Программа элективного курса "Страницы истории Байкало-Амурской магистрали в литературе и искусстве"

Разделы: Общепедагогические технологии


Пояснительная записка

Среди приоритетных направлений образования наиболее важным является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Это предполагает ориентацию школы не только на передачу определенной суммы знаний по отдельным предметам, но и на развитие духовно-нравственных качеств личности.

В связи с введением государственных образовательных стандартов намечаются важнейшие тенденции совершенствования преподавания литературы в школе: усиление духовно-нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника; определение системных связей школьного курса литературы с другими предметами; воспитание самосознания, гражданственности, ответственности.

Наряду с термином “анализ” художественного произведения современная методика понятия “осмысление” и “интерпретация” текста, которые, прежде всего, связаны с уровнем литературного развития учащихся, их общей культурой и культурой читателя.

Читательская культура школьников является показателем духовного потенциала общества. Уровень начитанности современного ученика, круг его чтения напрямую зависит от духовной культуры. Проблема духовно- нравственного воспитания является одной из главных в современной школе. Отсюда вытекает задача методологии литературного образования: найти пути духовно-нравственного воспитания школьников на уроках литературы и во внеурочное время.

Исходя из вышесказанного, можно выявить главные походы к преподаванию литературы:

  • признание главной задачей курса литературы в школе ориентацию на углубление духовно-нравственных запросов учащихся;
  • проведение литературоведческого анализа художественного произведения с точки зрения поэтики, культуры и духовности;
  • выявление главных духовно-нравственных качеств личности в процессе нравственного формирования учащихся при изучении художественного произведения;
  • определение в качестве основного критерия литературного развития учащихся осмысление ими идейно-нравственного, философско-этического содержания литературного произведения.

Поскольку литературное развитие школьников, как было указано выше, непосредственно связано с их общим развитием, с формированием мировоззрения, с эволюцией духовно-нравственных, этических представлений, то, следовательно, разрабатываемые программы и методические системы должны опираться на общее развитие ученика и стимулировать его, способствуя духовно-нравственному становлению личности, повышению общей и читательской культуры.

Одним из возможных методических решений заявленной выше концепции может стать система работы по проектированию программ элективных курсов и уроков на межпредметной основе. Система таких уроков строится с учетом возрастных особенностей учащихся, уровня их знаний, умений, навыков и интересов; использования действующих программ и учебных пособий.

Литература – синтетический вид искусства, взаимосвязанный с различными дисциплинами. Но важнее всего то, что литература отражает определенные этапы общественной жизни, общественного сознания, общественной мысли. Таким образом, взаимосвязь литературы с рядом предметов гуманитарного профиля способствует формированию в сознании учащихся единой художественно-эстетической и философско-этической картины мира и становится фундаментом для развития полноценной духовно-нравственной личности.

К сожалению, современные действующие программы по литературе и другим гуманитарным дисциплинам (история, обществознание, мировая художественная культура) недостаточно насыщены подобного рода информацией, не позволяют соотнести панораму литературного процесса с процессом развития общественной мысли.

Задания, вопросы, дополнительные материалы, находящиеся в учебниках по литературе, лишь в небольшой степени направлены на развитие мировоззрения школьников, не дают им полного представления об изучаемой эпохе. Поэтому возникает необходимость внести дополнения и изменения в учебную программу по литературе для средней школы. Одним из способов решения данной проблемы может быть создание интегрированных программ спецкурсов, межпредметных систем уроков с привлечением дополнительного материала из других дисциплин.

