Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, юные друзья! Здравствуйте, уважаемые гости!
Однажды по берегу моря вдвоем
Гулял Архимед с сиракузским царем.
А рядом триеру тащили на мель
Слова Куриленко Вика историческая справка о триере (Слайд №1, Приложение1)
И тут Архимед Гиерона спросил:
– Ты помнишь мой винт для подъема воды?
В Египте рабам я облегчил труды.
А знаешь, как людям помог бы рычаг
В труде непосильном. К примеру,
Оть я… вот эту триеру.
Стоит Гиерон, потирает висок:
– Ты втащишь триеру? Один? На песок?!
– Триеру на берег втащу я один.
Вот ты через месяц сюда приходи…
И я удивлю Сиракузы.
В назначенный срок собирается люд
Гиерон. Я вижу веревки и много колес, и я поражаюсь размеру,
Но даже Геракл, ухватившись за трос, не втащит на берег триеру…
И тут Архимед повернул колесо –
Триера послушно ползет на песок.
Гиерон. Не верю глазам! Столько силы в плечах?!
Архимед. Нет, царь! Эту силу умножил рычаг! Взглянул Архимед: небо, горы и море кругом.
– Я землю бы мог повернуть рычагом,
Лишь дайте мне точку опоры.
Учитель: Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока
Ученик: «Рычаг. Простые механизмы»
(Слайд №2)
Откройте все свои тетради и запишите дату и тему урока
Цели, которые сегодня стоят перед нами таковы: (Слайд №3)
Цели:
Образовательные:
- вызвать объективную необходимость изучения нового материала;
- способствовать овладению знаниями по теме "Рычаг. Простые механизмы".
Развивающие:
- формировать умение выдвигать гипотезу, проверять её,
- устанавливать закономерности,
- развивать познавательную активность.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе;
- умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его внутренней сутью, причинами изменений, анализировать условия.
Оборудование:
- рычаг,
- штатив,
- грузики,
Эпиграфом я беру слова М. Ю. Лермонтова из произведения «Герой нашего времени» самолюбие! Ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!...
Учитель: Итак, мы начинаем почти все ученики, сидящие в классе, сталкиваются в своей жизни с различными механизмами. Многие считают, что механизм – это что-то большое и грохочущее, однако некоторые механизмы совсем невелики и довольно просты. Независимо от размера, все они облегчают работу человека.
Учитель. Нередко можно наблюдать, как тяжёлый груз поднимают или перемещает с места на место с помощью деревянного или металлического стержня. Если подсунуть под тяжёлый предмет конец лома, положенного на брусок, то легким нажатием на его свободный конец можно сдвинуть груз с места
Учитель. Так, что же такое простые механизмы (Слайд №4)
Простыми механизмами называют приспособления, которые служат для преобразования силы
Простые механизмы:
- рычаг,
- блок,
- ворот,
- клин,
- винт,
- наклонная плоскость.
На рисунке видно как человек для поднятия камня использует в качестве рычага лом
Учитель: А что же такое рычаг?
Рычаг представляет собой твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры.
Учитель: Изобразим рычаг на схеме. Итак, вместе со мной чертим в тетрадях
Точка О – точка опоры рычага (ось вращения, которая расположена между точками приложения сил); точка А и точка В – точки приложения сил; F1 и F2 – силы, действующие на рычаг, направлены в одну сторону
Си: [F] = [Н] – Ньютон
Учитель: Определение: Кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует сила, называется плечом силы.
Обозначается малой латинской буквой l – плечо силы.
Си: [l] = [м] – метр. Слайд №5
Учитель: на демонстрационном столе находятся приборы (штатив, рычаг, грузики) установить рычаг в равновесии
Учитель: (Слайд №6) Посмотрите внимательно на схему и ответьте мне на вопрос: "Как найти плечо силы? Назовите плечи сил F1 и F2 ."
Ученик: Ответ: ОА – l1 – плечо силы F1
ОВ – l2 – плечо силы F2; силы, действующие на рычаг, могут повернуть его вокруг оси в двух направлениях: по ходу или против часовой стрелки. Так сила F2 вращает рычаг по ходу часовой стрелки, а сила F1 вращает его против хода часовой стрелки.
