Цель:
- Познакомить с приемами фантазирования «уменьшение-увеличение», «Гороскоп и сказка».
- Развивать воображение, фантазию, творческое мышление, речь учащихся.
- Использовать механизмы РТВ для психологической коррекции, развития восприятия, внимания, памяти, эмоций, мышления.
1. Анаграмма: Сказка. (1 слайд)
Слышите, скрипит половица? Это сказка к нам в двери стучится!
Вы любите сказки? Конечно, да. Ведь сказки любят не только дети, но и взрослые. Поэтому у нас много гостей. Велик и разнообразен сказочный мир. Его населяют герои добрые и злые. Кто из нас не взлетал во сне в небо на Коньке-Горбунке, кто не пытался дотянуться до волшебного пера Жар-птицы.
Продолжить этот прекрасный сон нам поможет наш урок ТРИЗ.
«Сказка ложь, да в ней намёк…!» (2 слайд)
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.В сказке может всё случиться:
Что-то ждёт нас впереди?
Слышишь? Сказка в дверь стучится,
Скажем сказке: “Заходи”.
2. «Круги по воде».
Используя прием «Круги на воде», настроимся на работу, определив наши действия на уроке. Что обязательно мы будем делать на уроке? Каким хотели бы, чтоб получился урок?
Т – творческий, толковый, таинственный.
Р – разумный, развлекательный, радостный, родной.
И – интересный, изобретательный.
З – замечательный, завораживающий, забавный, значимый.
Придумать предложение по слову ТРИЗ. (Ответы учащихся.)
Теперь разгадываем интересные загадки.
3. Отгадывание сказок.
Как у наших у ворот
Чудо дерево растет.
Чудо-чудо. Чудо-чудо
Расчудесное.
Кто загадку отгадает,
тот и яблочко срывает.
«Постарайтесь без подсказки всех назвать героев сказки!»
Дети, отгадывая загадки, «срывают» яблоко (красное или желтое) с дерева, рассаживаются по парам.
1. Я знал, что всё так кончится. Уж больно ветхий я и старый, столько лет в поле стою. Мечтал, конечно, чтобы кто-нибудь во мне поселился, но их было так много, что я просто не выдержал и рухнул. (Теремок.)
2. По-де-ре-вы-ре-бо-пре-ста-де-тя-ре-тя-по-вы-не-по-де-ба-тя-по-вы-не-мо
Всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребется: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу кошке помочь? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда, моя помощь нужна! (Репка.)
3. Я осталась жива только благодаря этой маленькой девочке. Она меня согревала, кормила, поила. Как прекрасно жить, радоваться солнцу, ветру, теплу! (Ласточка и Дюймовочка.)
4. Я, конечно, готова была выполнить любое её желание. Ведь её муж спас мне жизнь. Но, в конце концов, я поняла: чем больше человеку даешь, тем больше ему хочется. Вот и приходится таким людям оставаться у разбитого корыта. (Золотая рыбка.)
5. Она хорошая девочка. Добрая, заботливая. Но надо же знать себя. Чего тебе можно, а чего нельзя. Я вот горяч по натуре: согреваю, обжигаю, растапливаю. Зачем было через меня прыгать… (Снегурочка.)
6. Для меня очень вредно столько находиться в воде… Спасибо этому любопытному и непослушному мальчишке. Если бы не он и не черепаха, сколько бы я ещё пролежал на дне… (Золотой ключик)
7. Мышь в лаптях. (Кот в сапогах.)
8. Рассказ о простой курочке. (Сказка золотом петушке.)
4. Игра «Да – Нет».
Ход игры:
- Попробуйте разгадать тайну этого черного ящика. Здесь герой одного произведения. Для этого вы можете задавать вопросы, на которые я вправе отвечать: «Да», «Нет», «И да, и нет» (если дети вышли на противоречие), «Это не существенно» (для разгадывания текста заданный вопрос не важен) или «Нет информации» (в случае, если в содержании сказки речь об этом не идет).
Подсказка:
- «Он отправился путешествовать и попал в беду». (Колобок.)
- Он хотел увидеть свет, а увидел тьму.
- Он любил петь, из-за этого поплатился жизнью.
- Он много хвалился, за что и поплатился.
- Глупость и самоуверенность его погубили.
5. Изобретательская задача:
- Как сделать так, чтобы Колобок был съедобным и мог стать в любой момент несъедобным?
6. Просмотр сказки – презентации «Колобок».
- Какой прием использовался? (Увеличение-уменьшение.)
7. Проверка домашнего задания.
- Сочинить сказку, используя прием:
А) «Увеличение-уменьшение».
