Цели:
- Вооружить учащихся знаниями элементарных основ реалистического рисунка.
- Формирование у них навыков рисования с натуры: передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, размер и пропорции натуры.
- Развивать творческие способности, желание и умение видеть и создавать прекрасное, аккуратность, интерес к рисованию.
- Воспитывать любовь к Родине, гордость за ее красоту и ее прекрасных художников.
Оборудование.
Для учителя:
- репродукция И. Левитана «Золотая осень»;
- таблички с фамилией автора и названием;
- лист березы на паспарту;
- линейный рисунок для показа цвета;
- образцы работ прошлого года;
- образец готовой работы;
- мини-таблицы;
- проигрыватель;
- диски П.Чайковского «Осень», «Осенняя песня»;
- удлинитель, указка, кнопки.
Для учащегося:
- альбомный лист;
- карандаш, ластик;
- кисть, краски, палитра;
- баночка с водой, салфетка;
- раздаточный материал (лист березы на паспарту).
Ход урока
I. Организационный момент.
(Слежу, чтобы дети тихо входили в класс.)
- Встаньте прямо. Опустите руки. Послушайте тишину.
- Здравствуйте, ребята. Тихо садитесь (пауза).
II. Вводная беседа.
- Послушайте музыку и стихи и подумайте, какое время года описывается?
(Звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского, потом звук тише, читаю стихи под музыку):
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса»…
(Музыка выключается.)
- Какое время года описано? (Осень.)
- Как называется осень, когда листья становятся разноцветными? (Золотая осень.)
- Как называется эта картина? (Открываем репродукцию «Золотая осень».)
- Скажем хором название (открываем табличку).
- Кто написал эту картину? (Левитан.)
- Скажем хором фамилию автора картины (открываем табличку).
- Какие приметы золотой осени вы увидели на картине? (Цвет неба, воды, травы, листьев.)
- Что вы видите на переднем плане? (Реку.)
- Опишите красивыми словами правый берег.
- Какие деревья растут на левом берегу? Отвечайте красивыми словами.
- Что вы видите вдали?
- Каков цвет речки вблизи?
- Какова речка вдали?
- Почему? (Отражается небо: вблизи - отражение над головой темно-синее; вдали-светло-голубое.)
- Опишите красивыми словами краски на картине.
- Какие у вас возникают чувства, когда вы смотрите на картину?
- А теперь послушайте и хорошо запомните, как опишу картину я.
«Небольшая речка спокойно несет свои глубокие воды. Немного изгибаясь, она ударяется в глубину луга и у одинокой березки резко поворачивает влево. Вода у берега темная, как в омуте, и в ней отражаются прибрежные травы и цветы. Чем дальше убегает речка, тем она становится светлее. И голубовато-синяя вода с золотом берез и травы вызывает у нас праздничное настроение. По берегам реки узкой каймой растет бурая и красноватая трава.
Красновато-розовый куст рядом с темной рекой особенно яркий, будто нарядный венок. Молодые березы с тонкими стройными стволами на левом берегу сплошь покрыты золоти- стой листвой. Отдельных листьев не видно, их много. Две передние осинки почти совсем сбросили листья, между их верхушками проглядывают ветки сосны. Солнце почти над головой, тени от деревьев короткие, темно-коричневые. Ниже пригорка видны луг и опушка, молодого, тоже желтеющего березового леса. Он закрывает собой задний план, сливаясь с голубизной неба. Луг на правом берегу реки тоже покрыт желтеющей травой. У поворота реки влево стоит, как часовой, высокая золотая береза с острой макушкой. Вдали по берегу выстроились ивы (справа) и березы (слева). На пригорке видно озимое поле с молодой зеленью. Дальше домики, леса, всё сливается с небом. Небо светлое, с легкой дымкой. А розоватые легкие облака на светло-голубом небе кажутся особенно нежными.
Картина пронизана осенним, бодрящим воздухом, очень прозрачным. Все очертания очень четкие, ясные. При взгляде на картину нас охватывает праздничное настроение».
- Как вы думаете, Левитан любил свою Родину?
- Почему вы так считаете?
- Да, наша Родина удивительно прекрасна. У нас много замечательных художников. Мы ими гордимся. И мы должны любить и беречь нашу Отчизну, нашу природу.
