Обучение - это ремесло, использующее
бесчисленное количество маленьких трюков.
Д.Пойа
Если на уроке произошло что-то необычное, удивительное, неожиданное, или комичное и вызвало неподдельный интерес у школьников, эмоционально зацепило, значит это что-то (способ подачи учебного материала, специфические свойства информации или задач, а иногда организация обучения) выполнило свою задачу - повысило КПД урока.
Учебное занятие должно быть интересным. Задачи должны увлекать не только содержанием, но и формой. Одну и ту же задачу можно подать весьма буднично, а можно - интригующе. Можно провести обычную самостоятельную работу или тест, а можно поиграть в игру "Зигзаг удачи".
Игровой момент.
Ученики на индивидуальной перфокарте отмечают верные ответы, затем последовательно соединяют ломаной линией ответы на вопросы
(1-2-3-4-5).
Дидактические задачи.
- Экономия времени при поверке работы: достаточно сравнить ломаные.
- После изучения нового материала одна из форм закрепления усвоенной информации (фронтальная или индивидуальная).
- Моментальная обратная связь с дальнейшими выводами о степени подготовленности каждого ученика.
- Возможность использовать для самоконтроля, освободив учителя от громоздкой проверки, да еще и преследуя большую воспитательную цель: самоанализ - великая сила!
- Тестовые задания составлены преимущественно по принципу возрастания трудности. 5 заданий с выборочным ответом (на каждый вопрос - пять ответов, из которых только один правильный, остальные - правдоподобные, промежуточные, неполные и т.д.).
- Для выполнения работы требуется 10-15 минут.
- Самостоятельная работа несет в основном обучающий характер. Но по усмотрению учителя оценка может быть выставлена в классный журнал.
- Можно использовать для итогового повторения материала в конце года.
- Учащиеся положительно отзываются о таком виде самоконтроля и контроля, работают с интересом.
Приложение
Материалы для проведения дидактической игры "Зигзаг удачи" по теме "Классификация треугольников"
Классификация треугольников | 1 | ||||
1.Как можно классифицировать треугольники? | 1.По величине углов и по длине сторон | 2 Остроугольные, равнобедренные | 3.По величине углов | 4. Прямоугольные, разносторонние | 5.Тупоугольные, равносторонние |
2.Как называют стороны прямоугольного треугольника? | 1.Катеты и боковые стороны | 2.Боковые стороны и основание | 3.Катеты и гипотенуза | 4.Основание и катеты | 5.Гипотенуза и боковые стороны |
3.На какие два класса распадается множество треугольников? | 1. Равнобедренные и прямоугольные | 2. Равносторонние и разносторонние | 3. Остроугольные и равнобедренные | 4. Разносторонние и тупоугольные | 5. Равнобедренные и разносторонние |
4.Сколько может быть тупых углов в любом треугольнике? | 1.Один | 2.Ни одного | 3.Три | 4.Один или ни одного | 5.Нет правильного ответа |
5.В окружности с центром О проведите диаметр MN и радиус ОР так, чтобы угол РОN равнялся 600. Соедините точку Р с точкой М и N отрезками. Определите величину углов ОРN и ОРМ | 1.600 и 200 | 2.600 и 300 | 3.1200 и 300 | 4.300 и 600 | 5.600 и 1200 |
Классификация треугольников | 2 | ||||
1.На какие классы разбивается множество всех треугольников по виду углов? | 1. Остороугольные, прямоугольные, тупоугольные. | 2. Тупоугольные, равносторонние, прямоугольные | 3. Остроугольные, равнобедренные, прямоугольные | 4. Прямоугольные, равнобедренные, равносторонние | 5. Равнобедренные, разносторонние, равносторонние |
2.Как называются стороны равнобедренного треугольника? | 1.Катеты и гипотенуза | 2.Боковые стороны и гипотенуза | 3.Катеты и основание | 4.Основание и боковые стороны | 5.Катеты и боковые стороны |
3.Какие треугольники называют тупоугольными? | 1.У которых есть прямой угол | 2.У которых есть острый угол | 3.У которых есть тупой угол | 4.У которых есть два острых угла | 5. У которых есть острый и прямой угол |
4.Сколько может быть прямых углов в любом треугольнике? | 1. Ни одного | 2.Один | 3. Один или ни одного | 4. Три | 5.Нет правильного ответа |
5.Начертите квадрат. Проведите диагонали. Насколько треугольников разделен квадрат? Как они называются? | 1.Два равнобедренных треугольника | 2.Восемь равнобедренны прямоугольных треугольника | 3. Четыре равнобедренных треугольника | 4.Шесть прямоугольных треугольников | 5.Четыре прямоугольных треугольника |
Перфокарта
Ф.И.________________________________ | Вариант ___ | ||||
Вопрос 1 | 1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.5 |
Вопрос 2 | 2.1 | 2.2 | 2.3 | 2.4 | 2.5 |
Вопрос 3 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | 3.5 |
Вопрос 4 | 4.1 | 4.2 | 4.3 | 4.4 | 4.5 |
Вопрос 5 | 5.1 | 5.2 | 5.3 | 5.4 | 5.5 |
ОТВЕТЫ Классификация треугольников | 1 | ||||
Вопрос 1 | ответ | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.5 |
Вопрос 2 | 2.1 | 2.2 | ответ | 2.4 | 2.5 |
Вопрос 3 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | ответ |
Вопрос 4 | 4.1 | 4.2 | 4.3 | ответ | 4.5 |
Вопрос 5 | 5.1 | ответ | 5.3 | 5.4 | 5.5 |
ОТВЕТЫ Классификация треугольников | 2 | ||||
Вопрос 1 | ответ | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.5 |
Вопрос 2 | 2.1 | 2.2 | 2.3 | ответ | 2.5 |
Вопрос 3 | 3.1 | 3.2 | ответ | 3.4 | 3.5 |
Вопрос 4 | 4.1 | 4.2 | ответ | 4.4 | 4.5 |
Вопрос 5 | 5.1 | ответ | 5.3 | 5.4 | 5.5 |