Дети войны

Разделы: Внеклассная работа


Цель и задачи:

  • приблизить героику грозных лет войны, установить связь с прошлым, примеры, которого воспитывают чувство гражданского долга и ответственности;
  • развивать творческие способности детей;
  • способствовать нравственно - патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны;

Оборудование:

  • компьютер,
  • диапроектор,
  • фонограммы,
  • плакат «Родина-мать зовет!»,
  • фотографии пионеров-героев.

Место проведение: актовый зал.

Фон (голос Левитана).

 I ведущий:

Время героев, обычно ты кажешься прошлым.
Главные битвы приходят из книг и кино,
Главные даты отлиты в газетных строках,
Главные судьбы историей стали давно.

II ведущий:

Время героев, по самому высшему праву
Ты подарило далеким и близким годам
Доблесть и славу, и долгую добрую память
Время героев, а что оставило нам?

I ведущий:

Ты нам оставило ясное небо отчизны,
Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,
Ты нам оставило самое главное в жизни
Радость работы  на мирной, счастливой земле,

II ведущий:

Такою всё дышало тишиной,
Что вся Земля ещё - спала, казалось
Кто знал, что между миром и войной,
Всего каких-то пять минут осталось!

I ведущий: Шестьдесят  два года назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны – справедливой, освободительной войны нашего народы за свободу и независимость своей Родины против фашисткой Германии.

II ведущий: Это была Великая война, ибо такого беспримерного героизма, такой воли к победе всего народа, от мала до велика, история ХХ века еще не знала.

1-й чтец:

Шло детство, поспела клубника
Нам день обещал тишину.
И было нелепо и дико, что вдруг объявили войну.
Мы ждали гостей. Наша мама,
Начав хлопотать у стола,
Смотрела так пристально прямо
И слез удержать не могла
И болью огромного роста
Набат поднимался, как крик
И было нам, детям не просто
Понять этой скорби язык.

II ведущий:

Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье – все опалил огонь жестокой кровопролитной войны.(звучит тревожная музыка, слышен вой сирен и грохот взрывов. Музыка сменяется вступлением песни. «Вставай, страна огромна». Слова В. Лебедева – Кумача, музыка. А. Александрова; на фоне музыки чтец читает )

2-й чтец:

Тот, самый длинный день в году,
С его безоблачной погодой,
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.

С утра – экзамен по истории.
Им так хотелось отличиться!
Какие им отметки выставит
Учитель завтра, напоследок.

3 -й чтец:

Над предрассветными просторами
Бомбардировщики маячили
И значит, новый курс истории
Десятиклассниками начат.

Звучит музыка Б. Окуджава «Ах, война, что ты сделала подлая». 2 куплета.

II ведущий:

Война. Жесточе нет слова
Война. Печальней нет слова
Война. Святее нет слова

I ведущий:

У войны было горя много
И никто никогда не сочтет,
Сколько раз на своих дорогах
Оставляла война сирот.

«На безымянной высоте».Слова. М. Матусовского. Музыка. В. Васнера.

4-й чтец:

Уходили мальчики – на плечах шинели
Уходили мальчики – храбро песни мели
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики – где, не зная сами
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки
Не хотели мальчики поддаваться страху
Поднимались мальчики по  свисту в атаку
Показали мальчики за четыре года,
Кто такие мальчики нашего народа

II ведущий:

В 1943 году исчезла с лица земли тихая и приветливая белорусская деревня Хатынь. Заживо сгорели ее жители: согнанные карателями в сарай старики, женщины, дети

И этот звон болит во мне
Перед симфонией печали
Молчу и плачу в этот миг
Как дети в пламени кричали!
И до сих пор не смолк их крик
Над белой тишиной Хатыни
Колокола, как голоса
Что ушли в огне и дыме
За небеса
Я – Анна, Анна, Анна!
Издалека
О, где ты, мама, мама?»
Издалека

I ведущий:

Люди, добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу, и вас дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне нигде и никогда, в вихре пожаров жизнь не умерла! Что может быть страшнее смерти ребенка?

Звучит Ленинградский метроном.

5-й чтец:

Блокада как далеко это слово
От наших мирных, светлых дней
Произношу его  и вижу снова
Голодных умирающих детей.

Как опустели целые кварталы,
И как трамваи мерзли  на путях,
И матери, не в силах
Своих детей на кладбище нести

«Эхо любви».Слова. Рожденственский. Е. Птичкин.

I ведущий:

Эта тонкая тетрадка
Стоит многих толстых книг
Пионерка – Ленинградка,
Потрясает твой дневник!

Таня Савичева, Таня,
Ты в сердцах у нас жива
Затаив на миг желанье,
Слышит мир твои слова

II  ведущий:

Женя умерла – 28 декабря в 12 часов утра 1942 г.

Бабушка умерла – 25декабря в 3 часа дня 1942 г.

