Тема: «Плотность вещества»
Цели:
- Познакомить учащихся с понятием плотности вещества, единицами плотности.
- Создать условия для развития умений сравнивать, обобщать, конструировать.
- Создать условия для воспитания аккуратности, внимательности, воли и настойчивости для достижения конечного результата.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: измерительный цилиндр (мензурки-3 шт.), нить, парафина, металл (гайка), кусок дерева, стакан с водой, кусочек льда, компьютер, проектор, экран.
План урока:
- Оргмомент.
- Проверка домашнего задания.
- Актуализация знаний, практических и умственных умений.
- Изучение нового материала.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Подведение итогов и результатов урока.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Оргмомент | Проверка готовности учащихся к уроку. | |
2. Проверка домашнего задания | – Ребята, для того чтобы приступить к изучению новой темы нам необходимо повторить изученный материал. Тем самым я проверю, как вы готовы к уроку. (Проверка домашнего задания проходит - заполнение структурной схемы. (Приложение 1. Слайд 1) | Учащиеся заполняют структурную схему. Проводят взаимопроверку. |
3. Актуализация знаний, практических и умственных умений | Демонстрация опыта:
|
Наблюдают за демонстрацией опыта. Отвечают на вопросы. |
– Ребята, что происходит с нашими
телами? – А, что вы еще можете сказать об этих телах? – А какие это свойства? – Это свойства, из которых тело состоит мы будем с вами называть плотностью. (Приложение 1. Слайд 2) |
Парафин – плавает. Металл (гайка) – тонет. Дерево – плавает. Парафин легче воды. Металл тяжелее воды. Дерево тоже легче воды. У всех у них разные свойства. Каждое это тело состоит из разных веществ. |
|
4. Изучение нового материала | – Проведя опыты, мы с вами пришли к
выводу, что разные вещества могут иметь разную
плотность. Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1 м3 (или см3). А как же можно найти плотность данного вещества? |
Записывают в тетрадь. Записывают в тетрадь. |
Рассмотрим это на примере:
мраморная плита имеет объем 2 м3, а ее масса
равна 5400 кг. Определите плотность мрамора. Известно, что мрамор имеет объем 2 м3 и имеет массу 5400 кг. Значит 1 м3 мрамора будет иметь массу в 2 раза меньше, т.е. – Какое действие мы с вами произведем? 5400 : 2 = 2700 кг. – Таким образом, плотность мрамора будет равна 2700 кг на 1 м3. |
Поделим Отвечают на вопросы. |
|
– Если нам известна масса и объем
какого-то вещества, то что мы можем найти? – Значит из нашего примера как можно найти плотность вещества? – Итак, давайте с вами это запишем:
(Приложение 1. Слайд 3) Словесная формулировка плотности: плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объему. |
Плотность. Нам надо массу разделить на его объем. Записывают в тетрадь. |
|
– А сейчас давайте обозначим каждую
величину через букву: Буквой m что мы обозначаем? Буквой V что мы обозначаем? |
Отвечают на вопросы. Массу тела. |
|
– Ну, а плотность вещества мы с вами
будем обозначать буквой – (буква «ро»). – Мы записали каждую величину в буквенном виде, а как будет выглядеть наша запись (плотность = масса/объем)?
(Приложение 1. Слайд 3) А теперь выразите с этой формулы массу тела и объем тела? |
Записывают в тетрадь. m= V; V= m/ |
|
Единицей плотности вещества в СИ
является кг/м3; Есть другие единицы плотности вещества – г/см3; кг/дм3; т/м3; Если плотность вещества выражена в кг/м3, то ее можно перевести в г/см3. (Приложение 1. Слайд 4) |
Записывают в тетрадь. Устно считают и заполняют таблицу. |
|
Демонстрация опыта: – Я взяла стакан с водой и кусочек льда. Опустила лед в воду. – Ребята что вы увидели? – И какой из этого можно сделать вывод? – Ребята, когда вы выносите горячую воду на улицу, что происходит? – Итак, что можно сказать о плотности пара и воды? |
Наблюдают за демонстрацией опыта. Отвечают на вопросы. Что лед в воде плавает. Плотность льда меньше плотности воды. Идет пар. Пар легче воды, плотность пара меньше плотности воды. |
|
– Ребята мы сейчас говорим с вами о
воде, но она находится в трех агрегатных
состояниях. – Какие это состояния? (Приложение 1. Слайд 5) |
Жидкое, твердое, газообразное. | |
– Ребята, откройте учебники на странице
50-51. Обратите внимание на таблицы, вам
представлены 3 таблицы плотности вещества. – Сейчас мы с вами по работаем с ними. (Приложение 1. Слайды 6-7) |
Работа с учебником. | |
Вопросы задаются устно. – Какая из указанных жидкостей имеет наибольшую плотность?
(Приложение 1. Слайд 6) – Какие из указанных жидкостей имеют одинаковую плотность?
(Приложение 1. Слайд 7) |
Отвечают на вопросы. Наибольшую плотность имеет ртуть.
Одинаковую плотность имеют: нефть и спирт; спирт и керосин. |
|
5. Обобщение и систематизация знаний | Решаем задачу. Задача 1: Картофелина массой 59 г имеет объем 50 см3. Определите плотность картофеля. (Приложение 1. Слайд 8) |
У доски один учащийся решает задачу, а остальные в тетради. |
Задача 2: Выразим плотность
картофеля в кг/м3? (Приложение 1. Слайд 8) |
(1,18 г/см3 * 1000000) : 1000 = 1180 кг/м3 | |
Задача 3: Вы – директор
транспортного предприятия. У вас есть ряд
заказов на перевозку жидкостей. Вы должны
распределить свои машины по объектам. Для этого
рассчитайте массу каждой жидкости (Приложение 1. Слайд 9) |
Каждый ученик решает в тетради задачи (6
шт.). Далее сверяемся ответами. (Приложение 3) |
|
6. Подведение итогов и результатов урока | – Ребята у вас на столах лежат конверты,
в которых находятся цифры от 1 до 5. На листок,
который лежит в конверте наклейте цифру, на
которую оцениваете наш урок и ответьте на
несколько вопросов. Домашнее задание: § 21-22. Упр. 7 (1, 2, 4, 5) (Приложение 1. Слайд 10) |
Каждый работает с конвертом, т.е.
оценивает урок. Записывают домашнее задание в дневник. |