Тема: Жизнь пресного водоёма.
Цели:
- Формировать знания учащихся о разнообразии обитателей водоёма и связях между ними;
- Развивать речь, умение сравнивать, анализировать и делать выводы;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: таблица с кроссвордом, карточки для индивидуальной работы, компьютер, мультимедийный проектор с экраном.
Подготовительная работа: созданы 3 группы по интересам, которые провели исследовательскую работу и подготовили сообщения:
- Группа ботаников – «Растения водоёма»
- Группа зоологов – «Животные водоёма»
- Группа ихтиологов – «Рыбы местных водоёмов»
Технологии: игровая, информационная, проблемно-диалогическая, исследовательская, технология КТД.
Методы и приёмы, использованные на уроке:
- методы стимулирования и мотивации учеников: эмоциональные: поощрения, создание ситуации успеха, познавательные – рассказ, выполнение творческих заданий – составление цепей питания;
- наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации;
ХОД УРОКА
1. Организация класса
– Прежде, чем начнём наш урок, скажите мне,
пожалуйста, чтобы что–то узнать новое,
интересное, каким нужно быть на уроке? (Внимательным,
отвечать на вопросы, слушать ответы
товарищей, доказывать свою точку зрения,
убеждать и т. д.)
– Соблюдая всё, что вы сказали, отвечая на мои
вопросы, мы сейчас вместе сформулируем тему
нашего урока.
2. Актуализация знаний
– Скажите, какие бывают водоёмы? (Искусственные
и естественные)
– Какие водоёмы относятся к естественным? (Реки,
озёра, моря, ручьи, океаны)
– Какие водоёмы относятся к искусственным? (Водохранилища,
пруды, каналы)
Почему они названы искусственными? (Они
созданы человеком.)
– Как вы думаете, есть ли жизнь в водоёме?
Приведите примеры.
– Давайте сформулируем тему нашего урока:
Жизнь пресного водоёма. Мы уже изучили
природные сообщества леса, луга. Как вы думаете,
что мы должны узнать и чему научиться на нашем
уроке? (Узнать о разнообразие животного и
растительного мира, научиться составлять цепи
питания, доказать, что водоём – природное
сообщество).
Вывод: В пресной воде рек, ручьёв, прудов, озёр таится чудесный мир, в котором обитает множество растений и животных.
3. Изучение нового материала
– Сегодня, на уроке мы совершим экскурсию по
экологической тропе. Рассмотрите маршрут
путешествия. Скажите, на каких станциях мы
побываем? (ботаническая, зоологическая,
ихтиологическая, экологическая)
Итак, в путь!
Первая станция, на которую мы совершим
экскурсию, называется «Ботаническая».
Знакомьтесь, нас встречает группа ботаников. Кто
такой ботаник? (Специалист изучающий растения)
Слушайте внимательно.
Рассказ ботаников:
Наши зелёные друзья – растения заселили и водную среду. В реках, ручьях, протоках , озёрах и прудах растут и развиваются растения. Растительный мир водоёмов очень разнообразен. Сегодня я расскажу о некоторых из них, постарайтесь запомнить растения и научитесь их узнавать в природе.
(Приложение 1, слайд 2)
Кувшинка чистобелая – самое красивое растение водоёма. В народе её называют ещё водяной лилией. Крупные белые цветки её всплывают каждое утро, открываются , а вечером закрываются и уходят под воду.
(Приложение 1, слайд 3)
Кубышка жёлтая – её красивые жёлтые цветки многие видели, и они привлекают внимание своей яркой окраской. Форма её напоминает круглую колбу с очень коротким горлышком. Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоёма. Листья крупные, плотные, округло-сердцевидной формы, с блестящей, глянцевой поверхностью. Обитает в водоёмах со спокойной водой: в озёрах, прудах, реках, с медленным течением.
(Приложение 1, слайд 4)
Ряска часто покрывает всю поверхность стоячих вод, сильно ветвится. Её безлистные маленькие стебли похожи на листочки, от каждого такого стебелька отходит один корешок. Ряска очищает водоёмы от углекислоты и снабжает их кислородом.