Лека умерла – 17 марта в 8 часов утра 1942 г.

Дядя Вася умер – 13 апреля в 2 часа дня 1942 г.

Дядя Миша умер – 10 мая  в 4 часа дня 1942 г.

Мама умерла – 13 мая в 7 часов - 30 минут утра 1942 г.

I ведущий:

Будьте бдительными, люди
Люди, вслушайтесь в дневник
В нем звучит сильней орудий
Тот безмолвный детский крик.

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

II ведущий:

«Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова у, человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что–то снять с их детских плеч.  Это звучало как пароль: «Ленинградские дети».

6-й чтец:

Я к ним подойду. Одеялом укрою,
О чем–то скажу, но они не услышат
Спрошу, не ответят.
А в комнате трое,
Нас в комнате трое, но двое не дышат.
Я знаю, не встанут. Я все понимаю.
Зачем же я хлеб на три части ломала?

I ведущий:

Дети разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Школьники умирали не только дома, но и на улице по дороге в школу, но, случалось, прямо в классе.

II ведущий:

Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.

Пятьдесят четыре тяжелобольных ребенка, находившихся на лечении на курорте Теберда, были удушены газом и сброшены в Тебердинское ущелье.

I ведущий:

Такая же участь постигла двести десять детей из симферопольского детдома. Часть фашисты отравили газом, а часть закопали живыми.

В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу,  производили над ними медицинские опыты. Когда крематории не справлялись с людскими потоками, то эсэсовцы бросали живых детей  в раскаленные печи.

«Журавли» Я. Френкиля.

II ведущий:

Дети на войне
Есть поговорка. На войне детей не бывает
Те, кто попали в войну, расстались с детством навечно.
Они под танки бросались с гранатой
Каждый делал на совесть, что мог,
Потому, что как солдаты
Выполняли солдатский свой долг.

I ведущий:

Никто из них не помышлял о славе
О ней ли думать в страшный час?
Когда родную землю топчет и поганит
Проклятая германская орда.

Дети войны. Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они эти мальчики и девочки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны.

II ведущий:

Такие молодые, встретили они грудью врага, защитили Родину. Но не всем было дано вернуться домой. А кто вернулся помнит! Помнит о подвигах о боевых друзьях.

I ведущий:

Вспомним всех поименно,
С горем вспомним своим
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым.

II ведущий:

Женя Баковец – белорусский пионер, стал партизаном. Однажды направляясь на боевое задание, небольшая группа партизан попала в засаду. Разгорелся бой, все погибли. Последнюю гранату Женя бросил в фашистов, а сам крикнул: «Живым не сдамся!» Он выхватил кинжал и вонзил себе в сердце. В отряде Женю звали «наш Орленок».

I ведущий:

По доносу провокатора была арестована вся семья Герасименко. Юную подпольщицу Люсю пытали, но она молчала. Фашисты убили ее.

7-й чтец:

Белая березонька у хаты
Наклонила ветви до земли
Мимо хаты пьяные солдаты
Юную разведчицу вели

Больно тело девичье томили,
И огнем пытали и водой
Никакие муки не сломали
Верность партизанки молодой.

Мать – Отчизну девушка любила,
Ей верна осталась до конца!
Не сломила вражеская сила
Молодые, дерзкие сердца.

II ведущий:

О подвиге юного героя из села Кисилова на Брянщине записал  в своем дневнике  немецкий солдат: «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои». А героизм Миши Куприна заключался в том, что он повторил легендарный подвиг Ивана Сусанина.

8-й чтец:

Четвертые сутки он в погребе тесном
Где темень и холод, где сырость и плесень.
Четвертые сутки в одной рубашонке
Избитый, измученный русский мальчонка

А там на свободе, где липа цветет,
Где пчел и стрекоз не смолкает работа,
Упорно и молча разведчика ждет
В боях уцелевший отряд патриотов
А ты с темнотою один на один,
Так что же ты делаешь Миша Куприн!

Четвертые сутки А выхода нет
И сил не хватает держаться,
И жалко мальчишке в четырнадцать лет
Вот так вот со всем расставаться.

I ведущий:

Леня Голиков погиб 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука Новгородской области.

II ведущий:

Марат Казей  погиб в мае 1944 года в бою с фашистами близ села Хоромещин в Белоруссии.

I ведущий:

Валя Котик погиб 17 февраля 1944 года при охране склада с боеприпасами в селе Изяслово.

II ведущий:

Володя Дубинин погиб 4 января 1942 года в Керчи, помогая саперам расчистить заминированные тропы.

I ведущий:

Зина Портнова расстреляна фашистами осенью 1943 года .

Мы склоняем головы перед памятью тех, кто не вернулся с полей сражений. Почтим память погибших минутой молчанием.

Минута молчания.

II ведущий:

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям
Давайте, люди никогда Об этом не забудем

I ведущий:

Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки

Презентация