Б) «Круги на воде».
8. Работа в группах (в парах).
Прием «Гороскоп и сказка».
Колобок по знаку Зодиака – Лев, и решил он вести себя в соответствии со знаком.
Характерные особенности Льва |
Изменения в поведении Колобка |
Не любит, чтобы вставали на его пути. |
Он не ноет и не просит ни зайчика, ни волка …, а поднимает такой рев, что все звери поспешно уступают ему дорогу. |
Иногда на него нападает лень. |
Надоело Колобку катиться по дорожке. Он лег под кустиком и заснул. Проснулся и решил жить на этой полянке. |
Он умен, любит властвовать. |
На этой полянке колобок стал царем всех маленьких зверят и насекомых. Ему подчинялись муравьи, комары, мошки и даже ежи. |
Любит тратить деньги, но не зарабатывать. |
Но однажды на полянке появился зайчик. В лапке он держал 1 доллар. |
9. Прием «Увеличение-уменьшение».
1. Представьте себе, что вы увеличиваетесь (уменьшаетесь) постепенно, описывая свои впечатления и новые возможности.
- Я такой большой, что могу достать до потолка.
- Могу посадить на ладошку несколько одноклассников.
- Могу пройти улицу за один шаг.
- Ничего не вижу – моя голова застряла в облаках!
- И т. д.
2. Вы уменьшились – прямо здесь, в классе. Что вы видите, слышите, чувствуете теперь?
- Я вижу бесконечное зеленое поле, по которому бегает белый зайчик. (Классная доска.)
- Я вижу огромные растения на снегу. (Цветы на подоконнике.)
- Я вижу небоскребы из стекла и дерева. (Шкафы.)
- Я вижу разноцветные колонны, которые движутся. (Ноги.)
- Чувствую сильный ветер – это говорят и дышат люди.
10. Физкультурная минутка.
Игра «Карлики и великаны».
Игра «И я тоже».
Я буду говорить, что я делаю, а вы по моему сигналу (взмах рук) громко говорите: «И я тоже!» Поняли? Тогда начнем!
- Утром я встаю ... (и я тоже!).
- Умываюсь ...
- Чищу зубы ...
- Надеваю чистую одежду ...
- Завтракаю ...
- Выхожу на улицу ...
- Сажусь в грязную лужу ... (и я тоже).
Ага, кто у нас поросенок, любит поваляться в лужах? Можно пожалеть его мамочку. Ну, давайте поиграем еще раз!
- Я самый аккуратный ...
- Я на улице гуляю ...
- Всех ребят я обижаю ...
Ай – ай – ай! Как нехорошо обижать ребят! Давайте еще попробуем поиграть!
- Нынче был я на охоте ...
- Там лягушек ел в болоте! ...
И как, вкусно было? Надо быть внимательнее. Ну, ничего, думаю, что сейчас никто не ошибется!
- Я любознательный ...
- И мне интересно отгадывать самые необычные загадки ...
А еще для всех вас я приготовил загадки, хором отвечайте дружно ...
- В чаще, голову задрав, воет серый, злой ... (волк).
- Кто в малине знает толк! Косолапый, бурый ... (медведь).
- Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая ... (белка).
- Дубовый желудь любит он, конечно, это дикий ... (кабан).
- С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает ... (обезьяна).
- В теплой лужице своей, громко квакает ... (лягушка).
11. Игра «Хорошо – плохо».
Ты – великан. В каких ситуациях это будет хорошо, а в каких – плохо: для тебя, для других людей?
Класс делится на две команды: защитников (адвокатов) и обвинителей (прокуроров). «Быть великанам хорошо, – утверждают защитники. – Можно за час полземли обойти большими шагами». «Ничего хорошего, – возражают обвинители. – Попадет-то ваш великан в нужное место быстро, а как он будет там с людьми общаться? В дом зайти невозможно, да и ходить-то по земле страшно, еще ненароком раздавит кого-нибудь.»
12. Изобретательская сказочная задача.
Как великан и Мальчик-с-пальчик силой мерялись.
Жил-был Мальчик-с-пальчик. Однажды пас он на лугу корову. Время близилось к обеду, и мальчик уже достал хлеб и узелок с творогом. Но вдруг из-за верхушек деревьев, что окружали луг, показалась голова великана. Этот великан хотел отдохнуть на лугу, а заодно закусить коровой. Но отважный мальчик не хотел отдавать корову.
- Эй, ты! – закричал он. – Думаешь, что роста не хватает, то всё можно? Давай посмотрим, хватит ли у тебя силы со мной справиться.
