Цели урока:
- Продолжать знакомить с проверкой парных согласных на конце слова путем изменения формы слова; развитие умения сопоставлять буквы в проверочном и проверяемом словах.
- Развитие речи учащихся, формирование умения составлять предложения, расширение словарного запаса.
- Воспитание любви к прекрасному, к природе.
Оборудование:
1) Учебник: Т.Г. Рамзаева “Русский язык” 2 кл.
2) Картина “Медведь в берлоге”, карточки со
словами.
3) ЭУП “Природа, человек, общество”.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
2. Чистописание.
– Отгадайте загадку:
(во время чтения загадки демонстрируются слайды с картинами зимы)
“Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка,
Тряхнёт перинки,
Над миром снежинки”.
(зима)
– Правильно. Давайте с ней поздороваемся.
Здравствуй, гостья Зима! |
– А в тетрадях пропишем букву З.
(На доске на одной строке учитель каллиграфически правильно прописывает заглавную букву З в соединении со строчной буквой з: Зз)
– Какая буква? (зэ) Какой звук? ([з]– согласный, парный, звонкий)
Примечание: Каждый ответ учащихся оценивается вырезанной из бумаги снежинкой.
(На доске на второй строке учитель прописывает соединения : зи зо зв зя)
– Какое соединение здесь лишнее? (зв )
– Почему?
– Придумайте слова с этими соединениями.
(Зима, зовёт, звонко, зябнет)
3. Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний.
– Как вы думаете, почему мы сегодня начали работу именно с буквой З?
(Мы изучаем тему “Парные звонкие и глухие согласные”)
– Сегодня мы будем продолжать работать над парными звонкими и глухими согласными на конце слова, повторять способы их проверки.
– Откройте учебники, прочитайте словарное слово.
– Наша Зимушка-зима пришла не одна, с ней пришёл МОРОЗ.
(На доске учителем каллиграфически правильно прописывается слово из словаря МОРОЗ)
– Какие орфограммы есть в этом слове?
– Как проверить? (Дети повторяют правило)
(На доске учитель выделяет названные детьми орфограммы: МОРОЗ)
– А сейчас послушайте, какой стих подготовил Саша:
“Парные звуки согласные
Бывают такие опасные!
Звук нечетко слышится...
Буква какая пишется?
Но поставим рядом гласный
И согласный неопасный”.
4. Выборочный диктант.
– Я буду диктовать предложения, вы в 1 столбик пишите проверочное слово, во 2 – проверяемое.
( Коля засорил глаз. А у нас в квартире газ. На огороде работал насос. На улице грязь).
– Какие слова вы написали?
– Какое слово лишнее?
– Почему?
5. Работа по теме урока с использованием учебника.
– Откройте учебники. Прочитайте, найдите предложение со словом мороз. Выпишите его.
– Найдите грамматическую основу. Что такое грамматическая основа?
Мороз сковал речку и пруд.
– Что такое подлежащее?
– Что такое сказуемое?
6. Домашнее задание.
– Прочитайте и отгадайте загадку. Что это?
– Дома напишите её в тетрадь и найдите ещё одну загадку о зиме.
7. Работа по картине “Медведь в берлоге”.
– Посмотрите на эту зимнюю картину. Найдите на ней слова с парными звонкими и глухими согласными. (Снег, сугроб, след, медведь, мороз, холод)
– Давайте составим с этими словами предложения по группам.
(Дети получают карточки со словами)
1 группа – Красив зимний наряд леса.
2 группа – На деревьях лежит пушистый снег.
3 группа – Лисица нашла след зайца.
4 группа – Под елкой высокий сугроб.
5 группа – Медведь спит в берлоге.
(Представители от каждой группы по очереди крепят полученные предложения на доске.)
– Как можно назвать получившийся рассказ? (Зима)
– Спишите этот рассказ в тетрадь.
8. Физминутка.
– Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий согласный – вы звонко хлопаете в ладоши, если на глухой согласный – приседаете.
– Зайка, сайка, Веня, Феня, трава, дрова, жить, шить, тень, пень, дверь, зверь,пеньки, деньки.
9. Работа в группах.
– I ряд получает карточки со словами:
осень
сад
ель
дрозд
– II ряд –
строчка
морковь
птичка
клюв
– III ряд –
хлеб
тишина
шишка
столб
– На какие группы можно разделить все слова?
– Дополните в каждую группу по одному слову?
– С какой парной согласной помещены слова в 1 столбик? во 2-й столбик? в 3-й столбик?
– Давайте вспомним все парные звонкие и глухие согласные.
10. Итог урока.
– Итак, чему был посвящен наш урок?
– Что мы узнали на уроке?
– Как можно проверить парные звонкие и глухие согласные?
– С каким временем года мы повстречались?
Р.S. За каждый правильный ответ дети получали на уроке снежинки, которые в конце урока прикрепляются на мокрую доску, имитируя снегопад или снежное поле.