Для организации образовательной деятельности применяются как традиционные, так и новые технологии. Один из них – метод проектов. Поскольку в моей практике применялись только элементы этого метода, не было системы работы, естественно было использовать тиражируемый опыт.
В статье Натальи Васильевны Николаевой “Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся” говорится о том, что глобальная информатизация общества будет одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Перед системой образования встает проблема подготовки подрастающего поколения к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей и защиты от негативных воздействий.
Но, как предметник, вижу задачу шире – используя информационную среду, формировать предметные и межпредметные компетентности. При использовании компьютерных квест-проектов привлекает, то, что существуют, по крайней мере, два результата. Первая составляющая оценки результата это, собственно, та видимая часть, которая и является выполненным квест-проектом. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели. Второй же результат – это педагогический эффект от включения школьников в “добывание знаний” и их логическое применение, то есть включение их в информационную деятельность. [1]
В той же статье Н.В. Николаевой, предлагается использовать квест– проекты, поскольку они могут быть организованы не только средствами Web-технологий, но и средствами других информационных технологий (среде текстового процессора Word, электронных таблиц Excel).
Преимуществом квест-проектов является использование активных методов обучения.
Квест-проект может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Это действительно удобно и с точки зрения организации разноуровневой работы детей с разными стартовыми возможностями.
Учащиеся самостоятельно определяя проблему, над которой будут работать, определяют для себя психологически оптимальный индивидуальный темп, направление и объём работы.
Для организации эффективной работы учащихся необходимо прописать алгоритм (фрагмент памятки по созданию квест-проекта).
Образовательный этап проводится с опорой на разработанную систему учебных элементов, проверка осуществляется с помощью системы трехуровневых компетентностно – ориентированных заданий.
(Образец проверки – КОЗ http://moodle.cross-ipk.ru/mod/forum/discuss.php?d=15060
Индивидуальный темп работы позволяет усилить педагогическое сопровождение каждого ученика. Учитель выступает в роли консультанта, помогает сформулировать проблему, но не даёт готовых ответов, является тьютором. При формулировании противоречий используется технология СДО. (Подробности на сайте https://urok.1sept.ru/2005_2006/index.php?member=304457)
Опыт применения квест-проекта в образовательной деятельности учащихся был проанализирован в проектно-исследовательской работе “Образовательные квест-проекты как метод и средство формирования экологического мышления” (авторы – Р. Горохов, А. Перфилова, 11 класс МОУ СОШ№ 6 г. Ачинска)
Для групп учащихся авторами был разработан сценарий, в котором определены цели и задачи для каждой роли, отчеты оформлены в виде веб-страниц с видео – текстовыми приложениями и др. Для работы составлен список информационных ресурсов.
Поскольку авторы решили использовать веб-квест для формирования экологического мышления, то для оценки уровня его сформированности, была разработана методика тестирования на основе критериальных признаков экологического мышления, указанных в работе Поляруш А.А. “Организация учебного процесса по формированию экологического мышления школьников на основе диалектического подхода”.[2]
Следующим этапом стало создание веб-квеста.
Веб-квест “Остромордая лягушка” (http://shkola6.edusite.ru:15888/quest/p1aa1.html) создан на основе программы “Конструктор школьных сайтов”. Были созданы страницы:
- главная;
- введение;
- сценарий;
- роли;
- этимолог;
- таксономист;
- развитие головастиков;
- батрахолог;
- патенты;
- физиолог;
- физик [5];
- эколог;
- мифология;
- памятники лягушкам;
- прецедент Киотского протокола;
- Всемирная хартия природы;
- для эрудитов;
- о сайте;
- Лягушка-путешественница;
- источники информации;
- вывод;
- знаете ли вы.
Удобная навигация осуществляется за счет двух видов меню: вертикального и горизонтального. В горизонтальном меню расположены: “главная”, “знаете ли вы”, “памятники лягушкам”, “о сайте”. Остальные страницы расположены в левом вертикальном меню и часть (для удобства навигации) – в подменю. Для оформления отчетов экспертов использовалась информация из научной, методической, научно-популярной литературы, фотографии из Интернет, фото, видео материалы, сделанные ученицей МОУ СОШ № 6 Морозовой В.
Для ознакомления с квестом создано электронное пособие.
Поскольку авторы решили использовать веб-квест для формирования экологического мышления, то для оценки уровня его сформированности авторами были разработаны вопросы для мониторинга. [Приложение 3] Так же он проводился с целью выяснения положительных и отрицательных аспектов этого метода обучения (в разных возрастных группах – 6, 7, 9, 11 классы).
Так же были разработаны субтесты для проведения мониторинга сформированности экологического мышления.
Представленный веб-квест вызвал у всех школьников больший интерес.
Вследствие проделанной работы авторы выяснили, что применение образовательных квестов как средство формирования экологического мышления позволяет:
- развивать навыки информационной деятельности человека;
- формировать положительное эмоциональное отношение к процессу познания, повысить мотивацию обучения, качество усвоения по образовательному курсу экологии;
- развивать творческий потенциал у школьников;
- формировать общеучебные умения овладения стратегией усвоения учебного материала;
- позволяет углубить знания по экологии нашего региона;
- формулировка и разрешение противоречий дает навыки решения конкретных проблем.
Однако отмечается недостаток веб-квестов: большой объем работы затрудняет применение квеста для широкой практики.
Старшеклассники предложили разным группам дать разные объекты и провести конференцию. Это позволит за один объем времени получить больше знаний и информации.
Квест-проекты активно применяются при обучении в рамках образовательного курса “Репродуктивное здоровье”. https://bio.1sept.ru/index.php?year=2008&num=15
Предполагается, что этот курс по выбору способствует формированию у учащихся осознанного отношения к репродуктивному здоровью, исключению факторов риска, интегративности знаний, пониманию их практического применения.
Положительными сторонами такой формы предмета по выбору является то, что ученик приобретает дополнительные возможности, осваивая методику проектирования и работая в проектах:
- он учится выходить за рамки содержания и форм представления учебного материала преподавателем;
- получает дополнительную возможность профессиональной экспертизы своих творческих способностей и умений;
- учится использовать информационное пространство сети Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности;
- имеет возможность сравнивать свой творческий продукт с работами других участников проекта, может найти адекватную для себя творческую среду, образовательное пространство, в которой его возможности реализуются в большей степени.
Веб-квест объединяет результаты детей, служит учебником, организуется интерактивный диалог, как следствие, происходит повышение мотивации к обучению, развитие творческих способностей школьников.
Накоплен положительный опыт использования технологии создания квест-проектов экологической направленности для подготовки учеников-тьюторов в рамках проектов “Зелёный дозор” и “Гео-декор”.
Список литературы
- Николаева Н.В. “Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся”.
- Поляруш А.А. “Организация учебного процесса по формированию экологического мышления школьников на основе диалектического подхода” Новосибирск, 2000 г.