Мастер-класс "Моделирование на уроках ознакомления с окружающим миром"

Разделы: Начальная школа


Тема: Моделирование на уроках ознакомления с окружающим миром.

Цели: распространение опыта работы учителя по моделированию на уроках ознакомления с окружающим миром.

План проведения:

1. Краткое обоснование основных идей метода моделирования.
2. Описание системы занятий при использовании метода моделирования.
3. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственного фрагмента занятия.
4. Обсуждение авторских фрагментов занятий.
5. Рефлексия.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

Работаю над темой «Моделирование на уроках ознакомления с окружающим миром» первый год. Преподаю в 1 классе по программе «Школа России», в которой окружающий мир представлен программой Андрея Анатольевича Плешакова «Зеленый дом». В 1 классе развивается активный интерес к предмету, необходимый  для успешной работы по курсу, осваиваются основные способы получения информации об окружающем мире. Поэтому одним из приоритетных видов деятельности курса является моделирование объектов и явлений окружающего мира. Ученик прочно усваивает то, что познается через его самостоятельную деятельность, то, что требует познавательных и практических усилий.

1. Краткое обоснование основных идей технологии моделирования

Модель – это схема какого-нибудь физического объекта или явления. Она используется в качестве его заместителя для выяснения или уточнения каких-либо  его признаков. С различными моделями люди сталкиваются в своей жизни. В детстве это всевозможные игрушки (машины, куклы, конструкторы). А в последующие годы – учебные модели в школе, модели одежды, чертежи, схемы и др.
Основное назначение модели в школе в том, чтобы по результатам ее исследования составить представление о характере и особенностях исследуемого объекта.
Составим схему модели (педагог составляет на доске) (Приложение 1)
В зависимости от степени материальности, модели делятся на  предметные (глобус, модель термометра, машина) и идеальные. В идеальных моделях выделяются образные (показать схемы, графики, рисунки), знаковые (символы и знаки (географическая карта)), мысленные (построенные в сознании абстрактные и обобщенные представления объектов)
Моделирование  представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, фиксирующего наиболее существенные его признаки.
Выделим четыре этапа моделирования:  (схема составляется на доске) (Приложение 2)

  • Вычленение существенных признаков объекта
  • Построение модели.
  • Исследование модели.
  • Перенос полученных на моделях сведений на изучаемый объект.

Особенность моделирования состоит в том, что наглядность представляет собой не простое демонстрирование натуральных объектов, а стимулирует самостоятельную практическую деятельность детей, в том числе и природоохранительную. Сами обучающиеся под руководством учителя создают различные модели: чертят план местности, строят простейшие графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, чертят схемы всевозможных связей, изготавливают различные модели из глины, песка, пластилина, картона, бумаги и т.д.

2. Описание системы занятий по моделированию

1. Обучение моделированию начали с готовой модели – глобуса. Объясняю детям, что модель – это предмет, уменьшенная копия настоящего объекта природы (если он недоступен для исследования, например, имеет большие размеры). Затем дети описывают объект под руководством учителя, т.е. выделяют его существенные признаки. (Земля имеет форму шара, большая часть планеты занята водой, меньшая – сушей.)

2. На следующем этапе обучения моделированию упражняемся в сравнении, обобщении объектов одного класса. Например, сравниваем деревья  и выделяем лиственные и хвойные. Первоклассники учатся распознавать признаки сходства и различия, выделять главные, по которым несколько объектов можно объединить в одну группу.

3. После того, как ученики смогут выделить общие признаки объекта, (например, части у растений, перья у птиц, чешуя у рыб), учимся изображать его символом или схемой.
В качестве основы для моделирующей деятельности использовала иллюстрации, представленные в учебнике.  Во время подготовки к уроку выделяю в иллюстрации отдельные блоки. Полученные элементы модели изучаемого объекта учащиеся выстраивают постепенно, в процессе логических  рассуждений (в начале обучения отвечая на вопросы учителя, далее самостоятельно). Такая работа носит исследовательский характер.

В первом классе при изучении окружающего мира в работе с учащимися использую модели частей компьютера, светофора, изготовленные из бумаги, игрушки-модели транспортных средств, глобус. На уроках первоклассники изготавливали модели Солнца, Земли из пластилина, модели-аппликации радуги, облаков, модели, отражающие разнообразие природы нашей планеты (схемы). Работа проходит в группах, парах, индивидуально. Некоторые полученные модели дети оформляют в тетрадях (индивидуально), а дома рассказывают о пройденной теме (показать). В последующих классах много внимания уделяется моделированию простейших пищевых связей между организмами, особенностей взаимодействия человека и природы. Это составление, например, схем цепей питания, экосистем природных сообществ, круговорота воды и веществ в природе, смена дня и ночи и т.д.

Сегодня на мастер-классе будут представлены фрагменты уроков по обучению моделированию первоклассников.

