Пояснительная записка
Среди приоритетных направлений образования наиболее важным является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Это предполагает ориентацию школы не только на передачу определенной суммы знаний по отдельным предметам, но и на развитие духовно-нравственных качеств личности.
В связи с введением государственных образовательных стандартов намечаются важнейшие тенденции совершенствования преподавания литературы в школе: усиление духовно-нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника; определение системных связей школьного курса литературы с другими предметами; воспитание самосознания, гражданственности, ответственности.
Наряду с термином “анализ” художественного произведения современная методика понятия “осмысление” и “интерпретация” текста, которые, прежде всего, связаны с уровнем литературного развития учащихся, их общей культурой и культурой читателя.
Читательская культура школьников является показателем духовного потенциала общества. Уровень начитанности современного ученика, круг его чтения напрямую зависит от духовной культуры. Проблема духовно- нравственного воспитания является одной из главных в современной школе. Отсюда вытекает задача методологии литературного образования: найти пути духовно-нравственного воспитания школьников на уроках литературы и во внеурочное время.
Исходя из вышесказанного, можно выявить главные походы к преподаванию литературы:
- признание главной задачей курса литературы в школе ориентацию на углубление духовно-нравственных запросов учащихся;
- проведение литературоведческого анализа художественного произведения с точки зрения поэтики, культуры и духовности;
- выявление главных духовно-нравственных качеств личности в процессе нравственного формирования учащихся при изучении художественного произведения;
- определение в качестве основного критерия литературного развития учащихся осмысление ими идейно-нравственного, философско-этического содержания литературного произведения.
Поскольку литературное развитие школьников, как было указано выше, непосредственно связано с их общим развитием, с формированием мировоззрения, с эволюцией духовно-нравственных, этических представлений, то, следовательно, разрабатываемые программы и методические системы должны опираться на общее развитие ученика и стимулировать его, способствуя духовно-нравственному становлению личности, повышению общей и читательской культуры.
Одним из возможных методических решений заявленной выше концепции может стать система работы по проектированию программ элективных курсов и уроков на межпредметной основе. Система таких уроков строится с учетом возрастных особенностей учащихся, уровня их знаний, умений, навыков и интересов; использования действующих программ и учебных пособий.
Литература – синтетический вид искусства, взаимосвязанный с различными дисциплинами. Но важнее всего то, что литература отражает определенные этапы общественной жизни, общественного сознания, общественной мысли. Таким образом, взаимосвязь литературы с рядом предметов гуманитарного профиля способствует формированию в сознании учащихся единой художественно-эстетической и философско-этической картины мира и становится фундаментом для развития полноценной духовно-нравственной личности.
К сожалению, современные действующие программы по литературе и другим гуманитарным дисциплинам (история, обществознание, мировая художественная культура) недостаточно насыщены подобного рода информацией, не позволяют соотнести панораму литературного процесса с процессом развития общественной мысли.
Задания, вопросы, дополнительные материалы, находящиеся в учебниках по литературе, лишь в небольшой степени направлены на развитие мировоззрения школьников, не дают им полного представления об изучаемой эпохе. Поэтому возникает необходимость внести дополнения и изменения в учебную программу по литературе для средней школы. Одним из способов решения данной проблемы может быть создание интегрированных программ спецкурсов, межпредметных систем уроков с привлечением дополнительного материала из других дисциплин.
Для подобных систем уроков и спецкурсов основными являются следующие принципы:
- проблемность (в изучении ключевых проблем, являющихся общими для нескольких дисциплин одновременно; в отборе учебного материала как полифонического, в возможности его интерпретации);
- вариативность (в учете возможных педагогических и методических концепций, программ, которые используются в настоящее время в школьной практике);
- диалогичность (ориентация на индивидуальность учителя, его адаптацию в современном педагогическом пространстве, возможность восполнить и дополнить свое образование.);
- надпредметность целей образования (переход от узкопредметных, специфических целей в русле только конкретного предмета к мировоззренческим и философским);
- интегративность (возможность получения знаний, представлений и умений, характерных для нескольких дисциплин, в рамках одного предмета);
- компетентность (компетентностный подход, в отличие от традиционного, экстенсивного, ведет к построению учебной программы как программы развития познавательной самостоятельности школьников. При этом такой подход предполагает индивидуализацию образовательных маршрутов: на одном и том же этапе обучения при освоении одного и того же содержания разные и ученики могут выйти на разные уровни усвоения материала, причем любой из этих уровней будет иметь практическое значение).
1. Актуальность курса
Для десятиклассников отношение к литературе как к словесному искусству характеризуется обостренным вниманием к нравственному содержанию литературы. Это является важным моментом, так как в данный период происходит выбор жизненного пути. Подвиг и предательство, счастье и долг, желание и закон, человек и природа, личность и общество, взаимоотношения людей; любовь, связи и конфликты поколений, человек и его поведение в различных ситуациях (от быта до войны), в разные исторические эпохи, в разных странах – эти и другие проблемы оказываются первостепенными и акцентируются школьником при знакомстве с литературными произведениями. Этот элективный курс призван воспитывать любовь к родному краю.
Бурное развитие читательского воображения в этот период часто приводит к появлению произвольных читательских образов, внеконтекстных ассоциаций, потому правильно подобранных материалов способен уравновесить крайности возрастного развития.
2. Цели и задачи курса.
Ведущей целью обучения десятиклассников является совершенствование их читательской деятельности. В связи с этим выделим главные задачи программы:
- выявлять идейно-художественную позицию автора;
- выделять характерные черты бамовской литературы;
- постигать идейно-нравственное и эстетическое своеобразие произведений.
Основа литературного развития школьников – освоение эстетических законов искусства, поэтому развивающими задачами будут:
- фaормирование взгляда на литературу через призму личности и художественного мира автора;
- освоение законов эстетического постижения лирических и эпических произведений.