(Приложение 1, слайд 5)
Рогоз широколиственный многолетнее растение 1-2 метра в высоту, с ползучим корневищем. Цветки собраны в цилиндрические початки. Цветёт с июня по июль.
(Приложение 1, слайд 6)
Рдест плавающий многолетнее растение от 60 – 150 см в высоту, с длинным корневищем. Соцветие – многоцветковый колос над поверхностью воды. Цветёт с июня по август. Рдестами питаются водные моллюски, насекомые рыбы. В зарослях рдестов многие рыбы мечут икру.
(Приложение 1, слайд 7)
Пузырчатка – растение с погружёнными в толщу воды стеблями до 1 м в длину. У пузырчатки нет корней, и она свободно плавает в воде. Её крупные, перистые листья погружены в воду , а над поверхностью возвышается стебель с кистью жёлтых цветков. Это растение хищник. Можно подумать, что пузырьки на листьях как поплавки поддерживают на воде, но они для пузырчатки что-то вроде желудка. Пузырёк небольшой, бледно-зелёного цвета, но у него есть ротовое отверстие с волосками и щетинками по краям. От него отходит тонкий клапан с множеством желёзок, выделяющих липкое и сладкое вещество. Это приманка для личинок комаров, мелких червей, рачков и даже мальков рыб. Стоит чуть коснуться клапана и мелкая живность вместе с водой попадает внутрь и остаётся там.
(Приложение 1, слайд 8)
Стрелолист обыкновенный – в
зависимости от условий обитания , в основном, от
глубины водоёма, стрелолист развивает листья
трёх различных форм. На берегу или мелководье у
стрелолиста вырастают надводные листья, форма
которых дала растению название. В цветках по три
белых лепестка с малиновым пятнышком и три
чашелистика. Побегами стрелолиста питаются
водные животные, листья щиплют утки и другие
водоплавающие птицы.
Водные растения выделяют кислород,
необходимый для дыхания, очищают воду от
загрязнения. Кроме того, водные растения служат
пищей и убежищем для некоторых животных.
– О каких растениях водоёма вы узнали?
– А какие растения вы ещё знаете?
–Что интересного, необычного в растениях
водоёма?
Вывод: Водоём – это место, где живут самые разнообразные живые существа. Велика роль растений в водоёме. Они служат пищей животным, выделяют кислород, необходимый для дыхания.
Вторая станция, на которой мы побываем «Зоологическая». Здесь нас с вами встречает группа зоологов. Кто такой зоолог? (Специалист изучающий животный мир)
Рассказ зоологов
Для многих животных (пиявки, водные насекомые, рыбы и др.) пресные водоёмы – это среда обитания, где они живут. Для других (водоплавающие птицы, некоторые звери) водоёмы и побережья – места, в которых они находят обильный корм и надёжные убежища. А некоторые животные (лягушки, тритоны и др.) используют водоёмы в основном как места размножения. Сегодня я расскажу о некоторых из них. Слушайте внимательно!
(Приложение 1, слайд 9)
Водомерка прудовая – небольшой клоп длиной 8 – 10 см. Обитает на поверхности стоячих и проточных водоёмов. Она своеобразно передвигается по водному зеркалу, широко расставив длинные средние и задние ноги, которые смазаны жировым веществом и потому не смачиваются. Если на пути встречается препятствие, этот клоп перепрыгивает через него. Скачкообразные движения помогают водомерке спасаться от врагов. Кормится прудовая водомерка мелкими насекомыми, падающими на поверхности воды.
(Приложение 1, слайд 10)
Обыкновенный прудовик живёт в небольших озёрах, затонах рек, заросших растениями. Прудовик, как и другие улитки, передвигается очень медленно, примерно со скоростью от 30см до 1 м в час. Это объясняется тем, что ему не приходится отыскивать пищу. Живя среди зарослей растений, он с помощью терки соскабливает кожицу с поверхности листьев. Не брезгует прудовик и животной пищей: поедает икру рыб, упавших в воду мух.
