Цели урока:
1. Провести наблюдения за зимними изменениями в природе, систематизировать и обогатить знание детей о природных связях;
2. Развивать речь, мышление, внимание, познавательный интерес.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
1. Познакомить с изменениями живой и неживой природы в зимнее время.
2. Обогатить знания детей о природных связях в зимнее время.
3. Развивать наблюдательность, мышление, речь.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
- Отгадайте загадку:
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)
- Да, сегодня мы будем говорить о зиме, об изменениях в неживой и живой природе с наступлением зимы.
- Давайте вспомним, как меняется погода с приходом зимы.
3. Неживая природа зимой.
- Зима – самое холодное время года. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лед, иней, гололед, изморозь, вьюгу.
Вы знаете, что зимних месяцев три:
ДЕКАБРЬ – завершает год.
Зима одела реки в лед.
Кружатся, падают с небес.
Снежинки на поля и лес.
Декабрь – студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. На окнах узоры расписывает. Снегом и морозом славится этот месяц. С водой покончено: даже буйные реки скованы льдом. Солнце скрылось за тучей. День становится короче и короче, ночь растет. [1]
ЯНВАРЬ – морозно на дворе,
Деревья в снежном серебре.
И малыши летят гурьбой
На санках с горки ледяной.
Январь, говорит народ, к весне поворот; году начало, зиме середка; солнце на лето, зима на мороз. На Новый год день прибился на заячий скок. День немного прибавляется, солнце чаще светит и небо синее. Но солнце не греет, морозы трещат. Январь – самый холодный зимний месяц. [1]
ФЕВРАЛЬ – спешит за январем.
Метель да вьюга день за днем.
На крепком льду звенят коньки –
Прощайте, зимние деньки.
Февраль – перезимок. Вьюги да метели под февраль полетели; бегут по снегу, а следу нету. Чуть – чуть солнышко стало пригревать. Но обманчив февраль. Пригреет солнце, а потом опять морозы да метели возвратятся. Лютый холод иногда стоит в феврале. Последний, самый страшный месяц зимы. Кончаются запасы у зверюшек и в норах, и в подземных кладовых. А еще февраль самый короткий месяц в году. [1]
- Сколько дней в феврале?
- Скажите, без чего не бывает зимы?
Скатерть бела,
Всю землю одела. (Снег)
Снег – неживая природа. Он не пропускает от земли тепло и, значит, является парником для растений и животных. Под ним не вымерзают травы и посевы. Во время оттепелей, когда температура воздуха поднимается до 0 градусов и выше, снег сверху становится мокрым и липким. В это время из снега легко можно лепить крепости, делать снеговиков.
Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а … (Снежинки)
- Снежинки – это ледяные кристаллы.
Из морей и океанов постоянно испаряется вода. Водяной пар поднимается высоко над землей, где всегда – летом и зимой – очень холодно. Там, на высоте пар замерзает в крохотные ледяные кристаллики. Потом кристаллики соединяются в красивые шестиугольные звездочки – снежинки. Разглядеть красоту каждой отдельной снежинки можно только в тихий снегопад. Можно подставить варежку и поймать снежинку. Какое разнообразие форм! Все они очень разные: звезда, ежик, столбик, игла, пушинка. Слипшиеся снежинки образуют снежные хлопья. Ложатся они на землю и деревья. Они укрывают от мороза растения, жучков, зверей в их норках.
4. Физминутка.
Не боимся мы пороши –
Ловим снег.
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам, -
Снега хватит нам и вам!
5. Живая природа зимой.
- А как зима отразилась на жизни растений и животных. Как зимуют деревья?
Зимой почти у всех деревьев листья опадают и деревья становятся унылыми и серыми. Только некоторые деревья остаются зелеными даже в самые суровые морозы. Это хвойные деревья: ель, сосна.
- Почему эти деревья называются хвойными?
- Да, хвоинки это тоже листочки, только небольшой формы, как иголки.
- Какие птицы называются зимующими?
- Правильно, это птицы, которые не улетают на юг, а остаются зимовать. Трудно им в зимнюю пору. Ни крова над головой, ни корма в достатке.
