Цель и задачи:
- приблизить героику грозных лет войны, установить связь с прошлым, примеры, которого воспитывают чувство гражданского долга и ответственности;
- развивать творческие способности детей;
- способствовать нравственно - патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны;
Оборудование:
- компьютер,
- диапроектор,
- фонограммы,
- плакат «Родина-мать зовет!»,
- фотографии пионеров-героев.
Место проведение: актовый зал.
Фон (голос Левитана).
I ведущий:
Время героев, обычно ты кажешься прошлым.
Главные битвы приходят из книг и кино,
Главные даты отлиты в газетных строках,
Главные судьбы историей стали давно.
II ведущий:
Время героев, по самому высшему праву
Ты подарило далеким и близким годам
Доблесть и славу, и долгую добрую память
Время героев, а что оставило нам?
I ведущий:
Ты нам оставило ясное небо отчизны,
Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,
Ты нам оставило самое главное в жизни
Радость работы на мирной, счастливой земле,
II ведущий:
Такою всё дышало тишиной,
Что вся Земля ещё - спала, казалось
Кто знал, что между миром и войной,
Всего каких-то пять минут осталось!
I ведущий: Шестьдесят два года назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны – справедливой, освободительной войны нашего народы за свободу и независимость своей Родины против фашисткой Германии.
II ведущий: Это была Великая война, ибо такого беспримерного героизма, такой воли к победе всего народа, от мала до велика, история ХХ века еще не знала.
1-й чтец:
Шло детство, поспела клубника
Нам день обещал тишину.
И было нелепо и дико, что вдруг объявили войну.
Мы ждали гостей. Наша мама,
Начав хлопотать у стола,
Смотрела так пристально прямо
И слез удержать не могла
И болью огромного роста
Набат поднимался, как крик
И было нам, детям не просто
Понять этой скорби язык.
II ведущий:
Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье – все опалил огонь жестокой кровопролитной войны.(звучит тревожная музыка, слышен вой сирен и грохот взрывов. Музыка сменяется вступлением песни. «Вставай, страна огромна». Слова В. Лебедева – Кумача, музыка. А. Александрова; на фоне музыки чтец читает )
2-й чтец:
Тот, самый длинный день в году,
С его безоблачной погодой,
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.С утра – экзамен по истории.
Им так хотелось отличиться!
Какие им отметки выставит
Учитель завтра, напоследок.
3 -й чтец:
Над предрассветными просторами
Бомбардировщики маячили
И значит, новый курс истории
Десятиклассниками начат.
Звучит музыка Б. Окуджава «Ах, война, что ты сделала подлая». 2 куплета.
II ведущий:
Война. Жесточе нет слова
Война. Печальней нет слова
Война. Святее нет слова
I ведущий:
У войны было горя много
И никто никогда не сочтет,
Сколько раз на своих дорогах
Оставляла война сирот.
«На безымянной высоте».Слова. М. Матусовского. Музыка. В. Васнера.
4-й чтец:
Уходили мальчики – на плечах шинели
Уходили мальчики – храбро песни мели
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики – где, не зная сами
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки
Не хотели мальчики поддаваться страху
Поднимались мальчики по свисту в атаку
Показали мальчики за четыре года,
Кто такие мальчики нашего народа
II ведущий:
В 1943 году исчезла с лица земли тихая и приветливая белорусская деревня Хатынь. Заживо сгорели ее жители: согнанные карателями в сарай старики, женщины, дети
И этот звон болит во мне
Перед симфонией печали
Молчу и плачу в этот миг
Как дети в пламени кричали!
И до сих пор не смолк их крик
Над белой тишиной Хатыни
Колокола, как голоса
Что ушли в огне и дыме
За небеса
Я – Анна, Анна, Анна!
Издалека
О, где ты, мама, мама?»
Издалека
I ведущий:
Люди, добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу, и вас дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне нигде и никогда, в вихре пожаров жизнь не умерла! Что может быть страшнее смерти ребенка?
Звучит Ленинградский метроном.
5-й чтец:
Блокада как далеко это слово
От наших мирных, светлых дней
Произношу его и вижу снова
Голодных умирающих детей.Как опустели целые кварталы,
И как трамваи мерзли на путях,
И матери, не в силах
Своих детей на кладбище нести
«Эхо любви».Слова. Рожденственский. Е. Птичкин.
I ведущий:
Эта тонкая тетрадка
Стоит многих толстых книг
Пионерка – Ленинградка,
Потрясает твой дневник!Таня Савичева, Таня,
Ты в сердцах у нас жива
Затаив на миг желанье,
Слышит мир твои слова
II ведущий:
Женя умерла – 28 декабря в 12 часов утра 1942 г.
Бабушка умерла – 25декабря в 3 часа дня 1942 г.
