Цель элективного курса: профессиональное самоопределение учащихся основной школы.
Задачи:
- Сформировать профессионально-ориентированные умения учащихся основной школы в рамках профессий краевед, геолог, летчик, моряк, топограф, геодезист и т.д.
- Расширить кругозор учащихся в образовательной области «география».
- Дать сведения и практические рекомендации по ориентированию без применения приборов, без карты, с картой и компасом; по небесным светилам; в самых различных условиях.
- Способствовать выбору профиля обучения на старшей ступени образования.
- Осуществлять комплексную профориентационную работу образовательного учреждения.
Элективный курс по географии «Ориентируемся в
любой ситуации» разработан для учащихся 9-х
классов, относится к «сетевым»
надпредметным профориентационным
курсам, ориентирован на подготовку
учащегося основной школы к ситуациям выбора
направления дальнейшего образования,
способствует расширению мировоззренческих
представлений учащихся. Курс является
пропедевтическим и выполняет роль
практико-ориентированной помощи в приобретении
личностного опыта выбора профессии, профиля
обучения, собственного содержания образования,
оценить свой образовательный потенциал с точки
зрения образовательной перспективы. Элективный
курс рассчитан на небольшое количество часов (12
ч), что позволяет школьникам в течении года
попробовать себя в различных видах деятельности,
в соответствии с профилями, предлагаемыми
конкретной школой и «ресурсными центрами» на
базе Профессионального училища и средней
общеобразовательной школы, а так же использовать
кадровый потенциал «ресурсных центров».
Элективный курс «Ориентируемся в любой
ситуации» является актуальным в рамках
предпрофильного образования, так как несет на
себе профориентационную нагрузку. Разработка
данного элективного курса отражает социальный
заказ на развитие предпрофильного образования
учащихся в нашей стране, отраженный в
нормативных документах Министерства
образования РФ: «Концепция развития образования
на период до 2010 г.», «Концепция профильного
образования учащихся». Навыки ориентирования на
местности необходимы широкому кругу
профессий и любому человеку в повседневной
жизни, особенно находящемуся в экстремальной
ситуации. Люди самых разнообразных профессий:
геодезисты, географы, топографы геологи,
краеведы, туристы, охотники и, не говоря о
военнослужащих армии и флота, могут
оказаться в таких условиях, когда умение
примериться к местности, найти нужное
направление без компаса и карты может иметь
весьма большое значение. Ориентированию на
местности в значительной мере способствует
спорт. Учащиеся приобретают очень важные
полезные навыки, необходимые им не только в
повседневной жизни, работе, походе, но и для
защиты Родины. Потеря ориентировки иногда может
привести к тяжелым последствиям. Элективный курс
разработан с учетом оказания помощи учащимся при
подготовки к ЕГЭ по географии.
Требования к уровню образованности учащихся, необходимые для изучения данного элективного курса:
Учащиеся должны знать: понятия: горизонт, азимут;
Учащиеся должны уметь: определять стороны горизонта и азимут.
Данный элективный курс могут проводить учителя
географии, педагоги дополнительного
образования, педагоги начального, среднего и
высшего профессионального образования.
Для достижения поставленных задач необходимо
использовать следующие методы обучения:
проблемные, поисковые, диалоговые, игровые,
проектные.
Программа предусматривает проведение учебных
занятий в различной форме: лекции, практические
занятия, защита рефератов, что способствует
повышению учебно-познавательной мотивации
учащихся и стремление проявить
самостоятельность и стремление проявить
самостоятельность и инициативность.
Средства обучения: карточки с заданиями, таблицы:
«Ориентирование на местности по приборам»,
«Ориентирование по местным признакам»,
Расширение горизонта с высотой», кодоскоп, слайд
«Азимут», раздаточный иллюстративный
материал по начальному курсу географии, карта
«Звездного неба», электронный учебник по
начальному курсу географии.
Планируемые результаты:
Предполагается, что по окончании изучения данного элективного курса учащиеся смогут определить свое местонахождение без применения компаса и карты по небесным светилам, по ветру, по памяти, по сигналам, зданиям, часам, используя живые ориентиры (по подсолнухам, ягодам, муравейникам, лишайникам и т.д.).
Учебно-тематический план.
№ п/п |
Темы, разделы |
Количество часов |
|||||
всего |
лекции |
практ |
семинар |
экскур |
|||
1 | Введение | 1 |
1 |
0,5 |
|
|
|
2 | Компасы | 11 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
3 | Азимут | 1 |
0,5 |
|
|
|
|
4 | Виды ориентиров | 1 |
1 |
|
|
|
|
5 | Ориентирование без компаса и карты в лесу, степи, населенных пунктах | 1 |
1 |
|
|
|
|
6 | Особые случаи ориентирования | 1 |
1 |
|
|
|
|
7 | Определение сторон горизонта | 1 |
|
1 |
|
1 |
|
8 | Ориентирование на местности | 1 |
|
1 |
|
1 |
|
9 | Изображение на чертеже направлений | 1 |
|
1 |
|
1 |
|
10 | Ориентирование по ветру, солнцу, по местным признакам, небесным светилам | 1 |
|
1 |
|
1 |
|
11 | Зачет. Защита проекта. | 2 |
|
|
2 |
|
|
Итого | 12 |
5 |
5 |
2 |
4 |
Содержание учебной информации
- Введение: Сущность ориентирования на местности. Применение ориентирования людьми разных профессий. Древние корни ориентирования.
