Урок психологии в 10-м классе по теме "Воображение"

Разделы: Школьная психологическая служба


Спецкурс «Психология» ориентирован на реализацию потребности учащихся старших классов в самопознании и саморазвитии. Разнообразие рассматриваемых тем позволяет детям получить широкие представления о человеке: как мы познаем окружающий мир, как развивается психика и личность в разном возрасте, чем отличается один человек от другого, что лежит в основе бесконфликтного общения… Урок на тему «Воображение» входит в блок тем о познавательных процессах. На данном уроке учащиеся ознакомятся с понятием «воображение», его ролью в познании окружающего мира, а также узнают о способах развития воображения.

Тема урока: Воображение.

Цель урока: повышение уровня психологической компетентности учащихся.

Задачи:

  • ознакомление учащихся с понятием «ВООБРАЖЕНИЕ»;
  • помощь в осознании своей индивидуальности, формирование у школьников адекватного «образа Я»,
  • развитие навыков самоанализа и саморазвития.

ХОД УРОКА

«Спасибо, Кристофер Робин. Ты здесь единственный, кто понимает в хвостах. Остальные не способны думать. Вот в чем их беда. У них нет воображения. Для них хвост – это не хвост, а просто добавочная порция спины.» (А. Милн) <Приложение 1. Слайд 1>

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воображении. Или о фантазии, ведь эти слова являются синонимами. Слово «фантазия» наверняка вам знакомо. Как вы думаете, фантазия – это что такое?

Выслушиваются ответы детей

Фантазия или воображение – это психический процесс. Это мысленное воспроизведение чего-либо или кого-либо.  <Приложение 1. Слайд 2> Запись определения в тетради.
Воображение тесно связано с мышлением, так как образ и мысль всегда выступают в единстве.
Воображение часто помогает представить то, что не поддается непосредственному восприятию.[3]
Сейчас я предлагаю вам представить себе инопланетянина. Получилось? Как он выглядит, опишите.
Выслушиваются ответы детей.

(Как вариант инопланетянина можно нарисовать на отдельных листочках формата А2, листочки склеить между собой прозрачным скотчем таким образом, чтобы получилась стенгазета. Сверху приклеить заголовок «Изучаем воображение» и повесить в классе на стене)

Предлагаю вашему вниманию еще один пример, который покажет вам, что при помощи воображения можно попробовать познать что-то, что не поддается непосредственному восприятию. Один индийский ученый объяснял своим ученикам понятие вечности: «Представьте себе алмазный куб, каждая грань которого равна ширине Ганга. Раз в тысячелетие прилетает ворон и чистит свой клюв об алмазную глыбу. Постепенно глыба истачивается. Время, в течение которого вороний клюв изотрет всю глыбу так, что от нее не останется и зернышка – лишь мгновение в вечности» [2]

В качестве еще одного примера, демонстрирующего процесс воображения, можно вспомнить начало книги Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»:
«Когда мне было шесть лет, в книге под названием "Правдивые истории", где рассказывалось про девственные леса, я увидел однажды удивительную картинку. На картинке огромная змея - удав - глотала хищного зверя. В книге говорилось: "Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться и спит полгода подряд, пока не переварит пищу". Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок N 1. Вот что я нарисовал. Я показал мое творение взрослым и спросил, не страшно ли им. - Разве шляпа страшная? - возразили мне. А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять. Это мой рисунок N 2. Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника». <Приложение 1. Слайд 3>

Воображение бывает нескольких видов <Приложение 1. Слайд 4>  (Запись схемы в тетради происходит в процессе объяснения.)

1. Активное воображение. Оно включает в себя воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающее воображение – это создание образа предмета по его описанию.

Например, представьте себе зеленое мясистое растение без листочков, усеянное колючками. Что это?
Выслушиваются ответы детей.  Верно, кактус. Вы сейчас воссоздали образ кактуса по его описанию.
Еще пример. Зимой детвора гуляла во дворе. На снегу они стали вытаптывать дорожки. Представьте себе, что Петя от скамейки сделал на север 10 шагов, затем повернул на восток и прошел 5 шагов, потом сделал 5 шагов на юг, затем повернул на запад, и снова прошел 5 шагов. Какая фигура получилась из следов на снегу?
Выслушиваются ответы детей.
Творческое воображение – это создание новых образов. Творческое воображение отличается одним свойством – как ни своеобразны новые образы, они всегда объединяют ранее известные предметы или части предметов. Например – избушка на курьих ножках, кентавр – лошадь с торсом мужчины, сфинкс – крылатый лев с головой человека.

2. Пассивное воображение. Образы пассивного воображения возникают помимо воли и желания человека. Представьте, что вы идете по темной улице. Раскидистое дерево может показаться вам сказочным чудовищем – это будет работать пассивное воображение.

3. Продуктивное воображение – сознательное построение какого-либо образа  и творческое его преобразование.

4. Репродуктивное воображение – воспроизведение реальности в том виде, в каком она есть. Например, представьте себе лицо мамы. Этот вид воображения больше напоминает память или восприятие.

Воображение появилось благодаря трудовой деятельности человека. Сейчас оно является неотъемлемой частью нашей жизни. Хорошо развитое воображение помогает нам во всех областях жизни – в учебной деятельности, в творчестве, в быту, в профессиональной деятельности.

Существуют упражнения, направленные на развития воображения. Эти упражнения развивают заодно и мышление, так как мысль и образ едины.

Упражнения на развитие воображения:

1.  В течение 5 минут придумать и написать как можно больше вариантов использования обыкновенного карандаша. Можно придумывать самые нелепые - с точки зрения здравого смысла- вещи, непременное условие – чтобы карандаш можно было в принципе применять в этом качестве (например, вместо скалки при раскатывании теста) [3]

2. На белом листочке нарисуйте 20 кружочков одинакового диаметра. Каждый кружочек нужно превратить в рисунок. Кружочки можно объединять между собой.
(Информация для учителя – при наличии времени в классе можно провести методику «Круги»)
Такое же упражнение можно выполнять, используя вместо кругов квадраты, треугольники или овалы.

3. Посмотрите на рисунок <Рисунок 1Как вы думаете, на что это похоже?

Выслушиваются ответы детей. Затем также предъявляются <Рисунок 2> и <Рисунок 3> [1]

Домашнее задание:

Дома в течение 30 минут составить и записать в тетрадь логически связный рассказ со словами: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. [3]

Список литературы:

  1. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л.  Для тебя и о тебе: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Платонов К.К. Занимательная психология. – М.: Молодая гвардия, 1986.
  3. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: учеб. пособие для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1995.