Цели:
- Обобщить и систематизировать материал по данной теме.
- Научить обобщать знания, осмысливать материал, делать выводы по материалу обязательного уровня. Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и ее применения для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
- Содействовать рациональной организации труда; введением игровой ситуации снять нервно-психическое напряжение; развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность; выработать самооценку в выборе пути, критерии оценки своей работы и работы товарища.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации с дидактической игрой “Крестики-нолики”.
Организационные формы общения. Групповая, индивидуальная.
Структура урока:
- Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
- Сообщение правил игры.
- Входной контроль - игровые действия, в процессе которых происходит актуализация опорных знаний.
- Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний; проводится диагностика усвоения системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий стандарта с переходом на более высокий уровень.
- Итог игры, подведение итогов урока.
- Творческое домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока
Ι. Μ
отивационная беседа с учащимися.ІІ. Сообщение правил игры.
Правила игры: класс разбивается на 2 команды, которые решают задачи. С помощью жребия выбирается код команды – “крестик” или “нолик”. Выигрывает та команда, которая набирает большее количество своих знаков. Команда, которая с очередным заданием справилась быстрее, имеет право выбора следующего конкурса. Непременное условие игры – начинать с конкурса “Вспомни”.
Оформление: на экране расположена таблица с названием конкурсов, каждая графа которой содержит определенное задание; на доске пустая таблица.
Вспомни | Письмо из прошлого | Параметр |
! | Таблица | Реши уравнения |
Составь задачу | SOS | Черный ящик |
Если команда выиграла конкурс, то в таблице вместо названия конкурса проставляется код команды – “крестик” или “нолик”, так команды могут следить за ходом игры.
ΙΙΙ.
Входной контроль.1) Конкурс “Вспомни”.
Этот конкурс заключается в том, что надо заполнить таблицу, которая у нас на доске. Я вам буду задавать вопросы и за каждый правильный ответ команда получит балл. Та команда, которая получит больше баллов победит в этом конкурсе.
Пустая таблица выглядит так:
2 | 3 | |||
4 | 4 | 4 | 5 | 5 |
Вопросы:
- Сформулируйте определение квадратного уравнения.
- Как называются квадратные уравнения, у которых хотя бы один из коэффициентов b или c равен нулю?
- Как называются квадратные уравнения, у которых все три коэффициента отличны от нуля?
- Какие виды неполных квадратных уравнений мы с вами рассмотрели?
- Какими бывают полные квадратные уравнения в зависимости от коэффициента a?
А теперь рассмотрим каждый случай отдельно. Расскажем как мы решаем эти уравнения?
ΙV.
Игровые действия.2) Конкурс “Реши уравнения”.
Решите уравнения:
- 2х² + х - 6 = 0;
- 3х² + 4х - 39 = 0;
- –4х² + 10х + 6 = 0;
- 4х² - 3х - 1 = 0;
- х² + 3х + 4 = 0.
3) Конкурс “!”.
Решите уравнение: 6! ∙ х² = 2
4) Конкурс “Составь задачу”.
Составить задачу по уравнению х(х + 5) = 36.
5) Конкурс “Таблица”.
Заполните таблицу:
Уравнения | Дискриминант |
7х² – 6х – 14 = 0 | D = |
–2х² + х + 1 = 0 | D = |
10х² – 3х – 0,4 = 0 | D = |
6) Конкурс “Письмо из прошлого”
Задача индийского математика ХІІ в. Бхаскары:
Обезьянок резвых стая,
Власть поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А двенадцать по лианам…
Стали прыгать, повисая…
Сколько ж было обезьянок,
Вы скажите, в этой стае?
7) Конкурс “Черный ящик”.
Каждой команде предлагается решить уравнение:
(х² – х – 2)² + (х² – х – 2) – 12 = 0.
8) Конкурс “SOS”. В этом конкурсе каждой команде предлагается выяснить следующее:
- Какие уравнения называются биквадратными?
- Сколько корней может иметь биквадратное уравнение?
- Приведите пример биквадратного уравнения.
9) Конкурс “Параметр”.
Каждой команде предлагается решить уравнение с параметром.
При каких значениях а уравнение 3х² + ах + 12 = 0 имеет один корень?
V. Итог урока.
Подводится итог игры, определяются победители, они и получают высший балл на уроке, а другая команда – на балл ниже.
VІ. Домашнее задание.
Составить самостоятельно сценарий игры с соседом по парте, придумав новые конкурсы по теме: “Решение квадратных уравнений”.
VІІ. Рефлексия.
В конце урока обязательно провести беседу с учащимися, в которой выяснить, что нового они узнали на уроке, понравилась ли им игра, что необходимо изменить, чтобы было еще интереснее.