«Идеал воспитания – это сочетание ума мудреца с силой и здоровьем атлета»
Ж.Ж.Руссо
|
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, давайте уточним, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей и общепринятой во всем мире является формулировка, разработанная ВОЗ: «Здоровье-это состояние полного физического, психического, социального благополучия». Выпадение хоть одной из этих частей приводит к неполноценности целого. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний. Но до чего, же неполно это представление! А ведь критериями здоровья являются и предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости и многое другое.
Дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников совершенствования и сохранения здоровья, приведут к положительным результатам.
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются первостепенной задачей детских садов.
Вот уже третий год приоритетным направлением работы нашего ДОУ №11 “Елочка” является формирование у дошкольников поведенческих навыков здорового образа жизни через продуктивные виды деятельности в режиме дня.
Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей, поставленные в Концепции дошкольного воспитания, коллектив, работая по программе Васильевой, поставил перед собой три основные задачи:
- сохранить здоровье детей;
- создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
- обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
С этой целью была разработана система комплексных мероприятий по оздоровлению детей: работа по адаптации детей, приобщение их к здоровому образу жизни, проведение плановых мероприятий по профилактике ОРВИ, соблюдение оздоровительного режима в семье и дошкольном учреждении, закаливающие процедуры и самомассаж, использование пальчиковой гимнастики, регулярное проведение утренней гимнастики с применением упражнений на дыхание.
Дети раннего возраста в большей степени, чем старшие подвержены заболеваниям. Малышам присуще повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Безусловно, до достижения ребенка 3-х лет ему лучше оставаться рядом с родными и близкими людьми. Но наступает момент, когда ребенку недостаточно общения с ограниченным кругом людей, ему нужны новые друзья и новые впечатления. Здесь на помощь приходит детский сад.
С сентября 2008 года у нас открылась вторая группа – младшая. Поэтому как никогда уделялось особое внимание адаптации детей к ДОУ. Не имея на базе детского сада единицы психолога, большая работа по данной проблеме была проведена воспитателями. Проходили консультации с родителями еще до поступления ребенка в детский сад. Были даны некоторые рекомендации по режимным моментам. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов “ребенок — взрослый” и “ребенок — ребенок” и обязательно включающей игры и упражнения, является одной из самых основных задач, поставленных перед воспитателями нашего ДОУ.
Уже в раннем возрасте у детей начинают проявляться артистические способности. Игры-драматизации очень полезны, потому что их можно использовать во всех формах работы. В игре снижается скованность, малыш раскрывается, развивается фантазия, воображение. Например: имитируя позу «кошки» ребенок учится расслаблять мышцы. Его память воспроизводит «кошачьи» черты (малыш выгибает спинку, мяукает, ползает на коленях). Или идем по дорожке так, как это делает зайчик, медвежонок и т.д.
В настоящее время характерно увеличение количества детей с нарушением зрения. Поэтому профилактика зрения – это одна из важнейших задач. После каждого занятия, связанного с напряжением глаз, мы тренируем мышечный аппарат глаз у детей простыми упражнениями: рассматриваем комнатные растения, т.к. зеленый цвет благоприятно действует на зрение. Рассматриваем предметы близко и далеко, смотрим в окно. Расставляем яркие игрушки на разной высоте, для того, чтобы дети находили их глазами. Также делаем с детьми несложную гимнастику для глаз:
И.п.: сидя, крепко зажмурить глаза 3-5 сек.,
затем открыть. Повторить 6-8 раз.
И.п.: сидя, быстрые моргания 20 сек.
И.п.: сидя, плотно закрыть и хорошо открыть глаза.
Повторить 5-6 раз.
И.п.: сидя, мягкие нажимы на верхние веки обоих
глаз в течение 1-2 сек.
Организовать закаливание в ДОУ гораздо сложнее, чем дома. Дети, особенно в раннем возрасте, не обладают достаточной самостоятельностью.
