Цели урока:
Дидактическая: приобретение умений и навыков работы со схемой Бернулли для вычисления вероятностей.
Развивающая: развитие навыков применения знаний на практике, формирование и развитие функционального мышления студентов, развитие навыков сравнения, анализа и синтеза, навыков работы в паре, расширение профессионального лексикона.
Воспитательная: воспитание интереса к предмету через практическое применение теории, достижение сознательного усвоения учебного материала студентов, формирование умения работать в коллективе, правильного использования компьютерных терминов, интереса к науке, уважения к будущей профессии.
Научность знаний: Б
Тип урока: комбинированное занятие:
- закрепление пройденного на предыдущих занятиях материала;
- тематическая, информационно-проблемная технология;
- обобщение и закрепление изученного на данном занятии материала.
Метод обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемный.
Контроль знаний: фронтальный опрос, решение задач, презентация.
Материально-техническое оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор.
Методическое обеспечение: справочные материалы, презентация по теме урока, кроссворд.
Ход урока
1. Организационный момент: 5 мин.
(приветствие, готовность группы к занятию).
2. Проверка знаний:
Проверить фронтально по слайдам вопросы: 10 мин.
- определения раздела “Теория вероятностей”
- основное понятие раздела “Теория вероятностей”
- какие события изучает “Теория вероятностей”
- характеристика случайного события
- классическое определение вероятностей
Подведение итогов. 5 мин.
3. Решение задач по рядам:
5 мин.Задача 1. Бросается игральный кубик. Какова вероятность того, что выпадает четное и меньшее 5 число очков?
Задача 2. В коробке девять одинаковых радиоламп, три из которых были в употреблении. В течение рабочего дня мастеру для ремонта аппаратуры пришлось взять две радиолампы. Какова вероятность того, что обе взятые лампы были в употреблении?
Задача 3. В трех залах кинотеатра идут три различных фильма. Вероятность того, что на определенный час в кассе 1-го зала есть билеты, равна 0,3, в кассе 2-го зала – 0,2, а в кассе 3-го зала – 0,4. Какова вероятность того, что на данный час имеется возможность купить билет хотя бы на один фильм?
4. Проверка у доски способов решения задач.
Приложение 1. 5 мин.5ю Вывод по решению задач:
Вероятность появления события одинаковая для каждой задачи: m и n – const
6. Целеполагание через задачу:
5 мин.Задача. Два равносильных шахматиста играют в шахматы. Какова вероятность выиграть две партии из четырех?
Какова вероятность выиграть три партии из шести (ничьи во внимание не принимаются)?
Вопрос: Подумайте и назовите, чем отличаются вопросы данной задачи от вопросов предыдущих задач?
Рассуждением, сравнением добиться ответа: в вопросах m и n – разные.
7. Тема урока
:Вычисление вероятности появления события к раз из n опытов при р-const.
Если производятся испытания, при которых вероятность появления события А в каждом испытании не зависит от исходов других испытаний, то такие испытания называют независимыми относительно события А. Испытания, в каждом из которых вероятность появления события одинакова.
Формула Бернулли. Вероятность того, что в n независимых испытаниях, в каждом из которых вероятность появления события равна p (0 <p<1), событие наступит ровно k раз (безразлично в какой последовательности), равна
Pn (k) = ,
или Приложение 2 формула Бернулли, где k,n-малые числа где q = 1-p
Решение: Играют равносильные шахматисты, поэтому вероятность выигрыша p=1/2; следовательно, вероятность проигрыша q также равна 1/2. Так как во всех партиях вероятность выигрыша постоянна и безразлично, в какой последовательности будут выиграны партии, то применима формула Бернулли. 5 мин
Найдем вероятность того, что две партии из четырех будут выиграны:
Найдем вероятность того, что будут выиграны три партии из шести:
Так как P4(2)> P6(3), то вероятнее выиграть две партии из четырех, чем три из шести.
8. Задача.
Найти вероятность того, что событие А наступит ровно 70 раз в 243 испытаниях, если вероятность появления этого события в каждом испытании равна 0,25.
k=70, n=243 Отсюда следует k и n - большие числа. Значит, по формуле Бернулли считать сложно. Для таких случаев применяется локальная формула Лапласа:
Приложение 3 для положительных значений х приведена в приложении 4; для отрицательных значений х пользуются этой же таблицей и =.
9. Составляем алгоритм решения задачи:
5 мин.- найдем значение х и округляем до сотых (0,01);
- по таблице функции Лапласа найдем ;
- подставим значение функции Лапласа в формулу Лапласа
10. Решение задачи с разбором у доски
. Приложение 5. 10 мин.11. Обобщение информации урока через презентации
12. Домашнее задание
. 5 мин.В.Е. Гмурман, Руководство к решению задач, № 120.