Фрагмент урока по теме «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?»

Класс поделен на 3 группы. Каждая группа работает с одним плакатом, на котором изображена река, скважина, дом.

В ходе поиска ответа на вопрос темы первоклассники работают с плакатом (показать). Находят начало пути воды в дом (река, скважина), отслеживают его, обозначая синими стрелками ее путь. Рассматривают, что происходит с водой в доме. Обратный путь воды обозначен коричневыми стрелками. Далее каждая группа выходит со своей моделью к доске и рассказывает, как в наш дом приходит вода и куда она уходит. Сделан вывод, что без очистки вода из дома не должна попадать в реку. Этот путь зачеркнули красным фломастером.

Фрагмент урока по теме «Что общего у разных растений?»

Учащиеся сравнивают несколько растений с хорошо выраженными частями и находят их общие признаки, называют.  Говорю, что мы  сделаем модель растений, изображая каждую часть символом. Как изобразить корень, стебель, показываю сама. Затем предлагаю найти на всех растениях листья и спрашиваю: «Лист – это все растение или его часть? Одинакова ли форма листьев у разных растений? Что общего у всех листьев?» Первоклассники смогли изобразить лист символически сами. Изображение цветка тоже удалось придумать самим. Плод с семенами обозначили символически с подсказкой, ответив на вопрос: что есть у плодов внутри? Как их можно изобразить?

Далее идет работа с моделью:

1) Назовите части растений.
2) Был показан незнакомый цветок и дано задание соотнести символ и часть   растения.
3) На следующем уроке поместила карточки на доску, пропустив одну часть растения. Задание: Рассмотрите модель. Все ли верно? Что будет, если убрать одну из частей растения?

Обобщение по теме «Кто такие рыбы, птицы, звери, насекомые?» Фрагмент урока.

Класс поделен на группы.  Каждой группе выдается плакат со словом ЖИВОТНЫЕ.

На партах в конвертах изображения животных, символы их отличительных признаков.

Вспомнив, каких животных изучили на прошлых уроках, дети получают напечатанные названия групп животных. Приклеивают их на плакат ниже слова «животные»: звери, рыбы, насекомые, птицы.
Затем вспомнили отличительные признаки каждого вида животных.

  • У зверей отличительный признак – шерсть.
  • У птиц – перо. У рыб – чешуя.
  • У насекомых – шесть ног.

Задания:

  • Найдите символ каждому отличительному признаку. Приклейте его под нужной карточкой.
  • Расположите правильно в модели изображения животных, ориентируясь на отличительный признак.

На доске помещаю модель для всего класса. Даю задание.

  • Карточки-названия групп животных перепутаны. Найдите ошибку.
  • Найди лишнее животное. (В какой-либо группе животных учитель помещает животное из другой группы.) Докажите, что оно лишнее.

3. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственного фрагмента занятия

Коллеги, поработаем в группах. Предлагаю вам материал по теме «Грибы» (Приложение 3). Ваша задача – представить модели, которые можно получить при изучении темы. Придумать варианты работы с моделью.

4. Обсуждение авторских моделей занятия

5. Рефлексия

Заканчивая нашу работу, предлагаю дополнить схему (выдаются на группу), выразив свое отношение к проведенной работе: 

Метод  моделирования на
уроках ознакомления
с окружающим миром.

Оцените метод                                                     Оцените мастер-класс
для себя                                                                    (оценить мастера)

Литература:

  1. Большакова, М. Д. Модели для ознакомления школьников с комнатными растениями [Текст] /  М.Д. Большакова // Начальная школа. – 1996. – № 3. – С. 48–49.
  2. Гайсина, Р. С. Моделируя – познаем окружающий мир [Текст] /Р.С. Гайсина // Начальная школа. – 2006. – № 9. – С. 67–71.
  3. Карпенко, А. В. Использование метода моделирования на уроках математики в начальной школе [Текст] / А. В. Карпенко // Начальная школа плюс до и после. – 2005. – № 11 – С. 53–58.
  4. Новолодская, Е. Г. Моделирование природных явлений и процессов на уроках естествознания [Текст] / Е. Г. Новолодская // Начальная школа плюс до и после. – 2007. – № 1 – С. 32–40.
  5. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов / Российская Академия Наук. Институт русского языка. Российский фонд культуры; – М.: АЗЪ, – 1993.
  6. Плешаков, А. А. Изучение темы «Сохраним удивительный мир растений и животных» в новом курсе природоведения [Текст]  / А. А. Плешаков // Начальная школа, 1991, № 11. – С. 23–29.
  7. Плешаков, А. А. Мир вокруг нас [Текст]: Метод. пособие: 1 кл. / А. А. Плешаков, В. П. Александрова, С. А. Борисова. – М.: Просвещение, 2006. – 159 с.