Формирование творческого потенциала личности через внедрение инновационных технологий на уроках

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. Провести наблюдения за зимними изменениями в природе, систематизировать и обогатить знание детей о природных связях;

2. Развивать речь, мышление, внимание, познавательный интерес.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

1. Познакомить с изменениями живой и неживой природы в зимнее время.

2. Обогатить знания детей о природных связях в зимнее время.

3. Развивать наблюдательность, мышление, речь.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

- Отгадайте загадку:

Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)

- Да, сегодня мы будем говорить о зиме, об изменениях в неживой и живой природе с наступлением зимы.

- Давайте вспомним, как меняется погода с приходом зимы.

3. Неживая природа зимой.

- Зима – самое холодное время года. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лед, иней, гололед, изморозь, вьюгу.

Вы знаете, что зимних месяцев три:

ДЕКАБРЬ – завершает год.
Зима одела реки в лед.
Кружатся, падают с небес.
Снежинки на поля и лес.

Декабрь – студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. На окнах узоры расписывает. Снегом и морозом славится этот месяц. С водой покончено: даже буйные реки скованы льдом. Солнце скрылось за тучей. День становится короче и короче, ночь растет. [1]

ЯНВАРЬ – морозно на дворе,
Деревья в снежном серебре.
И малыши летят гурьбой
На санках с горки ледяной.

Январь, говорит народ, к весне поворот; году начало, зиме середка; солнце на лето, зима на мороз. На Новый год день прибился на заячий скок. День немного прибавляется, солнце чаще светит и небо синее. Но солнце не греет, морозы трещат. Январь – самый холодный зимний месяц. [1]

ФЕВРАЛЬ – спешит за январем.
Метель да вьюга день за днем.
На крепком льду звенят коньки –
Прощайте, зимние деньки.

Февраль – перезимок. Вьюги да метели под февраль полетели; бегут по снегу, а следу нету. Чуть – чуть солнышко стало пригревать. Но обманчив февраль. Пригреет солнце, а потом опять морозы да метели возвратятся. Лютый холод иногда стоит в феврале. Последний, самый страшный месяц зимы. Кончаются запасы у зверюшек и в норах, и в подземных кладовых. А еще февраль самый короткий месяц в году. [1]

- Сколько дней в феврале?

- Скажите, без чего не бывает зимы?

Скатерть бела,
Всю землю одела. (Снег)

Снег – неживая природа. Он не пропускает от земли тепло и, значит, является парником для растений и животных. Под ним не вымерзают травы и посевы. Во время оттепелей, когда температура воздуха поднимается до 0 градусов и выше, снег сверху становится мокрым и липким. В это время из снега легко можно лепить крепости, делать снеговиков.

Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а … (Снежинки)

- Снежинки – это ледяные кристаллы.

Из морей и океанов постоянно испаряется вода. Водяной пар поднимается высоко над землей, где всегда – летом и зимой – очень холодно. Там, на высоте пар замерзает в крохотные ледяные кристаллики. Потом кристаллики соединяются в красивые шестиугольные звездочки – снежинки. Разглядеть красоту каждой отдельной снежинки можно только в тихий снегопад. Можно подставить варежку и поймать снежинку. Какое разнообразие форм! Все они очень разные: звезда, ежик, столбик, игла, пушинка. Слипшиеся снежинки образуют снежные хлопья. Ложатся они на землю и деревья. Они укрывают от мороза растения, жучков, зверей в их норках.

4. Физминутка.

Не боимся мы пороши –
Ловим снег.
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам, -
Снега хватит нам и вам!

5. Живая природа зимой.

- А как зима отразилась на жизни растений и животных. Как зимуют деревья?

Зимой почти у всех деревьев листья опадают и деревья становятся унылыми и серыми. Только некоторые деревья остаются зелеными даже в самые суровые морозы. Это хвойные деревья: ель, сосна.

- Почему эти деревья называются хвойными?

- Да, хвоинки это тоже листочки, только небольшой формы, как иголки.

- Какие птицы называются зимующими?

- Правильно, это птицы, которые не улетают на юг, а остаются зимовать. Трудно им в зимнюю пору. Ни крова над головой, ни корма в достатке.