- Компасы: Назначение компаса. Виды компасов. Измерение дирекционного угла компасом. Правила обращения компасом.
- Азимут: Понятие азимут. Применение азимута для ориентирования на местности. Определение азимута по карте, по заданным азимутам, на местности.
- Виды ориентиров: точечные, линейные, площадные. Ориентирование по ориентирам.
- Ориентирование без компаса и карты в лесу, степи, населенных пунктах: ориентирование по коре деревьев, лесным просекам, лишайникам, муравейникам, грибам, ягодам, траве, оврагам и промоинам, в населенных пунктах по постройкам.
- Особые случаи ориентирования: живые ориентиры, ориентирование по памяти, искусственные ориентиры, ветер.
- Определение сторон горизонта (лабораторно-практическое занятие): горизонт. Определение сторон горизонта. Определение сторон горизонта по местным признакам.
- Ориентирование на местности (лабораторно-практическое занятие): Определение сторон горизонта по компасу. Порядок действий при работе с компасом. Определение азимута по направлению на основные и промежуточные стороны горизонта. Хождение по азимуту.
- Изображение на чертеже направлений (лабораторно-практическое занятие): Изображение направлений на плане местности. Определение точки стояния.
- Ориентирование по ветру, солнцу, по местным признакам, небесным светилам (лабораторно -практическое занятие): Следы ветра на деревьях и других предметах. Определение сторон горизонта по солнцу. Ориентирование по каре деревьев, по лесным просекам, по лишайникам, муравейникам и т.д.
- Зачет. Защита проекта: Защита проекта в форме сочинений, рефератов.
Перечень практических работ:
Практическая работа № 1
Тема: Компасы.
Основание содержание учебной информации: Компасы. Вид компасов. Измерение углов. Луч. Окружность. Прямой угол. Транспортир. Треугольник.
Основные умения и навыки: умения и навыки работать с компасом, определять направления по компасу.
Ожидаемые результаты обучения: применение умений и навыков работы с компасом в практической и профессиональной деятельности.
Описание практической работы:
I. Закрепление правила пользования компасом.
1. Положить компас на горизонтальную
поверхность (или ладонь)
2. Стрелка должна быть неподвижной.
II. Выполнение заданий.
1. Пользуясь компасом, определите:
а) в какую сторону горизонта обращены окна вашего
класса
б) направление, в котором находится дверь класса
в) в каком направлении от окна расположен стол
класса
г) направление, в котором находится ваш дом
III. Практическая работа по карточкам.
Практическая работа № 2
Тема: Азимут.
Основное содержание учебной информации: Компас. Измерение углов. Луч. Транспортир. Азимут.
Основные умения и навыки: умения и навыки определения азимутов.
Ожидаемые результаты обучения: применение знаний по определению азимутов в практической и профессиональной деятельности.
Описание практической работы:
Работа проводится в классе.
I. Правила пользования компасом
1. Сориентировать компас.
2. Направить визир на объект.
3. Произвести отчет азимута (т.е. определить
градусное расстояние от 0 0 до визируемого
предмета по часовой стрелке.
II. Задание: определить азимуты по направлению на основные и промежуточные стороны горизонта.
III. Задание: определить азимуты по направлению на основные и промежуточные стороны горизонта.
- Определить азимут направления на юг.
- Назовите азимут юго-восточного направления.
- Какому направлению соответствует азимут 3150?
- Какому направлению соответствует азимут 3600?
- Определите азимут левого дверного переплета класса.
- Определите азимут правого от них переплета окна, расположенного около учительского стола.
- Определите азимут направлений на последние парты первого, второго и третьего рядов.
Практическая работа № 3
Тема: определение сторон горизонта.
Основное содержание учебной информации: Горизонт. Определение сторон горизонта. Определение сторон горизонта по растениям.
Основные умения и навыки: умения и навыки определения сторон горизонта различными способами.
Ожидаемые результаты обучения: применение знаний по определению сторон горизонта в практической и профессиональной деятельности.
Описание практической работы:
Выполнение задания на местности.
I. Подготовка к практической работе
1. Ответьте на вопросы:
– Что называется горизонтом?
– Какой горизонт на севере? Юге? Востоке? Западе?.
– В какой стороне горизонта местности холмистая,
а в какой плоская?
– Что такое ориентирование?
II. По компасу определите стороны горизонта (вспомнить прием работы с компасом)
1. Сориентировать компас.
2. Определение направлений на предметы
III. Определите азимуты сторон горизонта и стороны горизонта по азимуту.
Азимут | Стороны горизонта | Азимут | Стороны горизонта |
Юг | 0о | ||
Северо-запад | 270о | ||
Юго-восток | 45о | ||
Восток | 220о |
Практическая работа № 4
Тема: Изображение направления на чертеже.