(Приложение 1, слайд 11)
Бобр – один из крупных грызунов. Длина его тела до 100 см, хвоста 25-35 см; масса – 20-25 кг. Голова небольшая округлая. Глаза маленькие. Хвост несколько уплощён. Окраска меха от рыжевато-бурой до почти чёрной. Бобр живёт по берегам лесных рек, речек и озёр с высокими берегами, обильным травостоем и зарослями кустарников. В воде он хорошо плавает, ныряет. Бобры издавна славятся своими строительными способностями. Они строят жилища у самой воды – это норы и хатки с выходом под водой. Кроме того, бобры строят плотины, используя для этого ветки деревьев, стволы, крепкие колья. Бобр – ценный пушной зверь. Однако в настоящее время его добыча запрещена.
(Приложение 1, слайд 12)
Ондатра, или мускусная крыса. Длина тела ондатры 25 – 32 см, длина хвоста 27 – 30 см; масса 1, 5 кг. Окраска верха от тёмно-рыжей до тёмно-бурой, низа – более светлая. Ондатра живёт на мелководье небольших озёр, рек и ручьёв с густой травянистой растительностью. Она ведёт полуназемный образ жизни, хорошо плавает и ныряет, может в течение 5 минут находиться под водой. Живёт ондатра в норах и хатках. Норы строит в высоких берегах, вход находится под водой. Ондатра питается в основном водными растениями (рогозом, тростником, камыш и др.) . Значительно реже она поедает мелких животных, таких, как моллюски, речные раки, лягушки . Ондатра служит важным объектом пушного промысла.
(Приложение 1, слайд 13)
Выдра – небольшой зверёк, длина тела от 70 до 100 см, хвоста 35 – 55 см; масса 5 – 10 кг. Окраска меха спины тёмно-бурая или коричневая с очень густым светло – коричневым подшерстком. На боках окраска меха более светлая, брюхо серебристое. Выдра живёт в лесных реках, озёрах, ручьях и даже в болотах. Везде она предпочитает более открытые участки берега со слабо развитой водной растительностью. Она прекрасно ныряет, плавает, подолгу остаётся под водой. На суше выдра передвигается шагом, рысью, опустив голову и волоча хвост. В случае опасности спасается прыжками. Выдра – хищник, питается рыбой, лягушками, птицами, зверьками. Свою добычу она либо подкарауливает, сидя на каком – нибудь выступающем из воды камне, либо преследует. Выдра – ценный пушной зверь, однако везде она немногочисленна, редка. Поэтому охота на неё в большинстве месс запрещена.
(Приложение 1, слайд 14)
Прудовая лягушка имеет средние размеры 75 – 85 мм, максимальная длина тела до 100 мм. Сверху тело ярко-зелёное или оливкового цвета с тёмными пятнами, вдоль спины проходит светлая продольная полоса. Снизу тело белого цвета. Прудовая лягушка – хищник, она питается подвижными насекомыми: мухами, жуками, стрекозами, комарами. Этих насекомых лягушка добывает своеобразно: с помощью широкого языка, покрытого клейкой слизью. Этот язык закреплён во рту необычно: не задним, а передним концом. Как только мимо лягушки пролетает насекомое, она мгновенно выкидывает вперёд язык, к которому и прилипает добыча.
(Приложение 1, слайд 15)
Плавунец окаймлённый – достаточно крупный жук: длина его тела достигает 30 – 35 мм. Верхняя часть тела тёмная, а нижняя светло-жёлтая. Вокруг тела идёт широкая желтоватая кайма. Плавунец окаймлённый живёт в прудах, небольших озерцах, в тихих затонах. Он хорошо приспособлен к жизни в воде. Питается мелкими водными животными: насекомыми, рачками, улитками.
(Приложение 1, слайд 16)
Вывод: Животные в водоёме есть везде: на поверхности, в толще воды, на дне и на водных растениях. Их большое разнообразие. Вы внимательно слушали рассказ зоолога, сейчас мы отгадаем кроссворд.
По горизонтали:
1. Выпуча глаза сидит,
По-французки говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает. (Лягушка)
2. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
3. Грызун, хорошо плавает и ныряет. (Ондатра)
По вертикали:
4. Есть на речках лесоруб
В серебристо-бурой шубе.
