Анализ эффективности воспитательного процесса

Разделы: Администрирование школы


Эффективность воспитательного процесса определяется мерой отношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого.

Изучение результата и эффективности воспитательного процесса выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции.

При этом:

  • выявляется реальное состояние воспитательного процесса с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач;
  • анализируются изменения, произошедшие в воспитательном процессе (изучение влияния разных условий и средств на результаты работы);
  • выявляются возможности развития воспитательного процесса, происходит поиск путей и средств дальнейшего совершенствования воспитательного процесса;
  • определяется эффективность влияния воспитательной работы на развитие личности учащихся и педагога, отношений в коллективе.

При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности воспитательной деятельности необходимо использовать системный подход, позволяющий установить взаимосвязь полученных результатов с целями, задачами, содержанием и способами организации педагогического процесса.

Основное предназначение воспитания заключается в его развивающем влиянии, поэтому только происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности воспитания и образования в целом.

Чтобы анализировать воспитательную работу в школе, необходимо ее тщательно контролировать:

  • проверять планы классных руководителей;
  • проверять качество проведенных классных часов путем их посещения;
  • проводить совещания с классными руководителями и учителями-предметниками регулярно;
  • проводить тематические педсоветы и родительские собрания;
  • контролировать деятельность студии дополнительного образования.

Итоговый анализ воспитательной работы за учебный год - самый сложный. Для анализа вычленяются основные блоки воспитательной работы, которые отражают задачи, приоритетные направления воспитательной работы.

Анализ дает возможность раскрыть дополнительные ресурсы воспитания, применить новые методики, определить необходимые средства, и в итоге это должно способствовать продуктивности воспитывающей деятельности образовательного учреждения.

Из чего складывается анализ?

Материально-техническое обеспечения культурного уровня воспитания.

Документация, фиксирующая организацию воспитательного процесса ( программа воспитания, план воспитательной работы; педагогическая картотека, отражающая индивидуальное и духовное развитие школьника).

Документация, отражающая профессионализм педагогических кадров, осуществляющих воспитательный процесс (сведения о функционале, об организации методической работы и т.п.).

Материалы по обобщению опыта работы классного руководителя, психолога, библиотекаря, социального педагога.

Схематический анализ воспитательной работы можно представить следующим образом:

При анализе необходимы не только количественные показатели, но и качественные показатели и оценочные выводы.

При анализе воспитательного процесса необходимо руководствоваться следующим:

  • не сравнивать класс с классом, педагога с педагогом, ребенка с иным ребенком;
  • рассматривать воспитательный процесс в его динамике, чтобы сравнить: это было, это есть;
  • учитывать влияние социокультурной среды на формирование у подростков ценностных культурных ориентиров;
  • обсудить на педагогическом совете полученные результаты, исходя из них, провести коррекцию сложившейся воспитательной работы и с учетом полученных выводов спланировать дальнейшую работу по воспитанию учащихся.

Подбор критериев и показателей является важным этапом, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания обучающихся. Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса обусловлено комплексом целей и задач, решаемых школьным коллективом и педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров.

Схема анализа воспитательной работы образовательного учреждения

  1. Какие цели и задачи решались?
  2. Каков реальный результат: Обученность, воспитанность, динамика социально-культурного развития.
  3. Расхождение целей и реального результата. Тенденции.
  4. Причины положительных и отрицательных тенденций и расхождение целей с реальным результатом: что планировалось (система мер под цели и задачи), что выполнено, что не выполнено, почему?

Причинами могут быть:

а) в области внутренних условий-факторов, влияющих на процессы воспитания, обучения и развития школьника:

  • система взаимоотношений (демократизация, гуманизация);
  • профессионализм, мастерство педагогов, самообразование, отношение к работе;
  • организация внутришкольной жизни;
  • уровень эстетического, санитарно-гигиенического состояния;
  • наличие инноваций;
  • отслеживание результатов на научной основе;
  • работа с кадрами;
  • система стимулирования;
  • организация воспитывающей деятельности;
  • уровень координации, согласованности, взаимодействия;
  • материальная база;

б) в области использования внешних факторов:

  • родители;
  • общественность;
  • социально-культурные и образовательные центры;
  • природная среда.

Новые задачи и система мер под них. Система мер - это план работы школы на новый учебный год.

Критерии успешности организации воспитательной работы в школе

Включенность в воспитательный процесс всего педагогического коллектива школы.

Включенность родителей в воспитательный процесс.

Создание воспитывающей среды и положительного психолого-педагогического климата.

Демократический характер планирования (участие в планировании тех, кто планирует, и тех, для кого планируют).

Наличие сложившейся системы стимулирования участников воспитательного процесса.

Охват учащихся таким содержанием деятельности, которое соответствует их интересам и потребностям.

Наличие естественной связи: воспитание на уроке, воспитание вне урока, воспитание вне школы.

Удовлетворенность уровнем и характером профессионального повышения квалификации и организации воспитательного процесса его участниками.

Наличие детского самоуправления, соответствующего различным направлениям детской самодеятельности.

Удовлетворенность учащихся и родителей воспитательным процессом и наличие положительных результатов воспитания.

Постоянное нарастание динамики в оценке учащимися роли школы, класса, учителей, товарищей, удовлетворенности обучением, использованием досуга, отношений с родителями.

В каждом образовательном учреждении, как показывает практика, в соответствии с избранными критериями и показателями подбирается комплекс приемов и методов для изучения результативности воспитательной деятельности. В этот комплекс входят как традиционные методы (педагогическое наблюдение, анкетирование, методы экспертной оценки и самооценки), так и современные методики психолого-педагогической диагностики.