Для подобных систем уроков и спецкурсов основными являются следующие принципы:

  • проблемность (в изучении ключевых проблем, являющихся общими для нескольких дисциплин одновременно; в отборе учебного материала как полифонического, в возможности его интерпретации);
  • вариативность (в учете возможных педагогических и методических концепций, программ, которые используются в настоящее время в школьной практике);
  • диалогичность (ориентация на индивидуальность учителя, его адаптацию в современном педагогическом пространстве, возможность восполнить и дополнить свое образование.);
  • надпредметность целей образования (переход от узкопредметных, специфических целей в русле только конкретного предмета к мировоззренческим и философским);
  • интегративность (возможность получения знаний, представлений и умений, характерных для нескольких дисциплин, в рамках одного предмета);
  • компетентность (компетентностный подход, в отличие от традиционного, экстенсивного, ведет к построению учебной программы как программы развития познавательной самостоятельности школьников. При этом такой подход предполагает индивидуализацию образовательных маршрутов: на одном и том же этапе обучения при освоении одного и того же содержания разные и ученики могут выйти на разные уровни усвоения материала, причем любой из этих уровней будет иметь практическое значение).

1. Актуальность курса

Для десятиклассников отношение к литературе как к словесному искусству характеризуется обостренным вниманием к нравственному содержанию литературы. Это является важным моментом, так как в данный период происходит выбор жизненного пути. Подвиг и предательство, счастье и долг, желание и закон, человек и природа, личность и общество, взаимоотношения людей; любовь, связи и конфликты поколений, человек и его поведение в различных ситуациях (от быта до войны), в разные исторические эпохи, в разных странах – эти и другие проблемы оказываются первостепенными и акцентируются школьником при знакомстве с литературными произведениями. Этот элективный курс призван воспитывать любовь к родному краю.

Бурное развитие читательского воображения в этот период часто приводит к появлению произвольных читательских образов, внеконтекстных ассоциаций, потому правильно подобранных материалов способен уравновесить крайности возрастного развития.

2. Цели и задачи курса.

Ведущей целью обучения десятиклассников является совершенствование их читательской деятельности. В связи с этим выделим главные задачи программы:

  • выявлять идейно-художественную позицию автора;
  • выделять характерные черты бамовской литературы;
  • постигать идейно-нравственное и эстетическое своеобразие произведений.

Основа литературного развития школьников – освоение эстетических законов искусства, поэтому развивающими задачами будут:

  • фaормирование взгляда на литературу через призму личности и художественного мира автора;
  • освоение законов эстетического постижения лирических и эпических произведений.

Воспитывающая цель литературного образования – способствовать росту личности. Данная программа будет служить этому, если:

  • пробуждать в читателях эмоциональный отклик на духовно-нравственные, социальные проблемы, поднятые в произведении;
  • гуманистическое содержание бамовской литературы сделать достоянием подростков.

3. Содержание курса

Курс “Страницы истории Байкало-Амурской магистрали в литературе и искусстве” включает в себя произведения профессиональных и самодеятельных поэтов и прозаиков.

Строительство БАМа – это замечательный трудовой подвиг народа. В нем слились воедино мужество и трудовой энтузиазм строителей, смелость технических решений и единство действий десятков тысяч людей, воодушевлённых высокой патриотической целью. Этот подвиг вдохновил талантливых людей на творчество.

4. Межпредметные связи

На третьем этапе литературного образования необходимо открыть ученикам законы литературы и нравственно-исторический аспект изучения словесного искусства, поэтому нравственно-исторический аспект выдвигаются здесь на первый план и настоятельно необходимым становится системное сопоставление литературы с другими видами искусства (живопись, архитектура, музыка, театр).

    5. Система творческих заданий

Целью творческих заданий является развитие литературного творчества учащихся. Им важно учиться смотреть на мир глазами художника и передавать другим свое видение. Также предусмотрена система работ по развитию речи. На этих занятиях учащиеся совершенствуют свои умения по культуре письменной речи.

