Аналитический отчёт о проведении ЕГЭ

Разделы: Администрирование школы


Эксперимент по введению Единого государственного экзамена проводился с целью создания системы объективной оценки подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений и абитуриентов, поступающих в вузы и средние специальные учебные заведения. Во исполнение решения министерства образования и науки республики Хакасия “Об участии республики Хакасия в эксперименте по введению единого государственного экзамена в 2008 году” педагогическим коллективом МОУ “Устино-Копьевская СОШ” при подготовке к ЕГЭ была проделана следующая работа:

Подготовлена нормативно-правовая база, регламентирующая организацию и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников, в соответствие с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI  (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации и    Положением о проведении единого государственного экзамена. Составлен план-график подготовки к проведению ЕГЭ.

Общеобразовательном учреждении оформлен стенд ЕГЭ, по графику проведены родительские собрания и классные часы с выпускниками. С учащимися 11-х классов проведено анкетирование по вопросам ЕГЭ.

Единый государственный экзамен проходил в ППЭ–МОУ “ Копьевская СОШ”.

Для реализации целей и задач эксперимента педагогическими коллективами были изучены принятые   нормативные документы и материалы, разработаны планы работы  по организации и проведению  ЕГЭ,  систематизирован опыт других регионов в этом направлении.

“Принятие решений на основе фактов”, т.е. качественные управленческие решения могут приниматься только на основе достоверной информации, полученной диагностическим путем, посредством применения исследовательских методов, результатов мониторинга.

Своеобразным средством получения достоверной информации является Единый государственный экзамен, который рассматривается как один из элементов создающейся общероссийской независимой системы объективной оценки общеобразовательной подготовки выпускников средней школы. В 2007–2008 учебном году обязательные экзамены в форме и по материалам ЕГЭ сдавали 30 выпускников.

Предметы по выбору Обществознание -10 обучающихся; биология - 8 ; история России - 5; физика - 1.

Результаты ЕГЭ и их интерпретация предоставляют возможность:

  • получить информацию об уровне и качестве подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, сдававших ЕГЭ; оценить степень овладения выпускниками средней школы проверяемым на экзамене содержанием учебных предметов, отраженным в обязательном минимуме содержания и требованиях к уровню подготовки выпускников (исследования показали, что критерием освоения базового уровня может быть принято выполнение не менее 70 % заданий части А.); определить направления по усовершенствованию образовательного процесса и учебно-методического обеспечения учебных предметов; оценить качество контрольно-измерительных материалов; выделить отдельные уровни в подготовке учащихся (базовый, повышенный и высокий) на основе статистических трудностей тестовых заданий части (А, В, С) контрольно измерительных материалов ЕГЭ.
  • получить информацию о состоянии образовательных достижений учащихся по учебным предметам;
  • определить типологию характерных ошибок, допущенных выпускниками;
  • выявить тенденции изменения состояния общеобразовательных достижений учащихся и факторы, оказывающие на него влияние;
  • объяснять полученные результаты;
  • сравнивать результаты ЕГЭ по годам и др.

Совокупность результатов единого государственного экзамена являются индикаторами качества образования:

  • число сдававших экзамен по предмету – показатель востребованности предмета среди выпускников ОУ;
  • средний балл по 100-балльной шкале, результаты по 5-балльной шкале – показатель обученности;
  • решаемость каждого задания работы – показатель степени усвоения определенной темы;
  • решаемость заданий части С – показатель качества углубленной подготовки и др.

В сборе и анализе этой информации участвует весь коллектив.

Учитывая вышеназванные положения рассмотрим результаты ЕГЭ 2008 года. Для более полного и эффективного анализа данного вопроса мы выделили, на наш взгляд, основополагающие аспекты, характеризующие результаты ЕГЭ:

1. Результаты ЕГЭ и профессиональное самоопределение выпускников:

Исследуя предпочтение выбора общеобразовательных дисциплин выпускниками школы, можно определить тенденции формирования социального заказа и реструктуризации рынка образовательных услуг в системе единого государственного экзамена. Статистические данные ЕГЭ показывают, что большая часть выпускников выбирает ЕГЭ по обществознанию, на втором месте – история России и биология. Анализ полученных данных показал, что, не смотря на то, что показатель качества знаний понизился с 50% до 40% по обществознанию вырос показатель СОУ с 50% до 74%при 100% качестве знаний, по истории России соответственно качество знаний составляет 80% СОУ 58% при100% качестве знаний, по биологии произошёл обратный процесс, т. е. результат стал ниже 87% успеваемость при 12 % качества знаний; физику сдавал 1 выпускник 100% успеваемость, 0% качество знаний,36% СОУ. По обязательным предметам результаты ЕГЭ сохраняются низкими и заставляют задуматься над необходимостью повышения качества подготовленности выпускников.

