Урок русского языка в 3-м классе по теме "Текст-описание. Роль имен прилагательных в речи"

Разделы: Начальная школа


Цели: закрепить знания учащихся о роли имён прилагательных в речи; познакомить с текстом-описанием; воспитывать любовь к природе, наблюдательность.

Оборудование: толковый словарь под редакцией Д.Н. Ушакова; репродукция картины А.И. Куинджи “Берёзовая роща”; фотоальбом под редакцией Т. Митрофановой; рисунки детей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

III. Введение в тему.

Запись слов под диктовку:

Воробей, город, герой, земляника, помидор, товарищ, ученик, животные, берёза.

У. Какой частью речи являются записанные слова? Докажите.

На какие две группы можно разделить слова?

Подберите к именам существительным имена прилагательные.

Ответы детей.

У. Что обозначают имена прилагательные?

Д. Цвет, вкус, запах, форму, размер предметов, качества людей.

У. Для чего нужны имена прилагательные в речи?

Какое слово записали последним в словарном диктанте? Кто знает, почему это дерево так называется?

Ответы детей.

У. Вот как написано об этом в Толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова.

(Ученик зачитывает статью из словаря.)

У. Подберите родственные слова к слову берёза, запишите их.

На доске записываются слова:

Берёзка, берёзонька, берёзовый, березняк, подберёзовик.

У. В словах выделяем корень, слово подберёзовик разбираем по составу.

IV. Изучение нового материала.

У. Берёза – символ (знак) России, одно из самых красивых и распространённых деревьев. “Со времён глухой старины вошли в нашу жизнь берёзки. Мила она русскому человеку. А сколько рек, сёл, деревень названо в честь весёлой берёзки: река Березина, село Берёзово, деревня Березники; фамилии людей: Берёзкина, Березовский. Любит народ берёзку. Любит её за красоту, за пользу, которую она приносит.” Так пишет Н. Александров.

У. Какую пользу приносит берёза?

Д.Древесина, береста, веники, листья, почки, гриб-чага, сок.

У. Записать предложение под диктовку:

Любит народ светлую красавицу-берёзку.

У. Разобрать предложение по членам, объяснить орфограммы.

Ответы детей.

(Демонстрация репродукций, фотографий, рисунков)

У. Отгадать загадки, найти словосочетания имён прилагательных с именами существительными, записать их.

1.Стоит Алёна, 2. Клейкие почки,
Платок зелёный, Зелёные листочки,
Тонкий стан, С белой корой
Белый сарафан. Стоит под горой.

У. О берёзе написано много песен. Давайте послушаем одну из них.

(звучит русская народная песня “Во поле берёза стояла”)

У. О берёзе написано много стихов.

(На доске написаны отрывки из стихотворений. Учащиеся выразительно читают их вслух, выписывают словосочетания, не повторяя.)

Д.

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками
С зелёными серёжками.

(А. Прокофьев)

…Берёза зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

(Р. Рождественский)

У. С какой частью речи связаны имена прилагательные?

Для чего в речи нужны имена прилагательные?

Ответы детей.

V. Знакомство с текстом-описанием.

(Работа по учебнику Т.Г. Рамзаевой “Русский язык” 3 класс)

У. Прочитайте упражнение № 486. Сравните тексты.

Читаем вывод.

У. Дома вы составили рассказ о любимой игрушке. Как же называется текст, который вы составили?

Дети читают свои рассказы.

VI. Закрепление.

На доске:

Под окном нашего дома растёт…берёзка. Весной её …ветви одеваются … листочками. Ствол берёзы … . Мы любим … берёзку.

У. Вставьте имена прилагательные и запишите текст.

(2-3 ученика зачитывают свои тексты)

VII. Итог урока.

У. Как называется составленный текст? Для чего нужны в речи имена прилагательные?