6. Тематическое планирование

Всего – 26 часов

    № п/п

    Тема

    Количество часов

    1. Дорога в грядущие столетия. История БАМа в цифрах и лицах. Поэты “Бамлага” и “Озерлага” Анатолий Жигулин, Виктор Сербский 1
    2. Рождение литературной студии “Звено”.Стихотворения членов студии Жанны Ржевской, Геннадия Кузьмина, Надежды Пузыревской, Александра Симакова 1
    3. Поэты БАМа о буднях стройки. Николай Агеев “От Турксиба до БАМа”

    Александр Астафьев “После смены”

    Михаил Беляев “Первопроходцы”

    Иван Гарастей “Водители”

    Семен Гринин “Каменщик”

    Юрий Кожевников “Профессия”

    Юрий Гусев “Стройка”

    Леонид Панин “Поезд в будущее”

    1
    4. “Холода – и цветы? Невозможно!...”. Картины Бамовской природы в поэзии 2
    5. Топонимика в поэзии.

    Иван Бурсов “Золотинка”

    Олег Головко “Улица Диогена”

    Игорь Игнатенко “Два Могота”

    Юрий Кожевников “Закат над Удоканом”

    Надежда Лущик “Снег над Золотинкой”

    Михаил Халиулин “Тайга, Усть-Илим”

    Алексей Труфилов “Юктали”,

    Лидия Шатревич “Муртыгит”

    1
    6. Обзор сборника “Цветы багульника”, изданного в рамках празднования 30-летия с начала строительства Байкало-Амурской магистрали 1
    7. Поэтический вечер В.Гузия “Поэт-романтик” 1
    8. Поэтическая капель. Поэты-профессионалы о БАМе.

    Евгений Евтушенко “Просека” (из поэмы)

    Роберт Рождественский “Байкало-Амурская магистраль”, “Спасибо тебе, дорога”

    1
    9. Таежная столица. Образ родного города в стихотворениях бамовских поэтов” 2
    10. Работа над проектом “Поэзия великой стройки” 2
    11. Обзор сборника Жанны Ржевской “Еще не вечер”

    Конкурс на лучшего знатока поэзии

    1
    12. Обзор сборника Тамары Шульги “Осенняя мелодия”. Встреча с поэтессой 1
    13. Защита проектов 1
    14. Публицистика. Тында: от зимовья до города. Газета БАМ Октябрь 1999г. Светлана Разенко Статьи в газетах о БАМе 1
    15. “Сказочное разнообразие таежного края”. Урок-вернисаж. БАМ в фотографиях 2
    16. Иван Шестак – поэт и прозаик “Из восьми пьес Ивана Шестака две видела столица”. Обзор содержания пьес “Обход” и “Запас прочности” 2
    17. Песни М. Крушельницкого Сборник “Тында – это город мой и твой” Концерт 1
    18. Музыкальная капель. Песни о БАМе 1
    19. Из репортажа В. Титова о БАМе. Конкурс рисунков 1
    20. Стихотворения собственного сочинения учащихся 1
    21. Ностальгия по БАМу. Праздник “О БАМе с надеждой” 1

7. Ожидаемые результаты

В конце изучения курса школьники должны уметь:

  • видеть своеобразие нравственных идеалов в творчестве бамовских поэтов;
  • стилистически сопоставлять тексты произведений разных авторов;
  • создать и защитить проект;
  • пробудить в себе поэтический талант, чтобы выразить мысль образно, красочно.

    Литература для учителя

  1. Жанна Ржевская “Ещё не вечер”. Стихи. Новосибирск, 2004 г.
  2. “Магистраль” Сборник стихотворений. Москва “Молодая гвардия” 1977 г.
  3. “Цветы багульника” стихи о БАМе, Новосибирск, 2004 г.
  4. “Золотое звено” Стихи поэтов БАМа Тында, 1999 г.
  5. “От Байкала до Амура” Москва, “Молодая гвардия” 1984 г.
  6. Учебное пособие “Люби и знай свой край”, Г. Кузнецова, Тында, 2001 г.
  7. Тамара Шульга “Осенняя мелодия” Стихи и рассказы. Новосибирск, 2004 г.
  8. М. Крушельницкий “Тында – это город мой и твой”. Тында, 2003 г.
  9. Альбом “Лучшая дорога нашей жизни” Тында, 2004 г.