III. Сообщение темы урока и постановка цели урока.
- Посмотрите на свои столы. Догадайтесь, что мы будем сегодня рисовать.
- Чем мы будем рисовать?
- Да, на сегодняшнем уроке мы с вами нарисуем лист березы с натуры. Работать будем 1 урок: сначала нарисуем лист березы карандашом, а потом раскрасим акварельными красками.
IV. Анализ натурной постановки.
- Я сказала, что лист березы мы будем рисовать с натуры. А что, значит, рисовать с натуры? (Предмет должен быть перед глазами.)
- Как назовем тогда лист березы? (Натура.)
- Покажите все натуру (смотрю, чтобы все показали мне лист березы).
- Листва – дети дерева, и у них все, как у деревьев. Назовите части листа.
-Что это? (Показываем листовую пластинку, если не ответят, говорю сама.)
- Что это? (Черешок; он, как ствол.)
- Что видно на листовой пластинке? (Прожилки; они как ветки.)
- Итак, назовите части листа.
- Посмотрите, что больше – высота или ширина листа?
- Значит, как надо положить бумагу? Покажите.
- На какую фигуру похож лист? (На треугольник.)
- Считаем вместе, сколько раз черешок укладывается в высоте листа?
- Значит, на сколько частей делить весь лист?
- Сравните высоту и ширину листа. Какие они?
- Какого цвета больше на листе?
- Какие цвета еще есть на листе?
V. Объяснение с показом на доске последовательности работы над линейным рисунком и цветом.
- Лист бумаги кладу вертикально. Отмечаю засечками высоту листа (рисую на доске мелом).
- Провожу посередине «секретную» линию и делю ее на четыре части (пополам, потом каждую часть еще пополам), одну часть оставляю на черешок.
- Смотрю, какова высота листовой пластинки. Отмечаю столько же в ширину.
- Прорисовываю листовую пластинку, черешок, прожилки, стираю лишние линии.
- Сначала смачиваю бумагу (показываю на альбомном листе).
- Потом на кончик кисти набираю желтой краски и раскрашиваю лист сверху вниз.
- Вымыла кисть. Набираю зеленой краски и впускаю ее там, где она есть на натуре. Если течет не туда, собираю сухой кистью.
- Теперь впускаю коричневую краску.
- Рисуем краем кисти черешок. (Сушу работу)
- Краем кисти рисую тоненькие коричневые прожилочки.
- Посмотрите, какие могут получиться работы (демонстрирую работы прошлых лет).
VI. Закрепление последовательности над линейным рисунком и цветом.
- Как надо положить лист?
- С чего начинаем работу?
- Что делаем на «секретной» линии?
- Какую фигуру рисуем?
- Что прорисовываем на ней?
- У нас цвета здесь светлые и темные? С какого цвета начинаем раскрашивать? (От светлого к темному.)
- В каком направлении раскрашиваем?
Физкультурная минутка.
Мы еще не рисовали,
а уже чуть-чуть устали.
Вот сейчас мы отдохнем,
рисовать листок начнем.
VII. Самостоятельная работа учащихся.
- Покажите, как вы положите листы.
- В желтую, зеленую и коричневую краску вот так добавьте по 3 капельки воды. Пусть краски размокают, а вы рисуйте.
VIII. Анализ работ учащихся.
-
композиционное расположение;
-
размер листа;
-
форма и пропорции;
-
цветовое решение;
-
аккуратность работы.
IX. Итог урока.
- Сегодня класс работал хорошо.
- С работой справились….
- Хочу проверить, как вы запомнили главное. Как нарисовать лист?
- В каком направлении его раскрашивать?
- С каких красок начинать?
- Кто написал эту картину?
- Дисциплина у вас была…
- Урок окончен. Всем спасибо.
Литература:
- Программы начальных классов. Изобразительное искусство (1-2 ч) М; «Просвещение», 1985.
- Крутецкий В. Н. Психология. Изд.2-е. М; «Просвещение», 1986.
- Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М; «Просвещение», 1974.
- Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3класс. Издательство 2-е. М; «Просвещение», 1983.
- Туберовская О. В гостях у картин. Л; « Детская литература», 1964.
- Краснов Н. В. Беседы по искусству в начальной школе. М; « Искусство», 1965, стр.15.