Цели: дать представление о свойствах воды, о различных состояниях воды и видах водоемов. Учить наблюдать за изменениями в окружающем мире, видеть красоту природы. Воспитывать бережное отношение к природе и любовь к искусству.
Оборудование: стакан с водой и пустой стакан; песочные наборы; картины Ивана Константиновича Айвазовского; учебник, листок с таблицей, физическая карта, капельки из картона.
Ход урока
1. Организационный момент.
(Дети рассаживаются по группам.)
2. Знакомство с новым материалом.
Отгадав загадку, вы поймете, о чем будем говорить на уроке.
На огне я оживаю, в мороз становлюсь стеклом.
Конечно это вода. А, что такое вода? ( Выслушать ответы детей.) А разобраться нам помогут опыты. Возьмите листок с таблицей. Прочитайте, что в ней записано.
Начинаем первый опыт. Возьмите стакан с водой и перелейте в пустой стакан. Что произошло с водой? (Ответы детей.) Значит первое свойство: вода течет. Данные занесите в таблицу.
Второй опыт. Возьмите предметы из песочного набора. Налейте воду в фигурки. Изменилась форма воды? Итак, вода не имеет своей формы, а приобретает форму сосуда. Запишите в таблицу.
Третий опыт. Возьмите песочные фигурки и сравните с цветом воды. Могу сказать, что вода: желтая, красная, зеленая, синяя. (Ответы детей.) Вот и третье свойство, вода бесцветна. Запишите.
Четвертый опыт. Мы все пьем воду. Можем ли сказать, что вода: сладкая, горькая, кислая. (Ответы детей.) Тогда какая же она? Конечно, безвкусна. Запишите.
Пятый опыт. Понюхайте воду. Чем пахнет вода? Значит, вода не имеет запаха. Запишите.
Итак, давайте назовем еще раз свойства воды. А теперь послушайте, что говорит С.И. Ожегов. Вода – прозрачная бесцветная жидкость.
Откройте учебник на странице117. Прочитайте самостоятельно стихотворение В. Бокова “Почему киты молчат?”.
– Какую поговорку использовал автор?
– А какие поговорки о воде вы знаете?
Рассмотрите рисунок – схему на странице 115. Расскажите, какие явления природы связаны с водой. (Ответы детей.)
Сейчас давайте рассмотрим, в каких состояниях может находиться вода. (На доске прикреплены карточки со словами: 1 группа – роса, дождь, обычная вода; 2 группа – лед, снег; 3 группа – водяной пар, туман, облака. К этим группам дети прикрепляют карточки (жидкое состояние, твердое состояние, газообразное состояние).
А теперь прочитаем вывод в учебнике.
– Какие тела природы вы знаете?
– С какими веществами вы знакомы?
– Можно ли назвать веществом молоко, бензин, воду, сок?
Физкультминутка.
Большую часть на земле занимают водоемы. Водоем – место скопления или хранения воды. Водоемы различаются по величине и форме. Каждый водоем имеет своих обитателей. В водоемах ловят рыбу, по ним на судах перевозят грузы.
Откроите страницу 116. Найдите значок объясни. Прочитайте задание. Обсуждается в группах, а затем один представитель от группы рассказывает.
Итак, какие бывают водоемы?
Значит, река это водоем. Реки бывают большие и маленькие, глубоководные и мелководные (слова записаны на доске).
– Как понять глубоководные?
– А мелководные?
Все реки начинаются с ключа, или родничка, который бьет из – под земли. В родничок постоянно прибывает вода. Она не может долго оставаться на месте и стекает в какую – нибудь сторону. Образуется ручеек, который сливается с другими ручейками. И образуются речки. Их воды пополняют дожди и снега. И вот уже небольшие речки становятся огромными судоходными реками.
– Как понять судоходными?
Начало реки называется исток. Место, где река впадает в море, озеро или другую реку называется устье.
Покажите на физической карте, где находится исток, где устье реки.
Переходим к рубрике “Картинная галерея”. ( На доске картины И. К. Айвазовского “Черное море. На Черном море начинает разыгрываться буря” и “Радуга”)
Айвазовский жил в 19 веке. С детства полюбил море, за которым наблюдал круглый год в разную погоду. В дальнейшем он стал маринистом – живописец изображающий море. Он создал около 6 тысяч картин и рисунков. Почти все свои картины художник посвятил морю.
– Сравните картины “Черное море. На Черном море начинает разыгрываться буря” и “Радуга”. Обратите внимание на тон и яркость цвета.
– Почему художник использовал именно такие тона красок для описания моря на этих картинах?
– Можно ли представить, какие чувства испытывают моряки, изображенные на картине “Радуга”? О чем они думают?
На странице 118 записан отрывок из стихотворения А. С. Пушкина “К морю”. Прочитайте про себя.
– Подходят ли эти строки к картине “Корабль у берега”.
– Что такое морская стихия?
– Какие особенности морской стихии подметил поэт?
– Если бы вы были композиторами, какую бы музыку сочинили к этим картинам?
3. Закрепление.
Я задаю вопрос и читаю ответы. А вы, выбрав правильный ответ, поднимаете капельку.
– Вода бывает в трех состояниях. В каком из ответов они названы правильно?
1. Жидкая, сладкая, грязная.
2. Твердая, жидкая, газообразная.
3.Твердая, прозрачная, бесцветная.
– Под каким номером названы свойства чистой воды?
1. Текучая, не имеет цвета, запаха, вкуса, прозрачная, не имеет своей формы.
2. Желтая, имеет вкус и запах лимона, не растекается, имеет форму шара.
3. Белая, очень вкусная, текучая, непрозрачная.
– Что такое водоем? Определи самый правильный ответ.
1. Место, где водой что-то моют.
2. Посуда, емкость, заполненная водой.
3. Углублении в земле, заполненное водой.
4. Домашнее задание:
прочитать текст учебника на странице 115-117.5. Итог урока.
Кому сегодня понравилось на уроке прикрепите капельку около слова море, а кому не очень около слова озеро. (Слова прикреплены на доске)
– Как можно назвать, одним словом море и озеро.
Список используемой литературы
Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в произведениях живописи. – М., 2006.
Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. – М., 2004.
Клепинина З. А. Окружающий мир сборник тестов. – М., 2006.