Урок ИЗО по теме "Андрей Тарханов - мансийский поэт, певец тихих песен с добрым и пророческим взглядом на мир"

Разделы: МХК и ИЗО


Задачи урока:

  • Прикосновение к творчеству А.Тарханова, познание богатства культуры мансийского народа.
  • Развитие творческого воображения, умение создавать композиционные построение объектов, пользуясь различной художественной техникой.
  • Эмоционально-эстетическое отношение к изобразительным объектам.
  • Создание атмосферы творческого поиска.

Материалы к уроку: цветная бумага, ножницы, клей, альбомный лист, карандаш, акварель, кисти, палитра, банки для воды.

Оформление: учебная таблица с изображением пейзажей Югорской земли, её обитателей, коренных жителей, ханты и манси, портрет автора, поэта А.Тарханова. Работы учащихся в акварели и технике аппликации. Стихи А.Тарханова. Музыкальное оформление.

Изложение учебного материала:

Учитель знакомит с темой урока, в сопровождении хантыйских мелодий рассказывает:

Андрею Тарханову, мансийскому поэту исполнилось в ноябре 2006 года 70 лет. Он родился в 1936 году в Кандинском районе. Жизненный и творческий путь поэта сложен и труден. Мы не будем подробно останавливаться на биографии поэта, мы сегодня вместе с вами окунёмся в мир его поэтических изысканий, преобразуем в изобразительное начало.

Я думаю, нам это удастся в полной мере.

Красный шёпот рябины,
Красный шёпот ветвей
Я в осенней долине
Взял у песни своей
От рябин одиноких
Наши беды видны,
И коварство убогих,
И предателей сны
Да, я славлю дороги
Где рябины красны
Я – как символ тревоги,
Я – как воин страны.
Будем Богом хранимы,
Я лишь познав красоту.
Из пожара рябины
На дорогу иду.

В этих строках поэт выразил праздник чувств и мыслей человека, трепетно – восхищённого красотой мира, зовущего людей к братству и дружбе, творчеству.
Поэт говорит о своих стихах так:

Моя строка ...
она, как странник,
Идёт ко мне людской тропой.
В ней нет крикливости эстрадной,
И нет насмешки шутовской.
Она ясна,
она от бога,
От высоты и борозды.
В строке пульсирует тревога,
Живёт предчувствие беды.
И всё-таки счастливый берег
Обрёл я на своём веку –
В Россию страждущую верю,
В её вселенскую судьбу.

Хочется привести строки из краткого очерка о поэзии Андрея Тарханова литературного критика Константина Яковлева:
«Поэзия Тарханова – это поэзия человека с проницательным, добрым и прямо-таки пророческим взглядам на мир, на людей. Видимо этот редкий дар получил он от щедрой природы, от языческих священных боров, озёр и рек. «О звериная зоркость и чуткость моя!» – писал он в одном из родных стихотворений. Тарханов – манси по своей марали, по своему взгляду на мир и в то же время – гражданин нашего века».

Тёплые слова в адрес поэта пишет венгерская поэтесса Анна Беде:

«Друг наш, поэт, кого я давно не видела: ты, певец тихих песен, настоящий европеец и азиат, с маленькими, прищуренными вогульскими глазами, родившийся в таёжном посёлке для благоговейных ночей, для звенящих волшебных утр, ты, убежавший от пламени костра, когда жизнь была в дыму, когда улетели и птицы.
Андрей! Человек, улыбающийся в бурях, в поединке огня  и льда – кроток и мудр. Ты, никогда не покидая своей народ, очищенный болью.  Приедешь ли ты когда–нибудь  к нам в птичий рай, принесёшь ли нам мечтающие в снегах леса, мерзнущие на холоде бледно- кудрявые узоры, вёселые болотные ягоды, прекрасную повесть о возобновившейся человеческой жизни».

Учитель обращает внимание на то, что многие дети уже знают наизусть стихи Андрея Тарханова, приглашает прочесть их перед аудиторией. Учащиеся с выражением читают  «Снежный танец», «Ода бруснике», «Белая симфония».
Учитель призывает учащихся в свободное время читать стихи поэта, сборники его произведений всегда имеются в школьной библиотеке.

Затем, учитель читает стихотворение «Сосновая поляна»:

Сосновая поляна в кедраче
Подобна восхитительному чуду.
И рыжая хвоинка на плече…
Она присела только на минуту
Ёе как неизвестную печаль
Уносит тихо паутинка вдаль
Здесь музыка живительна с утра,
И сосны, распевающие с кручи,
И голос старикана – глухаря,
Когда заря раскалывает тучу,
И белочки языческий мотив,
Кедровки голос, как всегда, криклив,
Мы знаем – тут нельзя без костерка.
Дымок меж сосен в небо заструился.
Лазурский, ярче стали облака,
В них клин гусей, как паутина, скрылся
Но странный звук лазури той остался.
Он плакал, звал, стонал, он восторгался –
То с нами день сегодняшний прощался.

Учащиеся замечают, что в стихотворении много красивых, необычных сравнений «живительная музыка леса», «поющие сосны», «старикан-глухарь»,  «заря, раскалывающая тучи»  и т.д.

Практическая часть

Учитель просит выстроить по стихотворению композицию предполагаемого рисунка, найти композиционный центр, использовать перспективное сокращение; предварительно объяснив Учащимся употребляемую терминологию: 

Композиция – это составление, соединение, сочетаний различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Композиционный центр – это центральная сюжетная завязка, основное действие в картине.
Перспектива – наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности, так как в натуре.

Необычайность урока, замечает учитель, состоит в том, что сосновую полянку ученики будут изображать, пользуясь двумя совершенно разными техниками исполнения - аппликацией и живописью.

Аппликация – способ получения изображения, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу разных по цвету кусков бумаги.
Живопись – произведение искусства, выполненное красками (маслеными, акварельными, гуашевыми).

Учащиеся поделены на две группы – одна работает в технике аппликации, другая в технике живописи.

Каждая группа должна определить, что нравится ей в аппликации или в живописи, свои впечатления учащиеся записывают на доске, затем сравнивают полученные записи, делятся впечатлением. Ребята работают с воодушевлением, по-прежнему звучат тихие хантыйские мотивы. Тематическая работа рассчитана на два урока, поэтому завершение изображения проводится на следующем уроке.

Вернисаж выполненных работ станет итогом работы над темой.