- Ух, ты, мелюзга. Знаешь, какой я сильный! – великан так рассмеялся, что сосны закачались.
- Знаю или не знаю, - перебил Мальчик-с-пальчик, - только давай сперва силой померимся, а потом и хвастаться будешь. Кто победит, тому и луг достаётся.
- Ну, давай! – рассмеялся великан. – Говори, как силой будем мериться?
- Будем из камней воду выжимать, - сказал Мальчик – с – пальчик – кто из камня больше воды выжмет тот и сильнее.
Согласился великан, схватил большой камень и сдавил, что есть силы. Давил, давил – ладонь отдавил, а ни капли не выжал.
- Кто ж так давит? – рассмеялся Мальчик – с – пальчик, - смотри на меня!
Что же такое сделал Мальчик – с – пальчик? Неужели он, маленький и слабый, может выдавить из камня воду?
13. Задача на разрезание.
Согласился Великан отпустить корову, если мальчик – с-пальчик решит задачу: разрезать лист бумаги так, чтобы через отверстие смог пройти не только мальчик с пальчик, но и сам Великан.
Очень часто герои в сказках оказываются в трудных, порой неразрешимых ситуациях. Но благодаря своей находчивости, смекалки находят любые решения.
14. Задача Зоренька.
Жил-был царь Косарь. И была у него красавица дочь - царевна Зоренька. Как-то раз сказал царю звездочет, что потеряет он царство свое, если отдаст дочь замуж. Пришла пора Зореньке замуж идти. Вот уж и первые три жениха у ворот стоят. А краше всех царевич Переяслав. Назначил царь женихам испытание - жребий тянуть. «Два камня я положил в золотой сосуд, - сказал Косарь. - Один камень белый, другой камень красный. Кто вытащит белый, тот получит царевну в жены и полцарства в придачу, а кто вытащит красный - не сносить тому головы». Не испугались женихи, но не знали они, что царь Косарь два красных камня в сосуд положил. В первый день первый жених вытащил красный камень, и ему отрубили голову. На другой день со вторым женихом случилось то же самое. Настала очередь третьего жениха. Но полюбила Зоренька Переяслава и тайком рассказала ему о злом царском умысле. Что же делать Переяславу? Отказаться - значит, честь погубить и царевну потерять, не отказаться - с жизнью надо прощаться.
Подсказка: нужно показать присутствующим камень, вытащенный из кувшина, так как это требуют правила жребия и нельзя показать присутствующим камень, т.к. это закономерно приведёт к казни.
Ответ: на третий день подошел Переяслав жребий тянуть. Опустил он руку в сосуд, достал камень и поднял зажатый в кулак жребий высоко над головой. «Знаю, что верно выбрал, не хочу и глядеть на камень!» - и с этими словами царевич широко размахнулся и закинул камень в реку. «Что за камень был у тебя в руке?» - спросил судья. «Белый. А если не верите, то проверьте тот, что остался,» - ответил Переяслав. Делать нечего, пришлось царю отдавать Зореньку в жены Переяславу, ведь в сосуде остался красный камень.
15. Итог урока.
Вернемся к целям урока, которые себе поставили. Давайте отметим то, что у нас получилось из намеченного.
Прием «Оживление».
- Выскажите свое мнение об уроке с точки зрения сказочного героя (как положительного, так и отрицательного с обоснованием, что понравилось и что не понравилось).
Награждение по номинациям:
- Орден сказочника.
- За пытливый глаз и открытый ум.
- За большое рвение к победе.
- Самому активному игроку.
- Лучшему рассказчику.
- За блестящее объяснение ответа.
- Самый догадливый.
- Произнести фразу «До новых встреч!» разнообразными способами (используя приемы фантазирования):
- «Ускорение-замедление».
- «Дробление-объединение».
- «Наоборот».
Жар-птица.
Чудесный свет увидя вдалеке,
К нему рванулся юноша горячий.
Перо жар-птицы у него в руке
Горит, переливаясь! Вот удача!
В тряпицу парень завернул перо,
За славою отправился в столицу.
Но, изумившись, молвил князь: «добро!
Сыскал перо – так добывай жар-птицу!»
… Он шел сквозь чащу, горы пересек,
С драконом бился, сто смертей изведал.
Сказал народ: « Вот это человек!»,
Когда вернулся юноша с победой.
Удача хороша, когда она
Не дар судьбы, завернутый в тряпицу,
Когда она мечтой озарена…
Сыскал перо – так добывай жар-птицу.
16. Домашнее задание.
Сказка «Приключение в Новогоднюю ночь».