Основное содержание учебной информации: Изображение направления на плане местности. Определение точки стояния.
Основные умения и навыки: умения и навыки определения направления на плане местности и изображения различных направлений на чертеже.
Ожидаемые результаты обучения: применение знаний по определению направлений по плану в практической и профессиональной деятельности.
Описание практической работы:
Работа проводится в классе.
I. Подготовка к практической работе
1. Изобразите на листе бумаги в левом верхнем
углу стрелку «С-Ю».
2. В центре листа поставьте точку, которая будет
являться полюсом.
II. Выполнение заданий
1. От точки проведите направление на север,
запад, юго-запад, восток, северо- восток.
2. Поставьте точку и проведите от нее направление,
соответствующее азимутам 90о, 180о, 0о,
270о, 135о.
3. Поставьте рядом три точки в направлении с
запада на восток и от каждой из них проведите
линии на север, северо-запад, юго-запад.
III. Выполните задание по карточкам.
Практическая работа № 5
Тема: Ориентирование на местности.
Основное содержание учебной информации: Компас. Стороны горизонта. Азимут. Определение азимута. Хождение по азимуту.
Основные умения и навыки: умения и навыки определения сторон горизонта и ориентирования на местности.
Ожидаемые результаты обучения: умение применять знания по определению сторон горизонта по компасу, осуществлять движение по азимуту на местности в практической и профессиональной деятельности.
Описание практической работы:
Практические работы по ориентированию и
определению азимутов направлений проводятся на
школьном дворе, а потом во время экскурсий.
Хождение по азимутам – очень увлекательный и
полезный вид работы. Овладеть им учащимся
несложно. С тем чтобы быстрее приобрели умение и
навык хождения по азимутам, следует запомнить
последовательность действий.
Учитель записывает это на доске в виде
инструкции-памятки:
1. Сориентируй компас.
2. Определите азимут направления на точку
стояния № 1.
3. Измерь его расстояние шагами.
4. Перейди в точку стояния.
5. Сориентируй компас.
6. Определите азимут направления на точку стояния
№ 2 и т.д.
7. Запомни: при переходе от одной точки стояния на
другую всегда начинай с ориентирования
компаса.
Ходить по азимутам следует начинать в
условиях школьного двора, постепенно усложняя
задания.
В начале можно предложить ученикам пройти от
точки стояния 10-15 шагов по азимуту 360о, 90о,
270о, и.т.д. Затем задания усложняются.
Например: пройдя 20 шагов по азимуту 315о,
повернуть под углом 90о и пройти 10 шагов.
Определите азимут этого направления. В каждой
отдельном случае учитель проверяет знания
инструкции хождения по азимуту.
Практическая работа № 6
Тема: ориентирование по местным признакам.
Основное содержание учебной информации: Определение сторон горизонта по Солнцу, часам, коре деревьев, муравейникам, лишайникам и т.д.
Основные умения и навыки: умения и навыки определения сторон горизонта различными способами.
Ожидаемые результаты обучения: применение знаний по определению сторон горизонта по местным признакам в практической и профессиональной деятельности.
Описание практической работы:
Практическая работа проводится на местности.
1. Определите на местности стороны горизонта по
местным признакам.
2. Приготовьте рассказ по одному из способов
нахождения сторон горизонта.
Междисциплинарные связи
Межпредметная связь с другими учебными осуществляется: с историей (история древнего мира), физика (магнитное поле, компас), математика (понятия: угол, луч, треугольник, прямой угол, окружность, единицы измерения, транспортир), биология (раздел «Растения и животные» тема «Сезонные изменения»), астрономия (созвездия), литература (написание мини-сочинения).
Перечень учебных материалов:
Литература для учителя:
- Аксакалова Г.П. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. География М, «интеллект-Центр», 2005 г.
- Герасимва Т.П. Методическое пособие по географии: 6 класс. М.: Просвещение, 1998 г.
- Куприн А.М. На местности по карте. М.: «Недра, – 1982 г.
- Ладилова Н.Н. Дидактический материал по физической географии: 6 класс. М.: Просвещение, – 1998 г.
- Максимов Н.А. Раздаточный материал по начальному курсу физической географии. Пособие для учителя. М.: Просвещение, – 1984 г.
- Рощин А.Н. Ориентирование на местности. Киев, «ВИЩА ШКОЛА» – 1982 г.
- Сиротин В.И. Практические работы по географии. М.: АРТИ, – 2003 г.
- Юрков П.М. Дидактический материал по физической географии. М.: Просвещение, – 1990 г.
- Элькин Г.Н. физическая география: 6 класс. Метод. Пособие. С-Петербург. «паритет», – 2002 г.
Литература для учащихся:
- Герасимова Т.П. Начальный курс географии: 6 класс. М.: «Дрофа», – 2004 г.
- Куприн А.М. На местности и по карте. М.: «Недра, – 1982 г.
- Сухов В.П. Физическая география: 6 класс. М.: Просвещение, – 2004 г.
- Рощин А.Н. Ориентирование на местности. Киев, «ВИЩА ШКОЛА», – 1982 г.