Из деревьев, веток, глины
Строит прочные плотины. (Бобр)
5. У кого глаза на рогах,
А дом на спине. (Улитка)
6. Ползает на оборот,
Задом наперёд,
Всё под водой
Хватает клешнёй. (Рак)
Третья станция, на которой мы побываем «Ихтиологическая». Здесь нас с вами встречает группа ихтиологов. Кто такой ихтиолог? (Специалист изучающий рыб).
Рассказ ихтиологов
Велика и щедра земля, раскинувшаяся в бассейне
великих сибирских рек – Оби и Иртыша. Широко
известны здешние подземные богатства, прежде
всего – нефть и газ. На широких просторах много
лесов – великая тайга щедро одаривает людей
древесиной, химическим сырьём, насыщает
атмосферу живительным кислородом. Обилен и
разнообразен животный мир этой земли. Но,
пожалуй, самое уникальное богатство этого края –
рыба, причём особо ценных видов: осётр, стерлядь,
нельма, муксун, пелядь и др. Повсеместно
водятся щука, язь, карась, окунь и многие другие
виды рыб. Реки и озёра издавна привлекают людей
как лучшие места отдыха. Редко встретишь здесь
человека, который не считал бы себя
рыбаком-любителем. А каждый настоящий рыболов по
словам писателя К.Паустовского, тоже заядлого
рыболова, – в душе поэт и знаток русской природы.
«Рыболову легче всего открывается красота
природы, её затаённая прелесть», – писал К.
Паустовский. – Можно смело сказать, что любой
человек, если он проведёт хотя бы один день с
удочками на реке или озере, если он надышится
запахом трав и воды, услышит пересвист птиц и
курлыканье журавлей, увидит в тёмной воде блеск
крупной рыбы, если он, наконец, почувствует её
упругий бег на тончайшей леске, будет потом долго
вспоминать этот день как один из самых спокойных
и счастливых дней своей жизни».
Я расскажу о некоторых видах рыб:
(Приложение 1, слайд 16)
Ёрш. Наружность ерша, конечно, знакома каждому. Вид у него, прямо скажем, угрожающей, особенно когда он расправляет свои колючие плавники и вытягивает щёки с острыми шипами. Эти колючки составляют единственное средство защиты от хищных рыб. Рыбёшка мелкая , неповоротливая. Вот природа и дала ей защиту от врагов. А за то, что взъерошивается, и назвали ершом.
(Приложение 1, слайд 17)
Карась. В водоёмах Обь-Иртышья обитают два вида карасей: серебристый и золотистый. У них соответствующая окраска. Караси обладают большой жизнестойкостью.
(Приложение 1, слайд 18)
Нельма – одна из ценных рыб Обь-Иртышья. Это крупная и красивая рыба длиной в метр и больше, весом до двадцати и более килограммов. У неё длинное тело с крупной серебристой чешуёй. Нельма растёт довольно быстро. Пятилетние рыбы достигают 3 кг, десятилетние – 7 – 10 кг. Взрослая нельма – хищник, кормится исключительно рыбой.
(Приложение 1, слайд 19)
Окунь. Окуня легко отличить от других рыб. Он красиво и ярко окрашен. Спина тёмно- зелёная, бока зеленовато-желтоватые, брюшные плавники ярко-красные, грудные – жёлтые. Первый спинной плавник сизый, второй – зеленовато-жёлтый. Глаза оранжевые.
(Приложение 1, слайд 20)
Стерлядь. От осетра отличается меньшими размерами, более узким туловищем, удлинённым острым носом. Стерлядь живёт по двадцать и более лет, достигая длины 60-65 см и веса 2 – 2,5 кг. Основная пища стерляди – личинки подёнок, мошек, комаров, а также моллюски, черви. Запасы стерляди находятся в напряженном состоянии. Это связано с загрязнением водоёмов и браконьерством.
(Приложение 1, слайд 21)
Таймень. Это красивая рыба – богатырь. Тело удлиненное, спина широкая. Голова большая, сплюснутая с боков и несколько напоминающая щучью. Окраска тела тёмно-свинцовая с мелкими чёрными пятнышками. Плавники, кроме спинного, ярко-оранжевые. Таймень – типичный хищник. Он охотится за крупной и мелкой рыбой, лягушками, водоплавающей птицей и мелкими зверьками – водяными мышами, кротами, ондатрами.
