Задачи урока:
1. Образовательные.
А) Повторить такие элементы знаний:
- электрический ток;
- источники тока;
- сила тока;
- напряжение;
- сопротивление;
- закон Ома для участка цепи;
- прибор для регулирования силы тока – реостат.
2. Развивающие.
Способствовать развитию умений точно измерять
- Силу тока;
- Напряжение;
- Пользоваться приборами;
- Производить вычисления.
3.Воспитательные.
Способствовать формированию у учащихся
- Чувства коллективизма;
- Ответственности;
- Бережного отношения к приборам.
Оборудование: лабораторный источник питания (ЛИП), исследуемый проводник (небольшая никелиновая спираль), амперметр, вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода ( на каждой парте).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
Учитель. Мы с вами отправимся в путешествие на малую планету Электрию.
Первый этап – взлёт
.Реактивные двигатели, которыми снабжены корабли, имеют обязательной составной частью компрессор. При помощи которого под высоким давлением газ подаётся в камеру сгорания. Главной частью компрессора является электродвигатель. Поэтому для взлёта необходимо запитать электрическую цепь. Для чёткого обслуживания системы электроснабжения нужно знать хорошо физику. Поэтому зададим контрольные вопросы.
Учитель:
- Что такое электрический ток. Что нужно для его получения и поддержания?
- Что такое источник тока, какие источники вы знаете?
- Что такое электрическая цепь?
- Каковы её составные части?
Молодцы! Вы ответили на вопросы. Ракета взлетела ,перемещается за пределы земной атмосферы и вылетает в межпланетное пространство, но на борту нет топливных элементов. Поэтому становится необходимой посадка на межпланетную подзарядную станцию.
Второй этап – непредвиденная ситуация в полёте
.Вы должны ответить на вопросы.
- От чего зависит интенсивность действий электрического тока?
- Какой величиной определяется сила тока в электрической цепи?
- Что принимают за единицу силы тока? Как называется эта единица?
- Как называют прибор для измерения силы тока?
- Как включают амперметр в цепь?
- Как называется прибор для регулирования силы тока?
На пути команд встретился космический корабль иной цивилизации, терпящий бедствие. Ответьте на вопросы, чтобы помочь кораблю.
- Что такое напряжение?
- Чему равно напряжение на полюсах сухого элемента и кислотного аккумулятора?
- Как называют прибор для измерения напряжения на участке цепи?
- Как включают вольтметр для измерения напряжения на участке цепи?
- Какая величина характеризует сам проводник?
- Какие три величины связывает закон Ома?
- Как выразить сопротивление участка цепи, зная напряжение на его концах и силу тока в нём?
Физкультминутка.
Третий этап – принимаем сигнал “ SOS ”.
Каждый прибор для измерения величин имеет определённую шкалу измерений.
Лукашик В, И. Сборник эадач по физике для 7 – 9 классов №1262.Определите цену деления изображённых приборов.
Четвёртый этап – продолжение полёта.
Скоро конец путешествия, перед посадкой необходимо проверить состояние всех систем кораблей. Необходимо проверить состояние всех систем кораблей, для этого
- Собрать электрическую цепь, соединив последовательно ЛИП, амперметр, спираль, реостат, ключ.
- Измерить силу тока.
- К концам исследуемого проводника присоединить вольтметр и измерить напряжение.
- С помощью реостата измените сопротивление цепи и снова измерить силу тока и напряжение на исследуемом проводнике.
- Результаты измерений занесите в таблицу.
№ опыта | Сила тока, I | напряжение, U | Сопротивление, R |
1 | |||
2 |
Используя закон Ома, вычислите сопротивление проводника.
Какой вывод можно сделать? (Сопротивление проводника не зависит от силы тока в нём и напряжения на его концах).
(Работа оформляется в тетрадях для лабораторных работ).
Пятый этап – посадка.
Для неё необходимо перевести электроснабжение на компрессор, запускающий посадочный двигатель, и отключить ток от основного. Здесь необходимо действовать умело. Разбираем цепь, приводим в порядок рабочее место.
Шестой этап – подведение итогов полёта.
Осуществлена мягкая посадка космических кораблей.
Выставляются оценки за урок.
Домашнее задание.
Начертите схему собранной цепи в рабочих тетрадях.
Литература
- Лукашик В. И.Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений\ В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
- Ланина И. Я., Тряпицына А. П. раздвигая границы привычного: Путешествие по урокам физики. – Л.: Лениздат. 1990.
- Пёрышкин А. В. Физика. 8 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений \ А. В. Пёрышкин. – 8-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2.