зачем совершаются действия)
Заскрипела (как?) тихонько
Пряли (когда?) вечерком
Проехали (где?) справа
- Наречия поясняют имена прилагательные (позволяют усилить признак предмета)
Исключительно стойкий
Очень хороший
Удивительно смелый
II. Упражнение в распознавании. Определение синтаксической роли. Член предложения.
Вывод: наречие в предложение является обстоятельством.
- Выпишите словосочетание с наречием. Поставьте вопрос.
- Какие части речи поясняет наречие?
Самостоятельная работа.
- Спишите. Разберите по частям речи и членам предложения. Выпишите словосочетание с наречием. Поставьте вопрос.
I вариант В проруби зябко играет и дышит вода. |
II вариант Приближалась довольно скучная пора. |
III. Упражнение в распознавании. Определение неизменяемости наречия.
Рано вставал, ранний восход, чудесно сверкал, устный ответ, чудесное сверкание, устно ответил.
- Устно измените словосочетания по родам, по числам.
Вывод: Наречие – неизменяемая часть слова.
IV. Самостоятельная работа.
I уровень. Запишите к данным глаголам наречия.
1 вариант. Говори … , учись … , думай … , сиди … , прыгай … .
2 вариант. Читай … , слушай … , пиши … , бегай … , смотри … .
II уровень.
1 вариант. Напиши к наречиям противоположные по смыслу.
Близко, много, рано, поздно, громко, легко, вверху, грустно.
2 вариант. Напиши к наречиям близкие по смыслу.
Холодно, правильно, скоро, вокруг, печально, верно, гладко, тихо.
V. Закрепление изученного.
Слетел с ветк_.
Глубоко дыш_шь.
Ранн_ _ утро.
VI. Итог урока.
Рассказать, что узнали о наречии по плану.
- Что такое? (часть речи)
- На какие вопросы отвечает?
- С какой частью речи связанно? (Глагол, прилагательное)
- Как изменяется? (Неизменяемая)
- Роль в предложении. (Обстоятельство)
VII. Домашнее задание.
Списать наречия. Поставить вопрос наречию. Выполнить задание под цифрами.
Исключительно чистый, прочитал внимательно, чрезвычайно умный2, приехал3 засветло, упал навзничь, удивительно наивный, поразительно честный, болтать без умолку.
глагол |
наречие |
|
Образец: | сверкать (как?) | чудесно. |