Лека умерла – 17 марта в 8 часов утра 1942 г.
Дядя Вася умер – 13 апреля в 2 часа дня 1942 г.
Дядя Миша умер – 10 мая в 4 часа дня 1942 г.
Мама умерла – 13 мая в 7 часов - 30 минут утра 1942 г.
I ведущий:
Будьте бдительными, люди
Люди, вслушайтесь в дневник
В нем звучит сильней орудий
Тот безмолвный детский крик.
«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
II ведущий:
«Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова у, человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что–то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети».
6-й чтец:
Я к ним подойду. Одеялом укрою,
О чем–то скажу, но они не услышат
Спрошу, не ответят.
А в комнате трое,
Нас в комнате трое, но двое не дышат.
Я знаю, не встанут. Я все понимаю.
Зачем же я хлеб на три части ломала?
I ведущий:
Дети разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Школьники умирали не только дома, но и на улице по дороге в школу, но, случалось, прямо в классе.
II ведущий:
Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.
Пятьдесят четыре тяжелобольных ребенка, находившихся на лечении на курорте Теберда, были удушены газом и сброшены в Тебердинское ущелье.
I ведущий:
Такая же участь постигла двести десять детей из симферопольского детдома. Часть фашисты отравили газом, а часть закопали живыми.
В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты. Когда крематории не справлялись с людскими потоками, то эсэсовцы бросали живых детей в раскаленные печи.
«Журавли» Я. Френкиля.
II ведущий:
Дети на войне
Есть поговорка. На войне детей не бывает
Те, кто попали в войну, расстались с детством навечно.
Они под танки бросались с гранатой
Каждый делал на совесть, что мог,
Потому, что как солдаты
Выполняли солдатский свой долг.
I ведущий:
Никто из них не помышлял о славе
О ней ли думать в страшный час?
Когда родную землю топчет и поганит
Проклятая германская орда.
Дети войны. Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они эти мальчики и девочки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны.
II ведущий:
Такие молодые, встретили они грудью врага, защитили Родину. Но не всем было дано вернуться домой. А кто вернулся помнит! Помнит о подвигах о боевых друзьях.
I ведущий:
Вспомним всех поименно,
С горем вспомним своим
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым.
II ведущий:
Женя Баковец – белорусский пионер, стал партизаном. Однажды направляясь на боевое задание, небольшая группа партизан попала в засаду. Разгорелся бой, все погибли. Последнюю гранату Женя бросил в фашистов, а сам крикнул: «Живым не сдамся!» Он выхватил кинжал и вонзил себе в сердце. В отряде Женю звали «наш Орленок».
I ведущий:
По доносу провокатора была арестована вся семья Герасименко. Юную подпольщицу Люсю пытали, но она молчала. Фашисты убили ее.
7-й чтец:
Белая березонька у хаты
Наклонила ветви до земли
Мимо хаты пьяные солдаты
Юную разведчицу велиБольно тело девичье томили,
И огнем пытали и водой
Никакие муки не сломали
Верность партизанки молодой.Мать – Отчизну девушка любила,
Ей верна осталась до конца!
Не сломила вражеская сила
Молодые, дерзкие сердца.
II ведущий:
О подвиге юного героя из села Кисилова на Брянщине записал в своем дневнике немецкий солдат: «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои». А героизм Миши Куприна заключался в том, что он повторил легендарный подвиг Ивана Сусанина.
8-й чтец:
Четвертые сутки он в погребе тесном
Где темень и холод, где сырость и плесень.
Четвертые сутки в одной рубашонке
Избитый, измученный русский мальчонкаА там на свободе, где липа цветет,
Где пчел и стрекоз не смолкает работа,
Упорно и молча разведчика ждет
В боях уцелевший отряд патриотов
А ты с темнотою один на один,
Так что же ты делаешь Миша Куприн!Четвертые сутки А выхода нет
И сил не хватает держаться,
И жалко мальчишке в четырнадцать лет
Вот так вот со всем расставаться.
I ведущий:
Леня Голиков погиб 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука Новгородской области.
II ведущий:
Марат Казей погиб в мае 1944 года в бою с фашистами близ села Хоромещин в Белоруссии.
I ведущий:
Валя Котик погиб 17 февраля 1944 года при охране склада с боеприпасами в селе Изяслово.
II ведущий:
Володя Дубинин погиб 4 января 1942 года в Керчи, помогая саперам расчистить заминированные тропы.
I ведущий:
Зина Портнова расстреляна фашистами осенью 1943 года .
Мы склоняем головы перед памятью тех, кто не вернулся с полей сражений. Почтим память погибших минутой молчанием.
Минута молчания.
II ведущий:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям
Давайте, люди никогда Об этом не забудем
I ведущий:
Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки