Цели урока:
- закрепление навыков построения точки по ее координатам;
- развитие внимания и аккуратности;
- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Оборудование: портрет Незнайки, миллиметровая бумага; на доске: координатная плоскость с изображенными на ней точками, координаты точек для построений.
ХОД УРОКА
Организационный момент
– Ребята, наверняка, все вы знакомы с героями книги Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Сегодня в городе коротышек произошло чрезвычайное происшествие. Из конструкторского бюро Винтика и Шпунтика исчезли секретные чертежи. Незнайка решил помочь своим друзьям, но у него не все получается, ведь он многого не знает. Давайте поможем ему!
Устные упражнения
(На доске появляется портрет Незнайки)
– Незнайка установил, где может находиться
тайник с чертежами, но как сообщить об этом
друзьям, он не знает. Давайте поможем ему.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы.
– Как определить положение точки на плоскости?
– Что называют координатами точки?
– Как записывают координаты точек?
(Учащиеся отвечают на вопросы)
– Теперь, пожалуйста, назовите координаты точек, изображенных на доске.
– Итак, Незнайка добрался до тайника, но не может открыть его, так как не знает, как правильно расставить буквы шифра. Перед вами, ребята, шифр, с помощью которого можно открыть замок тайника.
а |
р |
б |
о |
в |
2444 | 111 | 34 | 3 | 37 |
– Правильно расставить буквы помогут результаты действий данного примера, расставленные в порядке их выполнения (Один ученик решает пример у доски, остальные в тетрадях).
Пример:
– Браво! Незнайка добрался до чертежей, но опять огорчение. Вместо чертежей он нашел только координаты точек. Нам придется восстановить чертежи. (Класс делится на три группы, каждой из которых дается набор координат1. Учащиеся самостоятельно выполняют построение на миллиметровой бумаге.) Точки, координаты которых записаны в одной строчке, необходимо соединить друг с другом отрезками по порядку.
1 группа:
(–7;0) (–5;2) (7;2) (9;5) (10;5) (10;1) (9;0) (–7;0) (0;2) (5;6) (7;6) (4;2) (0;1) (6;–3) (8;–3) (4;1) (0;1)
2 группа:
(0;0) (–10;1) (0;16) (–1;2) (0;0) (–9;0) (–8;–1) (–6;–2) (–3;–3) (–5;–3) (10;–2) (12;–1) (13;0) (–9;0) (0;0) (0;16) (12;2) (0;0)
3 группа:
(1;5) (0;6) (–1;5) (0;4) (0;–8) (–1;–10) (0;1) (0;–8) (–4;–6) (–1;10) (0;12) (1;10) (4;–6) (–4;–6) (–3;–6) (–6;–7) (–2;1) (–3;–6) (2;1) (3;–6) (6;–7) (2;1)
(Учитель проверяет правильность построений. Лучшая работа каждой группы помещается на доску).
– Молодцы, ребята! Чертежи восстановлены. Вы видите, что изображено на чертежах. (1 группа – самолет; 2 группа – парусник; 3 группа – ракета). Нам осталось произвести технические расчеты, и Незнайка выполнит все, что поможем ему добиться поставленной цели..
(Учащиеся самостоятельно по вариантам решают примеры из №839. 1вариант – под цифрой 2; 2 вариант – под цифрой 3)
После проверки решения, подводятся итоги урока.
Дается задание на дом