Методическая разработка урока окружающего мира во 2-м классе по теме "Вода"

Разделы: Начальная школа


Цели: дать представление о свойствах воды, о различных состояниях воды и видах водоемов. Учить наблюдать за изменениями в окружающем мире, видеть красоту природы. Воспитывать бережное отношение к природе и любовь к искусству.

Оборудование: стакан с водой и пустой стакан; песочные наборы; картины Ивана Константиновича Айвазовского; учебник, листок с таблицей, физическая карта, капельки из картона.

Ход урока

1. Организационный момент.

(Дети рассаживаются по группам.)

2. Знакомство с новым материалом.

Отгадав загадку, вы поймете, о чем будем говорить на уроке.

На огне я оживаю, в мороз становлюсь стеклом.

Конечно это вода. А, что такое вода? ( Выслушать ответы детей.) А разобраться нам помогут опыты. Возьмите листок с таблицей. Прочитайте, что в ней записано.

Начинаем первый опыт. Возьмите стакан с водой и перелейте в пустой стакан. Что произошло с водой? (Ответы детей.) Значит первое свойство: вода течет. Данные занесите в таблицу.

Второй опыт. Возьмите предметы из песочного набора. Налейте воду в фигурки. Изменилась форма воды? Итак, вода не имеет своей формы, а приобретает форму сосуда. Запишите в таблицу.

Третий опыт. Возьмите песочные фигурки и сравните с цветом воды. Могу сказать, что вода: желтая, красная, зеленая, синяя. (Ответы детей.) Вот и третье свойство, вода бесцветна. Запишите.

Четвертый опыт. Мы все пьем воду. Можем ли сказать, что вода: сладкая, горькая, кислая. (Ответы детей.) Тогда какая же она? Конечно, безвкусна. Запишите.

Пятый опыт. Понюхайте воду. Чем пахнет вода? Значит, вода не имеет запаха. Запишите.

Итак, давайте назовем еще раз свойства воды. А теперь послушайте, что говорит С.И. Ожегов. Вода – прозрачная бесцветная жидкость.

Откройте учебник на странице117. Прочитайте самостоятельно стихотворение В. Бокова “Почему киты молчат?”.

– Какую поговорку использовал автор?

– А какие поговорки о воде вы знаете?

Рассмотрите рисунок – схему на странице 115. Расскажите, какие явления природы связаны с водой. (Ответы детей.)

Сейчас давайте рассмотрим, в каких состояниях может находиться вода. (На доске прикреплены карточки со словами: 1 группа – роса, дождь, обычная вода; 2 группа – лед, снег; 3 группа – водяной пар, туман, облака. К этим группам дети прикрепляют карточки (жидкое состояние, твердое состояние, газообразное состояние).

А теперь прочитаем вывод в учебнике.

– Какие тела природы вы знаете?

– С какими веществами вы знакомы?

– Можно ли назвать веществом молоко, бензин, воду, сок?

Физкультминутка.

Большую часть на земле занимают водоемы. Водоем – место скопления или хранения воды. Водоемы различаются по величине и форме. Каждый водоем имеет своих обитателей. В водоемах ловят рыбу, по ним на судах перевозят грузы.

Откроите страницу 116. Найдите значок объясни. Прочитайте задание. Обсуждается в группах, а затем один представитель от группы рассказывает.

Итак, какие бывают водоемы?

Значит, река это водоем. Реки бывают большие и маленькие, глубоководные и мелководные (слова записаны на доске).

– Как понять глубоководные?

– А мелководные?

Все реки начинаются с ключа, или родничка, который бьет из – под земли. В родничок постоянно прибывает вода. Она не может долго оставаться на месте и стекает в какую – нибудь сторону. Образуется ручеек, который сливается с другими ручейками. И образуются речки. Их воды пополняют дожди и снега. И вот уже небольшие речки становятся огромными судоходными реками.

– Как понять судоходными?

Начало реки называется исток. Место, где река впадает в море, озеро или другую реку называется устье.

Покажите на физической карте, где находится исток, где устье реки.

Переходим к рубрике “Картинная галерея”. ( На доске картины И. К. Айвазовского “Черное море. На Черном море начинает разыгрываться буря” и “Радуга”)

Айвазовский жил в 19 веке. С детства полюбил море, за которым наблюдал круглый год в разную погоду. В дальнейшем он стал маринистом – живописец изображающий море. Он создал около 6 тысяч картин и рисунков. Почти все свои картины художник посвятил морю.

– Сравните картины “Черное море. На Черном море начинает разыгрываться буря” и “Радуга”. Обратите внимание на тон и яркость цвета.

– Почему художник использовал именно такие тона красок для описания моря на этих картинах?

– Можно ли представить, какие чувства испытывают моряки, изображенные на картине “Радуга”? О чем они думают?

На странице 118 записан отрывок из стихотворения А. С. Пушкина “К морю”. Прочитайте про себя.

– Подходят ли эти строки к картине “Корабль у берега”.

– Что такое морская стихия?

– Какие особенности морской стихии подметил поэт?

– Если бы вы были композиторами, какую бы музыку сочинили к этим картинам?

3. Закрепление.

Я задаю вопрос и читаю ответы. А вы, выбрав правильный ответ, поднимаете капельку.

– Вода бывает в трех состояниях. В каком из ответов они названы правильно?

1. Жидкая, сладкая, грязная.

2. Твердая, жидкая, газообразная.

3.Твердая, прозрачная, бесцветная.

– Под каким номером названы свойства чистой воды?

1. Текучая, не имеет цвета, запаха, вкуса, прозрачная, не имеет своей формы.

2. Желтая, имеет вкус и запах лимона, не растекается, имеет форму шара.

3. Белая, очень вкусная, текучая, непрозрачная.

– Что такое водоем? Определи самый правильный ответ.

1. Место, где водой что-то моют.

2. Посуда, емкость, заполненная водой.

3. Углублении в земле, заполненное водой.

4. Домашнее задание: прочитать текст учебника на странице 115-117.

5. Итог урока.

Кому сегодня понравилось на уроке прикрепите капельку около слова море, а кому не очень около слова озеро. (Слова прикреплены на доске)

– Как можно назвать, одним словом море и озеро.

Список используемой литературы

Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в произведениях живописи. – М., 2006.

Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. – М., 2004.

Клепинина З. А. Окружающий мир сборник тестов. – М., 2006.