Цели урока:
- Обучающие: формирование представлений учащихся о зависимости физических свойств металлов от типа кристаллической решетки и особенности строения атомов.
- Развивающие: Развивать умение; анализировать информацию; сравнивать, делать выводы; пользоваться справочным материалом; логико–смыслового мышления учащихся самостоятельную деятельность на уроке.
- Воспитывающие: воспитать культуру умственного труда, убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества.
Метод обучения: проблемный.
Тип урока: интегрированный (химия + физика).
Организационные формы: побуждающий и подводящий диалог, самостоятельная исследовательская работа, практическая работа.
Средства обучения: таблицы, химическое и физическое оборудование, периодическая система Менделеева, компьютер.
Демонстрационное оборудование: демонстрационный штатив, алюминиевой и стальной проволоки, спички, пластилин, спиртовка, источник тока, ключ, амперметр, вольтметр, нихромовая проволока, металлические колокола, компьютер.
Оборудование на столах учащихся: 2 стеклянные пластины, пипетка, вода в стакане, фольга, железный гвоздь, спиртовка, образцы металлов, зеркало, елочные игрушки.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Организационный момент | Приветствуют учеников. – У каждого из вас на столах стеклянные пластины и образцы металлов. Будьте осторожны с этими телами, так как неосторожное обращение с ними может привести к негативным последствиям. |
Приветствуют учителя |
II. Мотивация. Актуализация знаний (яркое пятно) (постановка проблемы)
(повторение изученного материала в 8-м классе) |
Х.: Сегодняшний урок мы начнем с небольшой
игры-загадки “Маска, я тебя знаю”. – Вот вы и отгадали. Эти
вещества – медь, железо, алюминий, которые можно назвать одним общим
словом, каким?
– У вас на столах имеются образцы металлов. Рассмотрите их
внимательно и сравните друг с другом. – Ответьте на следующие вопросы:
– Теперь послушаем ответы, характеризующие строение атомов в некоторых металлах. |
Выходят старшеклассники в масках и рассказывают об
особенностях металлов (медь, железо, алюминий). Металлы. – Слово металл может означать химический элемент и простое вещество Рассматривают образцы металлов. – Они отличаются друг от друга свойствами: цветом, блеском,
твердостью. Записывают в тетради тему урока. |
III. Изучение нового материала. | – Атомы – металлы образуют простые вещества,
соединяясь посредством химической связи. Какой? – Что такое металлическая связь? – Веществам с металлической связью присущи металлические кристаллические решетки. – Какое они имеют строение? – Показывает на компьютере mmiab. chemistrу. 508i. oms – Итак, химические элементы образуют простые вещества – металлы посредством металлической химической связи. Наиболее распространены три вида кристаллических решеток: кубическая объемно– центрированная, кубическая гранецентрированная, гексагональная. Ф.: Великий русский ученый М.В. Ломоносов так говорил о металлах: “Металлом называется твердое, непрозрачное и светлое тело, которое на огне плавить и холодное ковать можно” – О каких физических свойствах металлов здесь идет речь? Записывает на доске:
– Начнем с первого свойства. Все металлы кроме ртути, при обычных условиях твердые вещества. Однако это свойство различно у каждого металла. Определим экспериментально твердость некоторых образцов металлов. (Показывает опыт: ножницами разрезает свинец и медь; показывает демонстрационный эксперимент по определению твердости с помощью гидравлического пресса.) – Что вас удивило? – Переходим ко второму свойству – непрозрачность. У вас на столах
имеются зеркала и елочные игрушки. Почему они непрозрачны как
стекло? Х.: – Характерным свойством металлов является ковкость, то
есть, способность к пластическим деформациям. Под пластическими
деформациями металлического кристалла следует понимать изменение его
внешней формы под воздействием механических факторов, не приводящих
к разрыву связей, а вызывающих только смещение слоев атомов. Если
кристалл ковкого металла подвергается давлению в определенном
направлении, то атомы в нем могут перемещаться параллельно одной из
атомных плоскостей. Это явление называется скольжением. Ф.: Электропроводность вам уже известна. – Какие из металлов самые электропроводные? |
– Посредством металлической связи. Объясняют эту связь. Устный ответ. – Твердое, непрозрачное, ковкое, пластичное,
плавится. – Записывают в тетради: “Металлический блеск – результат
отражения световых лучей электронами, заполняющими межатомное
пространство кристаллической решетки”. – Пластины легко скользят одна относительно другой, но с трудом отрываются друг от друга. Вода соединяет пластины. – Записывают в тетради: “Ковкость и пластичность – результат “скольжения” одних слоев ионов–атомов в кристаллах по отношению к другим без разрыва связей между ними”. – Нагревают над пламенем спиртовки железный гвоздь и алюминиевую фольгу. – Фольга изменяет форму, а гвоздь нет. – Температура пламени спиртовки не позволяет расплавить железо. – Ртуть в термометрах и других измерительных приборах, а вольфрам для нити накала электрических лампочках. – Работают с таблицей № 1, делают вывод: с увеличением межатомного расстояния прочность металлической связи уменьшается и уменьшается температура плавления. – Записывают в тетради: “Температура плавления зависит от прочности металлической связи”. – Электрическая проводимость, теплопроводность. –Спички начали отпадать. – От алюминия. – Чем объяснить это свойство металлов? – Вновь металлической связью. –Теплопроводность – результат высокой подвижности свободных электронов. – Серебро, золото, алюминий. Наблюдают. – Стрелка амперметра показывает уменьшение силы тока. –Увеличивается. – Пишут в тетради электрическую проводимость – результат движения свободных электронов под действием электрического поля. |
IY. Закрепление | Х.: Вернемся к теме сегодняшнего урока.
Какую проблему мы поставили в начале его? –Удалось ли нам ее
решить? |
– Плотность зависит от прочности металлов, связи. – Изучить физические свойства, раскрыть их причины. – Удалось. – Характерные физические свойства металлов (металлический блеск, ковкость, электрическая проводимость и теплопроводность), объясняются общностью в строении их кристаллических решеток, а температура плавления плотности и твердости объясняется прочностью металлической связи. |
Y. Домашнее задание | Ф.: Выступившая перед нами маска, говорила,
что она чудесна и музыкальна, а вы отгадали, что это медь, которую
используют в изготовлении колоколов. Звон – это тоже специфическое
свойство. В народе говорят, что колокольный звон делает человека добрее и справедливее. А наукой доказано, что колокольный звон убивает болезнетворные микробы. Причину этого физического свойства – звона вы должны будете объяснить с помощью дополнительной литературы, поработать в библиотеке. Это будет вашим домашним заданием. (Звучит звоню) |
Демонстрируют исследовательский проект с показом компьютерной презентации. |
YI. Рефлексия. | Х.: Чтобы осмыслить все увиденное,
услышанное и выполненное на нашем уроке мы предлагаем вам
рефлексивный тест, направленный на оценку своих собственных
действий. Раздает тесты. Рефлексивный тест.
Благодарит детей за активную работу и прощается с ними. |
Оценивают свои знания по тесту. |
Таблица № 1
Влияние размера атомов щелочных металлов на их физические свойства
Металл | Межатомное
расстояние, нм |
Температура, оС | Твердость (по шкале Бринелля) | |
Плавления | Кипения | |||
Li Na K Rb Cs |
0,304 0,372 0,462 0,487 0,524 |
181 97,8 63,6 39,5 28,4 |
1337 883 760 685 668 |
0,07 0,04 0,022 0,015 |