Цели:
- Обогащение речеведческих знаний учащихся посредством ознакомления с эпистолярным жанром как разновидностью текста.
- Знакомство со структурой письма; его стилистическими особенностями.
- Дальнейшее овладение этикетом и культурой выражения чувств.
- Обучение оформлению письма.
- Воспитание любви и гордости за свою семью.
Оборудование:
- Толковый словарь.
- Схема текста письма для каждого ученика.
- Таблицы-письма.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент (знакомство с присутствующими в классе).
- Ребята, а вы знаете что такое письмо? (Написанный текст о ком или о чём-либо)
Сейчас присутствуют мини-письма так называемые SMS сообщения, электронные письма через Интернет.
А что значит письмо в самом первоначальном варианте, послушаем, что об этом говорит нам толковый словарь.
Письмо. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего- нибудь, кому-нибудь.
Так нам об это говорит словарь.
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы познакомимся с разными письмами, с правилами написания письма, узнаем кому и для чего их пишут и напишем письмо далёкому другу о себе и своей семье.
- Итак, читаем первое письмо.
Дорогой ИА-ИА!
Поздравляю тебя с днём рождения!
Желаю всего хорошего-хорошего.
Желаю много-много счастья.
Шлю подарочек.
Очень Полезный Горшочек! Твой Пух
- Как вы думаете, что это за письмо? Правильно, это письмо – поздравление в котором Вини поздравляет своего друга и шлёт ему свои поздравления.
Второе письмо.
Дорогие друзья!
Я хочу рассказать вам о чудной истории, произошедшей со мной. Я изобрела новый способ путешествия на утках. У меня были собственные утки, которые носили меня, куда мне было угодно. Я скоро заеду и к вам. До встречи! Лягушка-путешественница.
- А это письмо как можно назвать? Письмо-информация (сообщение) В нём информируют т.е. сообщает нам, как лягушка изобрела новый способ путешествий. Но это письмо не только информирует, оно отражает настроение и характер отправителя.
Третье письмо.
Юный друг!
Всегда будь юным,
Ты взрослеть не торопись!
Будь весёлым, дерзким, шумным!
Драться надо – так дерись!
Никогда не знай покоя
Плачь и смейся невпопад.
Я сама была такою
Триста лет тому назад! Черепаха Тортилла
А это письмо-пожелание. В нём автор желает своему другу быть весёлым, дерзким, шумным.
- Итак, сделаем вывод.
- Какие бывают письма?
Пожелания, информация, поздравления, так же бывают письма-жалобы, дружеские, деловые.
- Кому они могут быть адресованы?
- Кого мы называем отправителям письма? А кого получателем?
АДРЕСАТОМ мы называем получателя письма от немецкого слова АДРЕС.
3. Особенности текста письма.
- Можно ли считать письмо текстом? (Можно. Предложения связаны по смыслу, выражают законченную мысль)
Письмо, как и любой другой текст, имеет 3 части:
- начало (зачин);
- основная часть;
- концовка.
Но письмо имеет и свои особенности:
Оно имеет адресата.
Ему присущи обращение, приветствие, обращения.
- Какие вы знаете формы приветствия? (Здравствуй, привет, до свидания, пока, до скорой встречи)
- В письме могут употребляться и этикетные т.е. вежливые выражения. Например: “извините, что вас побеспокоил”, или “Прости, что долго не писал”.
- Перед вами лежат схемы письма, вот по этой схеме мы и напишем друзьям письмо о своей семье.
Ф И З М И Н У Т К А
На доске записаны пословицы:
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Сердце сердцу весть подаёт.
В тесноте да не в обиде.
А какие пословицы вы подготовили о семье и семейных отношениях
На доске:
- Добрый, внимательный, заботливый, умный.
- Нежная, ласковая, справедливая.
- Помогаю по дому, читаю книги, мою посуду, покупаю продукты.
- Любит, воспитывает, балует, нежит, ухаживает.
- Уважаю, люблю, не обижаю, обожаю.
- Как вы думаете, о ком могли бы вы написать эти строки? Как ласково можно назвать своих близких?
- А кого вы ещё считаете членом своей семьи?
- Вот именно эти опорные слова, анкеты заполненные дома и помогут вам в написании письма, правила оформления письма, записаны на доске.
4. Итог.
- Для чего люди пишут письма?
Многие сохраняют их о своих любимых, близких людях.
- А как вы думаете, для чего они это делают?
Сохраняя письма и открытки, фотографии собирают семейный архив, историю своей семьи.