Цели:
- Образовательные:
- проверить практические навыки и умения при
работе с обыкновенными и десятичными дробями, а
именно:
- сложение, вычитание, сравнение десятичных дробей, умножение и деление десятичной дроби на натуральное число, округление десятичных дробей;
- сложение, вычитание обыкновенных дробей с равными знаменателями, сравнение обыкновенных дробей;
- решение задач на дроби; на движение по реке, решение задач с помощью уравнений;
- проверить практические навыки и умения при
работе с обыкновенными и десятичными дробями, а
именно:
- Развивающие:
- активизировать работу учащихся за счет использования на уроке игровых моментов, исторических сведений, современных информационных технологий; индивидуализировать работу учащихся;
- Воспитательные:
- развивать логическое мышление учащихся в области математики, сообразительность, умение быстро ориентироваться в обстановке, воспитывать внимание, тренировать память.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наш урок.
Сегодня мы еще раз убедимся в том, что знания,
которые мы получаем на уроке математике, нужны
нам в реальной жизни. Ключевое слово нашего урока
это – дробь. Какие дроби вы знаете? (Обыкновенные,
десятичные, правильные, неправильные…)
– Тема нашего урока: Дроби вокруг нас. Откройте
тетради, запишите тему урока, и дату – 13 марта.
Интересное и меткое «арифметическое сравнение»
сделал Л.Н.Толстой. Он говорил, «что человек
подобен дроби, числитель которой есть то, что
человек представляет собой, а знаменатель – то,
что он думает о себе. Чем большего человек о себе
мнения, тем больше знаменатель, а значит тем …
(меньше) дробь.» Вставьте подходящее слово в
высказывание великого русского писателя. Почему?
Скажите правило.
2. Актуализация знаний
– Какие дроби вы знаете? (Обыкновенные и
десятичные).
– Какие действия над дробями вы можете
выполнять?
– Для успешной работы на уроке я предлагаю вам
разминку.
1. Сравнить
2. Мы хорошо поработали и вспомнили все правила,
а теперь вам предстоит выполнить небольшую
самостоятельную работу.
Наш урок сегодня будет необычным, мы отправимся в
путешествие. Чтобы узнать куда, надо решить
следующие задания по вариантам на карточках,
которые лежат у вас на партах
1 вариант.
Фамилия, имя_________________________________
Вычисли:
- 1,835 – 0,235=…………………Н
- 2,717 + 4,183 =………………...Т
- (7,432 – 1,232) : 2=…………….К
- 0,36 : 9 =……………………….С
- 8,57 · 10 =………………….. …«–»
- 102,3 : 100 =…………………...А
0,04 |
1,023 |
1,6 |
3,1 |
6,9 |
85,7 |
|
|
|
|
|
|
В нижнюю строчку запиши буквы, стоящие рядом с ответами.
2 вариант.
Фамилия, имя_________________________________
Вычисли:
- 1,365 – 0,265 =………………Б
- 2,681 + 2,519 =………………П
- (6,723 + 1,377) : 9 =………….У
- 3,6 : 3 =……………………….Р
- 493,7 :10 =……………………Е
- 205,2 : 100 =………………….Т
- 72,5 : 100 =…………………...Г
5,2 |
49,37 |
2,052 |
49,37 |
1,2 |
1,1 |
0,9 |
1,2 |
0,725 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В нижнюю строчку запиши буквы, стоящие рядом с ответами.
3. Постановка целей урока
Итак, мы отправляемся в путешествие по городу
Санкт-Петербургу. Как выдумаете, как могут быть
связаны дроби и город Санкт-Петербург?! Для этого
подумайте над ответом на следующий вопрос: Где в
нашей жизни встречаются дроби? (Когда узнаем
время, взвешиваем товар в магазине, в измерениях).
Совершенно верно, с помощью дробей мы можем
измерять длины, делить целое на части. Дроби
окружают нас везде.
Итак, сегодня на уроке мы будем решать задачи,
применяя знания действий с дробями, которые
взяты из истории замечательного города
Санкт-Петербурга. Цель урока – решить
практические задачи на дроби, взятые из реальной
жизни.
4. Практическое приложение решения задач на дроби
Итак, город Санкт-Петербург. Слайд.
По числу рек, каналов и протоков (более 80)
Петербург занимает первое место в России и одно
из первых мест в мире. Река Нева – символ города.
Название ее произошло от финского слова «нев»,
что означает море. Имя этой реки дано главной
улице города: Невскому проспекту.
1 и 2 задачи (на части)
1) Протяженность реки Невы 74 км. По городу протекает 16/37 реки. Какова протяженность реки по городу?
2) Протяженность Невского пр. от Канала
Грибоедова до Литейного моста равна 1,5 км, что
составляет всего Невского пр. Найдите длину
Невского пр.
Что мы узнали о городе? Что повторили по
математике?
3) А) Скорость экскурсионного теплохода 17,6 км/ч,
течение реки Невы равно 5,5 км/ч. Найдите скорость
теплохода по течению реки и против течения.
Б) Хватит ли теплоходу 1 ч, чтобы совершить
экскурсию по городу?
5. Оздоровительная пауза
Дети, встаньте, поднимите руки вверх, глубоко вдохните, опустите руки – выдохните (3 раза).
4) Площадь Зимнего дворца 19780 кв. саженей. Выразите ее в кв. м, если известно, что 1 кв. сажень = 4,55 м2. Округлите ответ до десятков тысяч и выразите в га.
5) Александрийский столп состоит из постамента,
ствола и ангела.
Известно, что высота всего памятника 47,5 м. Высота
ствола на 21,32 м больше, а высота постамента на 13,4 м
больше, чем высота Ангела. Найдите высоту каждой
составляющей памятника.
6) Высота Исаакиевского собора на 29,02 м больше, чем высота шпиля Адмиралтейской крепости, и на 20,93 м меньше, чем высота шпиля Петропавловской крепости. Зная, что высота Исаакиевского собора равна 101,52 м, определите высоту шпиля Адмиралтейства и шпиля Петропавловской крепости.
7. Подведение итогов урока, оценивание деятельности на уроке
8. Домашнее задание
1 вариант. 1. Расставьте запятые так, чтобы равенства были верными
2. Протяженность Невского проспекта 4,5 км. От
Канала Грибоедова до Аничкова моста расстояние
составляет 3. Дворцовый мост имеет в длину 122 сажени, а в ширину 13 сажень. Выразите эти размеры в м, зная, что 1 сажень = 2,134 м. Округлите значение величин с точностью до 1 м. |
2 вариант. 1. Расставьте запятые так, чтобы равенства были верными
2. В 2007 году в городе на Неве было 170 пасмурных
дней, дни с туманами составляют 3. Дворцовый мост имеет в длину 122 сажени, а в ширину 13 сажень. Выразите эти размеры в м, зная, что 1 сажень = 2,134 м. Округлите значение величин с точностью до 1 м. |