(Приложение 1, слайд 22)
Щука – одна из крупных рыб; размеры её достигают полутора метров, масса – 24 кг и более кг. Тело удлинённое, стреловидное, голова большая, рыло вытянутое; рот также большой с многочисленными острыми зубами. Спинной плавник отодвинут назад. Окраска спины серо- зеленоватая, бока более светлые и покрыты буроватыми или оливковыми пятнами, брюхо беловатое с серыми крапинками. Щука питается разнообразной пищей: мелкими ракообразными, насекомыми, икрой и мальками других видов рыб. Взрослые щуки тоже хищники, они поедают рыб, птенцов, крупных насекомых.
(Приложение 1, слайд 23)
Сибирский осётр – одна из самых крупных рыб. Длина его достигает 2,0 – 2,5 м, а вес – 100 и более кг. Осётр – долгожитель. Зафиксирован его возраст до 100 и более лет. Развивается он довольно медленно. Достаточно сказать, что самки начинают икрометание в возрасте 12-18 лет. Осётры питаются донными животными – личинками насекомых, моллюсками. Осётр – самая благородная рыба, следует проявить особую заботу по охране её запасов.
Вывод: В итоге можно сказать, что жизнь
рыб, как и любых живых существ, очень
разнообразна и достаточно сложна для изучения.
Но пытливый ум, пусть даже не специалиста, а
простого любителя природы, всего живого на земле,
найдёт при знакомстве с подводным миром столько
захватывающих подробностей, любопытных фактов,
что это само по себе представляет исключительный
интерес. А как важно всем нам знать окружающий
мир, чтобы сберечь его, сохранить в
первозданной красе для себя и последующих
поколений.
– С какими рыбами мы с вами
познакомились?
– А каких рыб вы знаете ещё?
Четвёртая станция на которой мы с вами побываем «Экологическая». Кто такой эколог? (Эколог – специалист об отношениях растительных и животных организмах друг другу и к окружающей среде.)
Эколог: Я пришёл к вам с экологической задачей. Давайте вместе и решим её.
Экологическая задача:
Как-то геологи, которых сейчас много работает в наших районах. Богатых нефтяными, газовыми, другими месторождениями полезных ископаемых, бросили такой клич: кто найдёт способ уничтожить в тайге и тундре комарьё, тому поставят при жизни памятник. Понять геологов можно. Комарьё, или, как его ещё характерно называют, гнус, может довести до бешенства даже стадо диких оленей. Однако уничтожить его повсеместно не только не полезно. Но и вредно. Что может произойти, если уничтожить всех комаров? (Уничтожим комаров, не будет их личинок, а личинки – лучшая пища мальков, да и большинства взрослых рыб; разрушим природное равновесие)
(Приводят примеры).
Эколог: Послушайте, это интересно! О комарах. Сосут кровь только самки, комарихи. А самцы питаются соком растений. Насосавшись крови, комариха летит куда-нибудь в укромный уголок. Теперь она не вылетит, пока не переварит всю кровь. В это время в брюшке комарихи развивается сотни тысяч яичек, тогда комариха вылетает и откладывает яички в куколок, которые тоже живут в воде.
4. Закрепление
Оперативный контроль
- Составить цепь питания природного сообщества «Водоём». (взаимопроверка, 3-4 примера проговорить вслух)
- Самостоятельная работа на карточках.
Подчеркнуть только обитателей водоёма.
Карточка:
Животные: кузнечик, стрекоза, щука, нельма,
ящерица, волк, бобр, пчела, крот, рак.
Растения: водокрас, ромашка, камыш, клевер,
колокольчик, кувшинка белая, пузырчатка,
купальница, василёк, рогоз.
Самопроверка по ключу.
5. Итог
– Что нового узнали на уроке? (Сегодня на уроке мы говорили о разнообразии обитателей водоёма. Все они тесно связаны между собой и приспособлены к условиям жизни в водоёме. Водоём – это природное сообщество, где всё взаимосвязано и одно зависит от другого.)
6. Домашнее задание
Составить памятку «Как вести себя у водоёма», по желанию приготовить сообщения о растениях или животных наших водоёмов.