Воспитывающая цель литературного образования – способствовать росту личности. Данная программа будет служить этому, если:
- пробуждать в читателях эмоциональный отклик на духовно-нравственные, социальные проблемы, поднятые в произведении;
- гуманистическое содержание бамовской литературы сделать достоянием подростков.
3. Содержание курса
Курс “Страницы истории Байкало-Амурской магистрали в литературе и искусстве” включает в себя произведения профессиональных и самодеятельных поэтов и прозаиков.
Строительство БАМа – это замечательный трудовой подвиг народа. В нем слились воедино мужество и трудовой энтузиазм строителей, смелость технических решений и единство действий десятков тысяч людей, воодушевлённых высокой патриотической целью. Этот подвиг вдохновил талантливых людей на творчество.
4. Межпредметные связи
На третьем этапе литературного образования необходимо открыть ученикам законы литературы и нравственно-исторический аспект изучения словесного искусства, поэтому нравственно-исторический аспект выдвигаются здесь на первый план и настоятельно необходимым становится системное сопоставление литературы с другими видами искусства (живопись, архитектура, музыка, театр).
5. Система творческих заданий
Целью творческих заданий является развитие литературного творчества учащихся. Им важно учиться смотреть на мир глазами художника и передавать другим свое видение. Также предусмотрена система работ по развитию речи. На этих занятиях учащиеся совершенствуют свои умения по культуре письменной речи.
6. Тематическое планирование
Всего – 26 часов
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1. | Дорога в грядущие столетия. История БАМа в цифрах и лицах. Поэты “Бамлага” и “Озерлага” Анатолий Жигулин, Виктор Сербский | 1 |
2. | Рождение литературной студии “Звено”.Стихотворения членов студии Жанны Ржевской, Геннадия Кузьмина, Надежды Пузыревской, Александра Симакова | 1 |
3. | Поэты БАМа о буднях стройки.
Николай Агеев “От Турксиба до БАМа” Александр Астафьев “После смены” Михаил Беляев “Первопроходцы” Иван Гарастей “Водители” Семен Гринин “Каменщик” Юрий Кожевников “Профессия” Юрий Гусев “Стройка” Леонид Панин “Поезд в будущее” |
1 |
4. | “Холода – и цветы? Невозможно!...”. Картины Бамовской природы в поэзии | 2 |
5. | Топонимика в поэзии. Иван Бурсов “Золотинка” Олег Головко “Улица Диогена” Игорь Игнатенко “Два Могота” Юрий Кожевников “Закат над Удоканом” Надежда Лущик “Снег над Золотинкой” Михаил Халиулин “Тайга, Усть-Илим” Алексей Труфилов “Юктали”, Лидия Шатревич “Муртыгит” |
1 |
6. | Обзор сборника “Цветы багульника”, изданного в рамках празднования 30-летия с начала строительства Байкало-Амурской магистрали | 1 |
7. | Поэтический вечер В.Гузия “Поэт-романтик” | 1 |
8. | Поэтическая капель.
Поэты-профессионалы о БАМе. Евгений Евтушенко “Просека” (из поэмы) Роберт Рождественский “Байкало-Амурская магистраль”, “Спасибо тебе, дорога” |
1 |
9. | Таежная столица. Образ родного города в стихотворениях бамовских поэтов” | 2 |
10. | Работа над проектом “Поэзия великой стройки” | 2 |
11. | Обзор сборника Жанны Ржевской
“Еще не вечер” Конкурс на лучшего знатока поэзии |
1 |
12. | Обзор сборника Тамары Шульги “Осенняя мелодия”. Встреча с поэтессой | 1 |
13. | Защита проектов | 1 |
14. | Публицистика. Тында: от зимовья до города. Газета БАМ Октябрь 1999г. Светлана Разенко Статьи в газетах о БАМе | 1 |
15. | “Сказочное разнообразие таежного края”. Урок-вернисаж. БАМ в фотографиях | 2 |
16. | Иван Шестак – поэт и прозаик “Из восьми пьес Ивана Шестака две видела столица”. Обзор содержания пьес “Обход” и “Запас прочности” | 2 |
17. | Песни М. Крушельницкого Сборник “Тында – это город мой и твой” Концерт | 1 |
18. | Музыкальная капель. Песни о БАМе | 1 |
19. | Из репортажа В. Титова о БАМе. Конкурс рисунков | 1 |
20. | Стихотворения собственного сочинения учащихся | 1 |
21. | Ностальгия по БАМу. Праздник “О БАМе с надеждой” | 1 |
7. Ожидаемые результаты
В конце изучения курса школьники должны уметь:
- видеть своеобразие нравственных идеалов в творчестве бамовских поэтов;
- стилистически сопоставлять тексты произведений разных авторов;
- создать и защитить проект;
- пробудить в себе поэтический талант, чтобы выразить мысль образно, красочно.
- Жанна Ржевская “Ещё не вечер”. Стихи. Новосибирск, 2004 г.
- “Магистраль” Сборник стихотворений. Москва “Молодая гвардия” 1977 г.
- “Цветы багульника” стихи о БАМе, Новосибирск, 2004 г.
- “Золотое звено” Стихи поэтов БАМа Тында, 1999 г.
- “От Байкала до Амура” Москва, “Молодая гвардия” 1984 г.
- Учебное пособие “Люби и знай свой край”, Г. Кузнецова, Тында, 2001 г.
- Тамара Шульга “Осенняя мелодия” Стихи и рассказы. Новосибирск, 2004 г.
- М. Крушельницкий “Тында – это город мой и твой”. Тында, 2003 г.
- Альбом “Лучшая дорога нашей жизни” Тында, 2004 г.
Литература для учителя