Да и птиц стало меньше, большинство из них улетело на юг.

И вот, откуда ни возьмись, раздается негромкий свист. Ему вторит другой – и ты замечаешь на ветвях рябины снегирей.

Летом они улетают на север, зато зимой наполняют лес своей скрипучей песней.

- Такие птицы, как снегирь, дятел, синица, ворона, воробей, голубь, сорока остаются зимовать с нами.

- А как же проводят зиму наши лесные жители – звери?

За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнула, пробежала –
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

ЛИСЫ зимой живут по одиночке. Весь день, особенно в сумерки, рыщет лиса по лесу: гоняется за зайцами, подкарауливает мышей. А когда устанет, ляжет поспать, но не в нору – зимой там почти не бывает, а в снежную постель, где свернется калачиком.

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

МЕДВЕДЬ прежде чем лечь в берлогу, путает свои следы. Берлогу – яму, выстилает травой еще до первого снега. Ложится головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищу не употребляет. Говорят, что зимой в берлоге медведь сосёт лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому он и облизывает горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что сосёт лапу. Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен.

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)

БЕЛКА загодя готовится к голодной поре – запасает грибы, сушит их, нанизывая на сучки. У белки острый нюх – она может учуять шишку, спрятанную под огромным сугробом. К зиме белка меняет свой рыженький наряд на теплую серую шубу. Белки не впадают в зимнюю спячку, но в сильные морозы прячутся в гнездах, которые заранее сплетают из прутьев и выстилают мхом и травой. Иногда в одном гнезде спят несколько белок.

Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это? (Волк)

ВОЛКУ не страшны морозы – у него прекрасная шуба, которая к зиме становится еще пушистее. Но в это время его часто мучает голод. Собираются волки в стаю – вместе легче охотится, легче поймать оленя, лося, кабана. В зимнюю пору волки чаще появляются вблизи жилья человека, чтобы полакомиться домашним скотом. Бывает даже собаку схватят. Белки, мыши, бобры используют запасы или достают корм из-под снега. Лоси, кабаны, зайцы питаются ветками и корой деревьев. Хищные звери – волки, лисы – охотятся на мышей, зайцев. Те звери, которым трудно найти себе привычный корм, перестают питаться и впадают в спячку. Зима – трудное время в жизни животных, поэтому человек подкармливает их.

6. Закрепление.

ЗАДАНИЕ 1

Разделите животных (барсук, медведь, еж, белка, лиса, заяц, волк, лось) на две группы:

1 группа – животные, которые впадают в спячку;

2 группа – животные, которых можно встретить зимой.

ЗАДАНИЕ 2.

Тест.

1. Выбери примету, не относящуюся к зиме:

а) воздух морозный, его температура почти всегда ниже нуля;

б) многие звери впали в зимнюю спячку;

в) часто кружат метели;

г) в воздухе кружат насекомые;

д) солнце светит, но не греет.

2. Угадай, кто не впадает в зимнюю спячку:

а) медведь;

б) еж;

в) белочка.

3. Укажи зимующую птицу:

а) ласточка;

б) журавль;

в) воробей;

г) скворец.

4. Какие животные меняют окраску к зиме?

а) медведь;

б) белка;

в) лиса;

г) заяц;

д) синица.

7. Итог урока.

Итак, наша зимняя встреча подошла к концу, сегодня мы познакомились с временем года – зима. Вспомнили зимние месяцы. Узнали какие же изменения происходят в живой и неживой природе.

Используемая литература:

  1. Окружающий мир. Учебник для 2-го класса. А.А. Плешаков.- М.: Просвещение 2006 г.
  2. Поурочные разработки по курсу окружающий мир. 2-й класс. О.В. Казакова, М.А. Сбоева, М.И. Гаврилкина.М.: ВАКО 2007 г.
  3. Как зимуют звери: Окружающий мир// Худ. В Жигарев. М.: Тролль, 1996 г., 10 с.: ил.
  4. В. Бианки. Лесная газета. М.: Правда, 1986 г.
  5. Т.Ш. Крюкова Круглый год: Поиграем в сказку// Худ. Л.Н. Тихонова. – М.: Ансел, 1996 г., 10 с.: ил.