Конспект урока обучения грамоте по теме "Заглавные буквы Х и Ж"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить детей с заглавными буквами Х и Ж;
  2. Развивать интерес детей при прочтении сказок Х.К. Андерсена;
  3. Воспитывать в детях творческое воображение.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Работа по Азбуке (стр. 130)

Учитель:

- Рассмотрите страницу Азбуки.

Сформулируйте тему урока.

- Чем будем заниматься на уроке?

1) Сравнение графики букв Х и Ж.

Учитель:

- Вам уже известны строчные буквы «х» и «ж». Чем они похожи, чем отличаются? На что похожи заглавные буквы Х и Ж? А для чего нужны заглавные Х и Ж? Верно. Без этих букв мы не могли бы написать фамилию Насти Худиной, имя Жени Сафронова, название города Хабаровск, т.е. имена собственные. Напомните мне, какие имена существительные называются собственными (Ф.И.О. людей, названия рек, городов, стран, морей, клички животных и т.д.).

2) Чтение слов и предложений.

Сначала дети читают вслух, затем про себя, потом снова вслух.

Учитель:

- Жанна. Жора. Почему слова записаны с заглавной буквы? Подчеркните заглавную букву в именах.

2 – 4 строчки.

- Найдите и прочитайте имя знаменитого датского сказочника. Ханс Кристиан Андерсен.

- Прочитайте имя веселого поэта. Даниил Хармс «Тигр на улице».

- А кто такой Жорж Сименон? Узнайте о нем из предложений.

Вопросы по тексту:

- Что значит зарубежные писатели?

- Что писали Х. Андерсен и Ж. Сименон?

- Как вы понимаете выражение детективные романы? (Большие произведения о раскрытии запутанных преступлений.)

- Только ли для детей писал Д. Хармс? Я предлагаю вам послушать одно из его детских стихотворений:

Несчастная кошка порезала лапу,
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,
Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге,
Шумит и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит.

- Понравилось ли вам это стихотворение?

- Как автор предлагает помочь кошке?

3) Знакомство с Андерсеном.

Учитель:

- А теперь я хочу рассказать вам одну историю. Давно, более 100 лет назад, в одной маленькой шотландской гостинице немолодой тихий путешественник забыл в номере тросточку. Хозяин гостиницы привязал к тросточке записку: «Датскому писателю Хансу Кристиану Андресену» - и отнес тросточку на почту. Почта приняла посылку с таким коротким адресом и доставила ее забывчивому путешественнику. Потому что уже тогда весь мир знал фамилию этого необыкновенного человека.

С раннего детства и всю жизнь живут с нами стойкий Оловянный солдатик и маленькая Дюймовочка, Гадкий утенок и девочка Герда. Немного на земле стран, где бы дети и взрослые не знали героев сказок Андерсена. В этих сказках есть все, что должно быть в настоящем, хорошем человеке: уважение к мужеству; доброта и жалость ко всем, кому плохо; любовь к простым людям, насмешка над чванливыми и бессердечными и презрение к ним. В этих сказках рядом живут слезы и смех, горе и радость – все, как в настоящей жизни. Андерсен был великий сказочник и отлично понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.

Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в крошечном городке Одензе, в маленькой стране Дании. В 2010 году мы будем праздновать 205-летие со дня рождения этого детского сказочника.

4) Чтение текста «Сказки Андерсена» в Азбуке.

Работа с текстом:

- Дания – это город в России или страна?

- Что вы узнали о сказочнике?

- Какие из сказок Андерсена вы знаете?

Учитель:

- А теперь давайте проверим, действительно ли вы внимательно читали его произведения.

  1. Что мешало выспаться принцессе в одной из сказок Х.-К. Андерсена? (Горошина)
  2. Как звали брата Герды? Как называется сказка? (Кай. Снежная королева)
  3. В какой сказке героиня выходит замуж за эльфа? (Дюймовочка)
  4. В какой сказке принцесса освобождает 11 своих братьев? Каким образом? (Дикие лебеди. Вяжет рубашки из крапивы)
  5. В какой сказке разбивается зеркало? («Снежная королева»)
  6. В какой сказке герой побывал в желудке щуки, был влюблен, попал в печку? («Стойкий оловянный солдатик»)
  7. Узнайте героев сказок (аудиозапись) – «Новое платье короля», «Свинопас».
  8. Из какой сказки герой? (костюмированный парад сказочных героев).

Учитель:

- Узнайте героев сказок на иллюстрациях, которые выполнил художник Анатолий Владимирович Кокорин (1908-1987). Художник вспоминал: «Когда я был маленьким мальчиком, мне подарили книгу в красном переплете. На ней золотыми буквами было написано: «Сказки Х.-К. Андерсена». С замиранием сердца читал я эти удивительные сказки. В книге было много картинок. Подолгу я их рассматривал, и передо мной возникали необычные страны, старинные города, крестьянские домики, не похожие на наши. В разных странах художники рисуют иллюстрации к сказкам Андерсена. Рисунки одного никогда не бывают похожи на рисунки другого. Каждый художник изображает сказку по-своему, как он ее понимает и чувствует. Это все равно, как одну и ту же песенку спеть разными голосами. Уже много лет я иллюстрирую сказки Андерсена. И всегда стараюсь, чтобы рисунки несли добро, благородство и передавали детям мою любовь к Великому сказочнику. Немало часов я провел в библиотеках. Отыскивал старинные альбомы, книги, в которых мог посмотреть все, прочитать, зарисовать. А потом я поехал в Данию, чтобы увидеть своими глазами страну Андерсена… Ах, как приятно держать в руках только что вышедшую из печати, еще пахнущую типографской краской книжку с собственными рисунками! Радостно, что многие тысячи ребят будут читать ее, разглядывать картинки. Главное – труд художника принес пользу».

Учитель:

- А теперь я очень хочу, чтобы вы выступили в роли иллюстраторов. Дома вам предстоит нарисовать своих сказочных героев. Очень интересно, к какой сказке Х.-К. Андерсена вы нарисуете больше рисунков. Наверно, это будет самая добрая и волшебная сказка. Завтра мы узнаем ее название.

III. В конце урока учителем и читающими детьми прочитывается стихотворение Юнны Мориц «Песенка про сказку».

- Прочитайте стихотворение самостоятельно.

- Понравилось ли вам это стихотворение?

- Можно ли пропеть его? Давайте попробуем.

- Почему все дети любят сказки?

- Как автор называет сказку? (Умница и прелесть) А еще Юнна Мориц называет сказку обожаемой.

Выразительное чтение стихотворения учителем и читающими детьми.

IV. Подведение итогов урока.

- Какие буквы на сегодняшнем уроке были именинницами?

- Назовите имена людей, которые начинаются с букв Х и Ж.

- О каких писателях и поэтах мы говорили на уроке?

V. Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к сказкам Х.-К. Андерсена, выучить по желанию стихотворение Ю. Мориц.

Литература:

  1. Что такое? Кто такой? Детская энциклопедия. – М.: Педагогика, 1978.
  2. Хармс Д. Удивительная кошка. – Мурманское книжное издательство, 1990.