Задачи урока:
- Прикосновение к творчеству А.Тарханова, познание богатства культуры мансийского народа.
- Развитие творческого воображения, умение создавать композиционные построение объектов, пользуясь различной художественной техникой.
- Эмоционально-эстетическое отношение к изобразительным объектам.
- Создание атмосферы творческого поиска.
Материалы к уроку: цветная бумага, ножницы, клей, альбомный лист, карандаш, акварель, кисти, палитра, банки для воды.
Оформление: учебная таблица с изображением пейзажей Югорской земли, её обитателей, коренных жителей, ханты и манси, портрет автора, поэта А.Тарханова. Работы учащихся в акварели и технике аппликации. Стихи А.Тарханова. Музыкальное оформление.
Изложение учебного материала:
Учитель знакомит с темой урока, в сопровождении хантыйских мелодий рассказывает:
Андрею Тарханову, мансийскому поэту исполнилось в ноябре 2006 года 70 лет. Он родился в 1936 году в Кандинском районе. Жизненный и творческий путь поэта сложен и труден. Мы не будем подробно останавливаться на биографии поэта, мы сегодня вместе с вами окунёмся в мир его поэтических изысканий, преобразуем в изобразительное начало.
Я думаю, нам это удастся в полной мере.
Красный шёпот рябины,
Красный шёпот ветвей
Я в осенней долине
Взял у песни своей
От рябин одиноких
Наши беды видны,
И коварство убогих,
И предателей сны
Да, я славлю дороги
Где рябины красны
Я – как символ тревоги,
Я – как воин страны.
Будем Богом хранимы,
Я лишь познав красоту.
Из пожара рябины
На дорогу иду.
В этих строках поэт выразил праздник чувств и
мыслей человека, трепетно – восхищённого
красотой мира, зовущего людей к братству и
дружбе, творчеству.
Поэт говорит о своих стихах так:
Моя строка ...
она, как странник,
Идёт ко мне людской тропой.
В ней нет крикливости эстрадной,
И нет насмешки шутовской.
Она ясна,
она от бога,
От высоты и борозды.
В строке пульсирует тревога,
Живёт предчувствие беды.
И всё-таки счастливый берег
Обрёл я на своём веку –
В Россию страждущую верю,
В её вселенскую судьбу.
Хочется привести строки из краткого очерка о
поэзии Андрея Тарханова литературного критика Константина
Яковлева:
«Поэзия Тарханова – это поэзия человека с
проницательным, добрым и прямо-таки пророческим
взглядам на мир, на людей. Видимо этот редкий дар
получил он от щедрой природы, от языческих
священных боров, озёр и рек. «О звериная зоркость
и чуткость моя!» – писал он в одном из родных
стихотворений. Тарханов – манси по своей марали,
по своему взгляду на мир и в то же время –
гражданин нашего века».
Тёплые слова в адрес поэта пишет венгерская поэтесса Анна Беде:
«Друг наш, поэт, кого я давно не видела: ты, певец
тихих песен, настоящий европеец и азиат, с
маленькими, прищуренными вогульскими глазами,
родившийся в таёжном посёлке для благоговейных
ночей, для звенящих волшебных утр, ты, убежавший
от пламени костра, когда жизнь была в дыму, когда
улетели и птицы.
Андрей! Человек, улыбающийся в бурях, в поединке
огня и льда – кроток и мудр. Ты, никогда не
покидая своей народ, очищенный болью.
Приедешь ли ты когда–нибудь к нам в птичий
рай, принесёшь ли нам мечтающие в снегах леса,
мерзнущие на холоде бледно- кудрявые узоры,
вёселые болотные ягоды, прекрасную повесть о
возобновившейся человеческой жизни».
Учитель обращает внимание на то, что многие
дети уже знают наизусть стихи Андрея Тарханова,
приглашает прочесть их перед аудиторией.
Учащиеся с выражением читают «Снежный танец»,
«Ода бруснике», «Белая симфония».
Учитель призывает учащихся в свободное время
читать стихи поэта, сборники его произведений
всегда имеются в школьной библиотеке.
Затем, учитель читает стихотворение «Сосновая поляна»:
Сосновая поляна в кедраче
Подобна восхитительному чуду.
И рыжая хвоинка на плече…
Она присела только на минуту
Ёе как неизвестную печаль
Уносит тихо паутинка вдаль
Здесь музыка живительна с утра,
И сосны, распевающие с кручи,
И голос старикана – глухаря,
Когда заря раскалывает тучу,
И белочки языческий мотив,
Кедровки голос, как всегда, криклив,
Мы знаем – тут нельзя без костерка.
Дымок меж сосен в небо заструился.
Лазурский, ярче стали облака,
В них клин гусей, как паутина, скрылся
Но странный звук лазури той остался.
Он плакал, звал, стонал, он восторгался –
То с нами день сегодняшний прощался.
Учащиеся замечают, что в стихотворении много красивых, необычных сравнений «живительная музыка леса», «поющие сосны», «старикан-глухарь», «заря, раскалывающая тучи» и т.д.
Практическая часть
Учитель просит выстроить по стихотворению композицию предполагаемого рисунка, найти композиционный центр, использовать перспективное сокращение; предварительно объяснив Учащимся употребляемую терминологию:
Композиция – это составление,
соединение, сочетаний различных частей в единое
целое в соответствии с какой-либо идеей.
Композиционный центр – это центральная
сюжетная завязка, основное действие в картине.
Перспектива – наука, которая учит
изображать на плоскости предметы окружающей
действительности, так как в натуре.
Необычайность урока, замечает учитель, состоит в том, что сосновую полянку ученики будут изображать, пользуясь двумя совершенно разными техниками исполнения - аппликацией и живописью.
Аппликация – способ получения
изображения, заключающийся в наклеивании на
какую-либо основу разных по цвету кусков бумаги.
Живопись – произведение искусства,
выполненное красками (маслеными, акварельными,
гуашевыми).
Учащиеся поделены на две группы – одна работает в технике аппликации, другая в технике живописи.
Каждая группа должна определить, что нравится ей в аппликации или в живописи, свои впечатления учащиеся записывают на доске, затем сравнивают полученные записи, делятся впечатлением. Ребята работают с воодушевлением, по-прежнему звучат тихие хантыйские мотивы. Тематическая работа рассчитана на два урока, поэтому завершение изображения проводится на следующем уроке.
Вернисаж выполненных работ станет итогом работы над темой.