Лабораторная работа "Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра" (урок-путешествие)

Разделы: Физика


Задачи урока:

1. Образовательные.

А) Повторить такие элементы знаний:

  • электрический ток;
  • источники тока;
  • сила тока;
  • напряжение;
  • сопротивление;
  • закон Ома для участка цепи;
  • прибор для регулирования силы тока – реостат.

2. Развивающие.

Способствовать развитию умений точно измерять

  • Силу тока;
  • Напряжение;
  • Пользоваться приборами;
  • Производить вычисления.

3.Воспитательные.

Способствовать формированию у учащихся

  1. Чувства коллективизма;
  2. Ответственности;
  3. Бережного отношения к приборам.

Оборудование: лабораторный источник питания (ЛИП), исследуемый проводник (небольшая никелиновая спираль), амперметр, вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода ( на каждой парте).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

Учитель. Мы с вами отправимся в путешествие на малую планету Электрию.

Первый этап – взлёт.

Реактивные двигатели, которыми снабжены корабли, имеют обязательной составной частью компрессор. При помощи которого под высоким давлением газ подаётся в камеру сгорания. Главной частью компрессора является электродвигатель. Поэтому для взлёта необходимо запитать электрическую цепь. Для чёткого обслуживания системы электроснабжения нужно знать хорошо физику. Поэтому зададим контрольные вопросы.

Учитель:

  1. Что такое электрический ток. Что нужно для его получения и поддержания?
  2. Что такое источник тока, какие источники вы знаете?
  3. Что такое электрическая цепь?
  4. Каковы её составные части?

Молодцы! Вы ответили на вопросы. Ракета взлетела ,перемещается за пределы земной атмосферы и вылетает в межпланетное пространство, но на борту нет топливных элементов. Поэтому становится необходимой посадка на межпланетную подзарядную станцию.

Второй этап – непредвиденная ситуация в полёте.

Вы должны ответить на вопросы.

  1. От чего зависит интенсивность действий электрического тока?
  2. Какой величиной определяется сила тока в электрической цепи?
  3. Что принимают за единицу силы тока? Как называется эта единица?
  4. Как называют прибор для измерения силы тока?
  5. Как включают амперметр в цепь?
  6. Как называется прибор для регулирования силы тока?

На пути команд встретился космический корабль иной цивилизации, терпящий бедствие. Ответьте на вопросы, чтобы помочь кораблю.

  1. Что такое напряжение?
  2. Чему равно напряжение на полюсах сухого элемента и кислотного аккумулятора?
  3. Как называют прибор для измерения напряжения на участке цепи?
  4. Как включают вольтметр для измерения напряжения на участке цепи?
  5. Какая величина характеризует сам проводник?
  6. Какие три величины связывает закон Ома?
  7. Как выразить сопротивление участка цепи, зная напряжение на его концах и силу тока в нём?

Физкультминутка.

Третий этап – принимаем сигнал “ SOS ”.

Каждый прибор для измерения величин имеет определённую шкалу измерений.

Лукашик В, И. Сборник эадач по физике для 7 – 9 классов №1262.Определите цену деления изображённых приборов.

Четвёртый этап – продолжение полёта.

Скоро конец путешествия, перед посадкой необходимо проверить состояние всех систем кораблей. Необходимо проверить состояние всех систем кораблей, для этого

  • Собрать электрическую цепь, соединив последовательно ЛИП, амперметр, спираль, реостат, ключ.
  • Измерить силу тока.
  • К концам исследуемого проводника присоединить вольтметр и измерить напряжение.
  • С помощью реостата измените сопротивление цепи и снова измерить силу тока и напряжение на исследуемом проводнике.
  • Результаты измерений занесите в таблицу.
№ опыта Сила тока, I напряжение, U Сопротивление, R
1      
2      

Используя закон Ома, вычислите сопротивление проводника.

Какой вывод можно сделать? (Сопротивление проводника не зависит от силы тока в нём и напряжения на его концах).

(Работа оформляется в тетрадях для лабораторных работ).

Пятый этап – посадка.

Для неё необходимо перевести электроснабжение на компрессор, запускающий посадочный двигатель, и отключить ток от основного. Здесь необходимо действовать умело. Разбираем цепь, приводим в порядок рабочее место.

Шестой этап – подведение итогов полёта.

Осуществлена мягкая посадка космических кораблей.

Выставляются оценки за урок.

Домашнее задание.

Начертите схему собранной цепи в рабочих тетрадях.

Литература

  1. Лукашик В. И.Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений\ В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Ланина И. Я., Тряпицына А. П. раздвигая границы привычного: Путешествие по урокам физики. – Л.: Лениздат. 1990.
  3. Пёрышкин А. В. Физика. 8 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений \ А. В. Пёрышкин. – 8-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2.