Учитель: Условие, при котором рычаг находится в равновесии под действием приложенных к нему сил можем увидеть на опыте. К доске вызываю учащегося для проведения опыта (оборудование находится на столе)
Ученик: к рычагу по обе стороны от точки опоры подвешивают различные грузы так, чтобы рычаг каждый раз оставался в равновесии. Действующие на рычаг силы равны весам этих грузов. Из рисунка видно, что сила в 2Н уравновешивает силу в 1Н, при этом видно, что плечо меньшей силы в два раза больше плеча большей силы.
Учитель: Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил. (Слайд №7)
Это правило можно записать так:
F1/ F2 = I2/ I1 используя свойство пропорции найдём
F1I1 = F2I2 произведение значения силы на её плечо называют моментом силы
Единица момента силы – ньютон – метр (H м)
Учитель: (Слайд № 8) Правило равновесия рычага было установлено Архимедом
Релаксация: Закройте глаза и прикройте их ладонями. Представьте лист белой бумаги и попытайтесь мысленно написать на нем свое имя, фамилию. В конце записи поставьте точку. Теперь забудьте о буквах и вспоминайте только точку. Она должна казаться вам двигающейся из стороны в сторону медленными и легкими покачиваниями. Вы расслабились,… уберите ладони, откройте глаза, мы с вами возвращаемся в реальный мир полные сил и энергии.
Учитель: Применим теоретические знания на практике, у вас каждого на столе лежат задания «вместо точек вставить пропущенные определения…»
- Твердое тело, свободно вращающееся вокруг закрепленной точки опоры, называется…(рычагом)
- Подвижный рычаг дает выигрыш в силе в … раза. (два)
- Рычаг находится в равновесии, если …(плечи действующих на него сил обратно пропорциональны значениям сил)
- Чтобы уменьшить приложенную силу, необходимо … плечо силы. (увеличить)
- Ни один из простых механизмов не дает выигрыша в … (работе)
Учитель: проверим правильность ответов…Устно.
Учитель: ученик у доски решает задачу, а все остальные в тетрадях стр. 139 задача (книга) у доски
Учитель: Я предлагаю экспериментальное задание для ребят, которые сидят за первыми партами. Свои ответы напишите на листках, а мы проверим позже на первых партах стоит оборудование (штатив, рычаг, грузики) и задание написано на листах.
Учитель: пока учащиеся делают работу с оборудованием, индивидуальная работа (карточки: на рисунках изображены рычаги. Указать их плечи.)
Учитель: поменяйтесь друг с другом и проверьте правильность решения
Учитель: А сейчас проверим работу первых парт
Ученик: ответы учащихся.
Итак, внимание на экран (решите задачу самостоятельно) (Слайд № 9)
- На меньшее плечо рычага действует сила 300 Н, на большее – 20 Н. Длина меньшего плеча 5 см. Определите длину большего плеча. Сделайте рисунок.
Учитель: проверим правильное решение (Слайд № 10)
Учитель: (Слайд №11) внимание на экран внимательно посмотрите рисунки и в тетрадях напишите условие равновесия рычага
Учитель: внимание на экран проверим правильность решения анимация по щелчку
Учитель: Решение у доски с задачника откройте задачник Физика 7-9 Лукашик и задача на стр.
Учитель: (Слайд №12) где нужно поместить опору, чтобы рычаг был в равновесии
Учитель: ответ на слайде по щелчку мыши
Итак, при равновесии на рычаге двух сил бо'льшая из них всегда имеет меньшее плечо и наоборот.
Учитель: А теперь давайте поиграем внимание на экран (Слайд №13)
Продолжите фразу
- Рычаг – это…
- Рычаг находится в равновесии, если…
- Плечо силы – это…
- Сила измеряется в …
- Плечо силы измеряется в …
- К простым механизмам относятся…
- Простые механизмы нужны для…
Подумайте и ответьте на вопрос: "Мог ли Архимед поднять Землю? Почему?»
Учитель: Применение рычага на производствах села Русского (Слайд №14)
Учитель: А сейчас откройте свои дневники и поставьте оценки (фамилии), запишите домашнее задание
Домашнее задание: на карточках
Урок я хочу закончить словами
Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.
Фирдоуси ( Персидский и таджикский поэт, 940— 1030 гг.)