Следовательно, необходимо по этим предметам не только усилить уровень подготовленности на уроке, но и оказывать дополнительные образовательные услуги, что будет способствовать реализации принципа достижения качества – “Ориентация на потребителя”.

В процессе проведения анализа мы пришли к выводу, что единый государственный экзамен позволяет получить информацию не только об уровне образовательной подготовки выпускников по отдельным предметам, но и о качестве работы учителя.

Следовательно, по результатам уровня усвоения знаний по предмету, можно определить цели объективной оценки знаний учащихся: контроль за качеством учебной деятельности выпускника и контроль за качеством обучающей деятельности учителя. В отношении ученика важным будет обнаружение пробелов в знаниях, развитие мотивации учения, и как результат – ликвидация пробелов в знаниях. В отношении учителя задачи объективного оценивания знаний учащихся: постановка “диагноза” знаниям, обнаружение недостатка преподавания, следствием чего является корректировка учебного процесса, предупреждение недостатков и ликвидация пробелов в знаниях учеников. При этом задачи обнаружения пробелов в знаниях и постановки “диагноза” знаниям взаимосвязаны.

Полученные результаты уровня усвоения тем по предметам должны стать основой при принятии управленческих решений по повышению качества образования, организации индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, устранению недостатков в работе учителя.

Таким образом, необходима ориентация учебного процесса на достижение планируемых результатов, а также связь результатов ЕГЭ, характеризующих уровень подготовки учащихся, с факторами, характеризующими различные стороны учебного процесса (учебный план, программа обучения, УМК, педагогические технологии и методы обучения).

2. Определение рейтинга по учащимся, учителям.

Сравнительные данные, полученные в результате мониторинговых исследований результатов ЕГЭ позволяют определить рейтинг выпускников и учителей. На педагогическом Совете, заседаниях МО заслушивались учителя предметники, выявлись причины успешной и неуспешной сдачи выпускниками экзаменов, планировались мероприятия по повышению качества образования, оказанию методической помощи учителям. К основным формам организации работы на основе диагностики профессиональных затруднений педагогов, анализа и мониторинга результатов ЕГЭ относим:

  • формирование банка данных используемых УМК;
  • использование педагогических технологий, организация спецкурсов по подготовке к ЕГЭ, организацию постоянно действующего семинара для учителей предметников работающих в 11 классе, с участием специалистов из УО.

Значительное место в преподавании отводится:

  • организации различных форм творческих заданий,
  • практическим семинарам,
  • введению тестовых технологий,
  • развитию навыков самостоятельной работы учащихся,
  • включению заданий, проверяющих понимание проектной деятельности и др.

3. Мониторинг совпавших годовых оценок и результатов ЕГЭ:

Отслеживая объективность оценивания учебных достижений в течение эксперимента по введению единого государственного экзамена, можно сказать, что понизился процент совпавших годовых оценок и результатов ЕГЭ Чтобы совпадение было более близким к ста процентам, необходимо усилить внутришкольный контроль за выполнением единых требований к оцениванию ответа учащихся.

4. ЕГЭ и квалификационная категория учителя.

Как было сказано выше и с этим нельзя не согласиться, что результативность экзаменов в большей степени зависит от профессиональной компетентности учителя. Высокая квалификационная категория предполагает и высокое качество подготовки выпускников. В действительности это не всегда подтверждается, поэтому педагогу важно не только заниматься самообразованием, но и пройти курсы повышения квалификации, принимать участие в опытно-экспериментальной, исследовательской работе, в конкурсах педагогов (например, “Учитель года”), в приоритетном национальном проекте “Образование”. При этом считаем, что если в течение трех лет учащиеся показывают низкий уровень знаний по предмету, то возможно проведение внеочередной аттестации учителя. Каждый работник образования должен понимать важность задачи педагогической деятельности – учиться работать в условиях объективного оценивания и ответственности за результаты труда.

Таким образом, учитывая результаты ЕГЭ, администрация школы и методические объединения учителей-предметников разработали систему мероприятий по оптимизации подготовки учащихся к ЕГЭ в новом учебном году по следующим направлениям:

  • работа с нормативными документами;
  • обновление материалов информационно-методического центра;
  • работа с учителями-предметниками;
  • работа с родителями.   

Всё это должно стать надежной основой для качественной подготовки и проведения ЕГЭ в новом учебном году.