Проводим воздушное закаливание. После сна дети снимают одеяла и 2-3 мин выполняют 2-3 упражнения (потягивание, подтягивание ног к груди, упр-е «Велосипед», перевороты с живота на спину «жуки». Упражнения сопровождаются и эмоциональным настроем (потешки). Далее следует перебежка в группу по «колючим» дорожкам, где дети выполняют различные виды ходьбы, постепенно переходя к дыхательной гимнастике и точечному массажу. Также в качестве закаливающего средства, приучаем детей ходить босиком, полоскание рта после каждого приема пищи.
Во время занятий воспитатели проводят с
детьми пальчиковую гимнастику. В свободное время
дети скатывают бумагу в шарики, разглаживают
скомканные ширики, перекладывают мелкие
предметы из одной коробки в другую. Есть у нас
«сухой бассейн»: ищут фигурки на ощупь в коробке
с горохом.
Одна из важнейших задач физического воспитания и
оздоровления – формирование правильной осанки.
Постоянно обращаем внимание как на занятиях, так
и в свободное время на правильность осанки.
Проводим систематически упражнения на ее
формирование.
Для профилактики плоскостопия применяем палки,
коврики с пуговицами, карандашами, дорожки со
следами. Включаем такие виды деятельности,
как ходьба на носочках, по ребристой доске,
катание палки ступней и пальцами ног, захват и
подъем пальцами ног карандашей.
В оздоровительно-профилактическую работу входит обоснованное питание. Включаем в меню мясо, рыбу, свежие овощи и фрукты. Дети пьют дрожжевой напиток/
Огромное значение для оздоровления детей имеет оснащение физкультурным и спортивно-игровым оборудованием. Но из-за финансовых трудностей мы не в силах приобрести новое «магазинское». Поэтому решили выйти из этой ситуации таким путем: стали применять на занятиях физической культуры нестандартное оборудование, изготовленное совместно с родителями. Это и «ловишки», «снегоступы», скамейки-степы, «карусель» из зонта и еще многое другое. Каждое из такого оборудование предназначено для отработки определенных умений и навыков может применяться в различных формах работы с детьми. Например: «снегоступы» предназначены для развития чувства ритма в ходьбе, координации рук и ног при ходьбе и беге, организации свободной двигательной деятельности детей. Использование: различные эстафеты, общеразвивающие упражнения, физкультурно-оздоровительный досуг.
На участке у нас начинаем помаленьку оборудовать спортивную площадку: имеются бревно для ходьбы, дуги для подлезания, пеньки разной высоты.
Особое место отводится и прогулке детей. Свои коррективы, конечно, вносит температурный режим, но в теплую погоду дети находятся определенное время на улице, где также проходят занятия по физической культуре, подвижные игры, трудовая деятельность.
Огромную работу проводит наш детский сад с родителями, целью которой является всестороннее развитие и воспитание здоровой личности. Встречи проходят в различных формах: родительский комитет, впервые в этом году создан семейный клуб, психолого-педагогические консультации, родительские конференции, родительские собрания, диспуты, лектории, благотворительные акции, дни открытых дверей, совместные праздники, творческие встречи. Благодаря порой нестандартному подходу в общении с родителями, прослеживается положительная тенденция отношения родителей к воспитателям, работникам и вообще к образовательному учреждению. Ярким примером этого служит наш участок – это совместное «детище» педагогов и родителей.
Работа детского сада в физкультурно-оздоровительном направлении поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, заставляет их заниматься самообразованием, организует учебно-воспитательную деятельность, создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей.
Используемая нами система оздоровления детей принесла результаты. По сравнению с предыдущим годом заболеваемость детей снизилась от 60 до 44,8 %. Сократилось число болезней у часто болеющих детей. Улучшилась посещаемость детей в ДОУ: в 2007 году – 49%, в 2008 году – 65%.
Кроме того, все эти воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение к своему организму, прививают необходимые санитарно-гигиенические навыки – словом – учат вести здоровый образ жизни с раннего детства.