Урок физики на тему "Плотность вещества"

Разделы: Физика


Тема: «Плотность вещества»

Цели:

  • Познакомить учащихся с понятием плотности вещества, единицами плотности.
  • Создать условия для развития умений сравнивать, обобщать, конструировать.
  • Создать условия для воспитания аккуратности, внимательности, воли и настойчивости для достижения конечного результата.

Тип урока:  комбинированный.

Оборудование:  измерительный цилиндр (мензурки-3 шт.), нить, парафина, металл (гайка), кусок дерева, стакан с водой, кусочек льда, компьютер, проектор, экран.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Актуализация знаний, практических и умственных умений.
  4. Изучение нового материала.
  5. Обобщение и систематизация знаний.
  6. Подведение итогов и результатов урока.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент Проверка готовности учащихся к уроку.  
2. Проверка домашнего задания – Ребята, для того чтобы приступить к изучению новой темы нам необходимо повторить изученный материал. Тем самым я проверю, как вы готовы к уроку. (Проверка домашнего задания проходит -  заполнение структурной схемы. (Приложение 1. Слайд 1) Учащиеся заполняют структурную схему. Проводят взаимопроверку.
3. Актуализация знаний, практических и умственных умений Демонстрация опыта:
  1. Взяли три мензурки с водой.
  2. В эти мензурки опустили тела, которые приготовили заранее: парафин, металл (гайка), кусок дерева.
Наблюдают за демонстрацией опыта. Отвечают на вопросы.
– Ребята, что происходит с нашими телами?
– А, что вы еще можете сказать об этих телах?
– А какие это свойства?
– Это свойства, из которых тело состоит мы будем с вами называть плотностью.   

(Приложение 1. Слайд 2)

Парафин – плавает.
Металл (гайка) – тонет.
Дерево – плавает.
Парафин легче воды.
Металл тяжелее воды.
Дерево тоже легче воды.
У всех у них разные свойства.
Каждое это тело состоит из разных веществ.
4. Изучение нового материала – Проведя опыты, мы с вами пришли к выводу, что разные вещества могут иметь разную плотность.
Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1 м3 (или см3).
А как же можно найти плотность данного вещества?
Записывают в тетрадь.

Записывают в тетрадь.

Рассмотрим это на примере: мраморная плита имеет объем 2 м3, а ее масса равна 5400 кг. Определите плотность мрамора.
Известно, что мрамор имеет объем 2 м3 и имеет массу 5400 кг. Значит 1 м3 мрамора будет иметь массу в 2 раза меньше, т.е.
– Какое действие мы с вами произведем? 
5400 : 2 = 2700 кг.
– Таким образом, плотность мрамора будет равна 2700 кг на 1 м3.
Поделим

Отвечают на вопросы.

– Если нам известна масса и объем какого-то вещества, то что мы можем найти?
– Значит из нашего примера как можно найти плотность вещества?
– Итак, давайте с вами это запишем:

 

(Приложение 1. Слайд 3)

Словесная формулировка плотности: плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объему.

Плотность.
Нам надо массу разделить на его объем.

Записывают в тетрадь.

– А сейчас давайте обозначим каждую величину через букву: 
Буквой m  что мы обозначаем?
Буквой V что мы обозначаем?
Отвечают на вопросы.

Массу тела.
Объем тела.

– Ну, а плотность вещества мы с вами будем  обозначать буквой – (буква «ро»).
– Мы записали каждую величину в буквенном виде, а как будет выглядеть наша запись (плотность = масса/объем)?

 

(Приложение 1. Слайд 3)

А теперь выразите с этой формулы массу тела и объем тела?

 

Записывают в тетрадь.

m= V;  V= m/

Единицей плотности вещества в СИ является кг/м3;
Есть другие единицы плотности вещества – г/см3; кг/дм3; т/м3;
Если плотность вещества выражена в кг/м3, то ее можно перевести в г/см3.

(Приложение 1. Слайд 4)

Записывают в тетрадь.

Устно считают и заполняют таблицу.

Демонстрация опыта: 
– Я взяла стакан с водой и кусочек льда. Опустила лед в воду.
– Ребята что вы увидели?
– И какой из этого можно сделать вывод?  
– Ребята, когда вы выносите горячую воду на улицу, что происходит?
– Итак, что можно сказать о плотности пара и воды?
Наблюдают за демонстрацией опыта.
Отвечают на вопросы.
Что лед в воде плавает.
Плотность льда меньше плотности воды.
Идет пар. Пар легче воды, плотность пара меньше плотности воды.
– Ребята мы сейчас говорим с вами о воде, но она находится в трех агрегатных состояниях.
– Какие это состояния?

(Приложение 1. Слайд 5)

Жидкое, твердое, газообразное.
– Ребята, откройте учебники на странице 50-51. Обратите внимание на таблицы, вам представлены 3 таблицы плотности вещества.
– Сейчас мы с вами по работаем с ними.

(Приложение 1. Слайды 6-7)

Работа с учебником.
Вопросы задаются устно.

– Какая из указанных жидкостей имеет наибольшую плотность? 

  • керосин;
  • вода;
  • нефть;
  • эфир;
  • ртуть;

(Приложение 1. Слайд 6)

– Какие из указанных жидкостей имеют одинаковую плотность?

  • вода и керосин;
  • вода и нефть;
  • нефть и спирт;
  • спирт и ртуть;
  • керосин и спирт;

(Приложение 1. Слайд 7)

Отвечают на вопросы.

Наибольшую плотность имеет ртуть.

 

 

 

 

Одинаковую плотность имеют: нефть и спирт; спирт и керосин.

5. Обобщение и систематизация знаний Решаем задачу.

Задача 1: Картофелина массой 59 г имеет объем 50 см3. Определите плотность картофеля.

(Приложение 1. Слайд 8)

У доски  один учащийся решает задачу, а остальные в тетради.

(Приложение 2)

Задача 2: Выразим плотность картофеля в кг/м3?

(Приложение 1. Слайд 8)

(1,18 г/см3 * 1000000) : 1000 = 1180 кг/м3
Задача 3: Вы – директор транспортного предприятия. У вас есть ряд заказов на перевозку жидкостей. Вы должны распределить свои машины по объектам. Для этого рассчитайте массу каждой жидкости

(Приложение 1. Слайд 9)

Каждый ученик решает в тетради задачи (6 шт.). Далее сверяемся ответами.
(Приложение 3)
6. Подведение итогов и результатов урока – Ребята у вас на столах лежат конверты, в которых находятся цифры от 1 до 5. На листок, который лежит в конверте наклейте цифру, на которую оцениваете наш урок и ответьте на несколько вопросов.

Домашнее задание: § 21-22. Упр. 7 (1, 2, 4, 5)

(Приложение 1. Слайд 10)

Каждый работает с конвертом, т.е. оценивает урок.

Записывают домашнее задание в дневник.