Да и птиц стало меньше, большинство из них улетело на юг.
И вот, откуда ни возьмись, раздается негромкий свист. Ему вторит другой – и ты замечаешь на ветвях рябины снегирей.
Летом они улетают на север, зато зимой наполняют лес своей скрипучей песней.
- Такие птицы, как снегирь, дятел, синица, ворона, воробей, голубь, сорока остаются зимовать с нами.
- А как же проводят зиму наши лесные жители – звери?
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнула, пробежала –
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
ЛИСЫ зимой живут по одиночке. Весь день, особенно в сумерки, рыщет лиса по лесу: гоняется за зайцами, подкарауливает мышей. А когда устанет, ляжет поспать, но не в нору – зимой там почти не бывает, а в снежную постель, где свернется калачиком.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
МЕДВЕДЬ прежде чем лечь в берлогу, путает свои следы. Берлогу – яму, выстилает травой еще до первого снега. Ложится головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищу не употребляет. Говорят, что зимой в берлоге медведь сосёт лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому он и облизывает горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что сосёт лапу. Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
БЕЛКА загодя готовится к голодной поре – запасает грибы, сушит их, нанизывая на сучки. У белки острый нюх – она может учуять шишку, спрятанную под огромным сугробом. К зиме белка меняет свой рыженький наряд на теплую серую шубу. Белки не впадают в зимнюю спячку, но в сильные морозы прячутся в гнездах, которые заранее сплетают из прутьев и выстилают мхом и травой. Иногда в одном гнезде спят несколько белок.
Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это? (Волк)
ВОЛКУ не страшны морозы – у него прекрасная шуба, которая к зиме становится еще пушистее. Но в это время его часто мучает голод. Собираются волки в стаю – вместе легче охотится, легче поймать оленя, лося, кабана. В зимнюю пору волки чаще появляются вблизи жилья человека, чтобы полакомиться домашним скотом. Бывает даже собаку схватят. Белки, мыши, бобры используют запасы или достают корм из-под снега. Лоси, кабаны, зайцы питаются ветками и корой деревьев. Хищные звери – волки, лисы – охотятся на мышей, зайцев. Те звери, которым трудно найти себе привычный корм, перестают питаться и впадают в спячку. Зима – трудное время в жизни животных, поэтому человек подкармливает их.
6. Закрепление.
ЗАДАНИЕ 1
Разделите животных (барсук, медведь, еж, белка, лиса, заяц, волк, лось) на две группы:
1 группа – животные, которые впадают в спячку;
2 группа – животные, которых можно встретить зимой.
ЗАДАНИЕ 2.
Тест.
1. Выбери примету, не относящуюся к зиме:
а) воздух морозный, его температура почти всегда ниже нуля;
б) многие звери впали в зимнюю спячку;
в) часто кружат метели;
г) в воздухе кружат насекомые;
д) солнце светит, но не греет.
2. Угадай, кто не впадает в зимнюю спячку:
а) медведь;
б) еж;
в) белочка.
3. Укажи зимующую птицу:
а) ласточка;
б) журавль;
в) воробей;
г) скворец.
4. Какие животные меняют окраску к зиме?
а) медведь;
б) белка;
в) лиса;
г) заяц;
д) синица.
7. Итог урока.
Итак, наша зимняя встреча подошла к концу, сегодня мы познакомились с временем года – зима. Вспомнили зимние месяцы. Узнали какие же изменения происходят в живой и неживой природе.
Используемая литература:
- Окружающий мир. Учебник для 2-го класса. А.А. Плешаков.- М.: Просвещение 2006 г.
- Поурочные разработки по курсу окружающий мир. 2-й класс. О.В. Казакова, М.А. Сбоева, М.И. Гаврилкина.М.: ВАКО 2007 г.
- Как зимуют звери: Окружающий мир// Худ. В Жигарев. М.: Тролль, 1996 г., 10 с.: ил.
- В. Бианки. Лесная газета. М.: Правда, 1986 г.
- Т.Ш. Крюкова Круглый год: Поиграем в сказку// Худ. Л.Н. Тихонова. – М.: Ансел, 1996 г., 10 с.: ил.