Обособленные и уточняющие члены предложения (8-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 8


  • Цель: углубить представления учеников об обособлении;
  • обобщить и закрепить ЗУН по теме;
  • развивать пунктуационные навыки ;
  • совершенствовать навыки работы с тестовыми заданиями;
  • стимулировать переживание радости взаимодействия с учителем и одноклассниками;
  • прививать культуру учебного труда;
  • воспитывать у детей любовь к русскому языку;
  • толерантное отношение к себе и к окружающим.

Методические приёмы: повторение, тренировочные упражнения, самостоятельная работа.

Межпредметные связи: связь с информатикой, литературой.

Оборудование: презентация исследовательской работы творческой группы учащихся, презентация урока, проектор, компьютеры, тест, карточки, оценочный лист, критерии оценивания, разноцветные сигнальные карточки.

Ход урока

Этапы учебного занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент Перед нами громада- русский язык!

Наслажденье глубокое зовёт вас ,

Наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.

(Н.В.Гоголь)

Здравствуйте!

Ученики приветствуют учителя. Записывают число в тетрадях
2. Мотивация и целеполагание Учитель предлагает ученикам составить и записать слово, для определения темы и цели урока.( предложения на проекторной доске)

1.Из афоризма возьмите предлог, который указывает на предмет, на которое направлено действие.: Мне неважно, что обо мне говорят за моей спиной, пока обо мне говорят неправду.

2.Из предложения Лучше глупцом быть вместе со всеми, чем мудрецом в одиночку. Возьмите предлог, который указывает на место и имеет пространственное значение.

3.В предложении в слове с лексическим значением состязаться, сражаться, стремясь победить, добиваться чего-нибудь, преодолевая препятствия возьмите первую букву Жить - это бороться, бороться - это жить.

4.В предложении Лень-наибольшая помеха к развитию наших способностей. у подлежащего возьмите корень

Ученики составляют, записывают слово, определяют тему и цель урока.

- обо-

-со-

-б-

-лен-

  5. В предложении Есть памятники искусства, свидетельствующие о творческой гениальности их создателя. у действительного причастия возьмите окончание.

-Какое слово образовали?

-ие-

Обособление

Задание ученикам:

" Объясните смысл понравившегося афоризма."

Вопрос: "Найдите предложение с обособленным членом. Докажите.

3. Повторение и обобщение по теме.

Защита исследовательской работы .

Учитель предлагает оценить учащимся исследовательскую работу творческой группы одноклассников по теме " Обособленные члены предложения"

Цель: изучить и сопоставить теоретический материал по теме, используя разные источники;

определить, какое учебное пособие раскрывает данную тему доступно, интересно.

Учащиеся оценивают значимость исследования, составляют вопросы к авторам исследования.

Ставят оценки в "Оценочный лист"

(Приложение №2)

Социализация Учитель предлагает ученикам обсудить результаты исследования. Ученики обсуждают результаты исследования, корректируют, записывают.
"Поединок с теорией"

Приложение №1

Учитель следит за выполнением тестовых заданий, проверяет теоретические знания учащихся по теме. Учащиеся выполняют тестовые задания в бланке ответа.
Рефлексия.

"Работа в квадрате"

Приложение №3

Рефлексия.

Учитель предлагает вписать в квадрат номера предложений , в которых нужна запятая, и обосновать свой ответ. Ученики сравнивают результаты работы с эталоном, оценивают себя самостоятельно, ставя результат в "Оценочный лист"

Ученики вписывают номера предложений в квадрат и обосновывают свой выбор.

Сравнивают свои результаты с эталоном, ставят оценки в "Оценочный лист".

Лингвистическая разминка

"Я редактор"

Рефлексия.

Учитель предлагает исправить в предложениях речевые ошибки, связанные с употреблением обособленных членов предложения.

Поезд прибыл на станцию согласно расписанию.

Билеты всегда продают по прибытию автобуса.

Вопреки прогноза, погода изменилась.

Снег хрустит под ногами, оставляя следы.

Пересидев в шалаше, ветер и дождь не утихали.

Снег блестел от лучей и людей, идущих по улице.

Ученики исправляют речевые ошибки и записывают предложения верно.

Сравнивают результат своей работы с эталоном , ставят оценку в "Оценочный лист"

"Знаки препинания в графике."

Приложение №4

Рефлексия

Учитель сообщает, что при построении графика необходимо внимательно прочитать предложения , ответить на вопрос : "Есть или нет в предложениях обособленные члены предложения?" , поставить точки напротив ответа и их соединить. Ученики строят график на листе.

Вопрос ученикам: "На что похож график?

Почему?"

Ученики оценивают себя, ставят результат своей работы в "Оценочный лист"

Работа за компьютером

в программе "Семейный наставник".

Рефлексия.

4. Домашнее задание.

Учитель следит за выполнением хода работы по теме.

Учитель предлагает на выбор:

1.Написать сочинение-размышление о проблеме отцов и детей, используя афоризмы царя Соломона, применяя обособленные члены предложения.

2. Выписать из художественного текста предложения с обособленными членами, указывая их классификацию.

3. Написать сочинение на лингвистическую тему : "Роль обособленных и уточняющих членов предложения"

Ученики самостоятельно определяют задание.

Результат своей работы отражают в "Оценочном листе"

Ученики выбирают вариант домашнего задания.

5. Подведение итогов. Учитель задаёт вопрос: "Какова роль обособленных и уточняющих членов предложения в речи?"

Учитель просит поднять сигнальные карточки красного цвета тех, кто тему знает на "5", зелёную- на "4", жёлтую - на "3", белую- на "2".

Учитель благодарит учеников за сотрудничество на уроке и просит сдать оценочные листы.

Ученики отвечают на вопрос, поднимают сигнальные карточки и сдают оценочные листы.
     

Приложение.