Цели урока:
- помочь учащимся задуматься об особенностях Земли и выразить свое отношение к ценностям нашей планеты, развивая умения анализировать, сравнивать и рассуждать.
Задачи:
- продолжать формирование навыков работы с учебником и дополнительной литературой по теме;
- раскрыть особенности Земли как планеты;
- развивать умение анализировать учебный материал, умение сравнивать, делать выводы;
- развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе общения изученного;
- формировать отношение учащихся к окружающему миру (к Земле).
Оборудование:
- учебник "Окружающий мир" 2 класс (авторы Н.Я.Дмитриева и А.Н.Казаков), теллурий, экран, проектор, кроссворд, макет Солнечной системы, глобус, слайды.
Ход урока
1. Организационный момент
- Сядьте так, как вам удобно. Закройте глаза и подумайте о приятном. На счет "три" вы откроете глаза и устремите свой взор на экран. Выполнять это упражнение нужно в полной тишине.
[1 - слайд (шары)]
2. Определение темы и цели урока (фаза вызова)
Считаю до трех. Дети открывают глаза и смотрят на экран.
- Что вы себе представляете, глядя на экран?
[1 - слайд (шары) (шары похожи на нашу Землю)]
- Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня на уроке будем говорить? (о Земле)
[2 - слайд (Тема урока)]
- Что вы хотите узнать на уроке?
- Какую задачу ставите перед собой? (Хочу научиться:.)
- Как мы можем об этом узнать? (прочитать в учебнике, энциклопедии, спросить у взрослых, у учителя, в Интернете, по телевизору)
3. Актуализация знаний учащихся
- Узнав нашу тему урока, к нам прилетел Инопланетянин. Он хочет как можно больше узнать о нашей планете Земля. Поможем ему?
- Что означает слово "Земля" и "земля". Почему одно и тоже слово пишется по-разному. (Земля как планета, "ходим, копаем землю")
Инопланетянин: "Когда я летел на вашу планету она мне показалась голубой, хрупкой , как стеклянный шар.
- Что это голубого цвета (вода- океаны, реки, озера) .
- Сколько на Земле океанов? (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый - всего 4)
- А на синем фоне яркими пятнами выступают огромные участки коричневого, зеленоватого цвета. Что это ? (материки, суша)
- А сколько на Земле материков?
(материки - Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида) - слайд материки
- Но всегда ли Земля была такой? (вспомнить 1 класс, безжизненная, раскаленная, затем остыла:.) "Тайны близкие и далекие"
- А какая Земля внутри? (глобус, слайд - строение земли)
4. Работа в группах (фаза осмысления).
- Звезды, планеты, кометы - как это все можно назвать одним словом? Космос или "Вселенная".
- Какая ближайшая к нам часть Вселенной ? ( Солнечная система)
- Назовите все, что относится к Солнечной системе.(Cолнце, планеты, Земля, Луна)
- Какие планеты вы знаете? Слава знает об этом стихотворение и поможет выучить планеты нам.
У Солнца большая семья:
Меркурий, Венера, Земля,
Марс и планеты-малышки,
А рядом гиганты-братишки:
Огромный Юпитер, красавиц Сатурн,
Уран-лежебока и синий Нептун,
Далекий Плутон и кометы.
Открою я все их секреты.
5. Физкультурная пауза.
Солнце спит. Небо спит.
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало.
Вдруг повеял ветерок,
Небо тучей заволок.
Он деревья раскачал.
Дождь по крышам застучал.
Тихо дождь шуршит по крыше.
Солнце клонится все ниже.
Вот и спряталось за тучу -
Ни один не виден лучик.
- Что такое Солнце? (звезда, раскаленный шар)
- Послушайте как древние греки представляли восход и заход Солнца. ("Легенды и мифы Древней Греции")
- Как мы можем объяснить смену дня и ночи?. Теллурий (Вращение Земли вокруг своей оси).
- А почему происходит смена времен года? (движение Земли вокруг Солнца)
- 1 группа - кроссворд
- 2 группа - плакат с орбитами планет Солнечной системы - ребятам нужно подписать эти планеты и коротко рассказать о них.
- 3 группа - определите лишний объект
1. Венера, Нептун, комета
2. Юпитер, Луна, Сатурн,
3. Солнце, Уран, Меркурий
5. Комета, метеорит, Земля
6. Астероиды, Марс, Плутон
- А в это время по одному представителю от группы - составляют космический адрес .
Вселенная
Система - Солнечная
Планета - Земля
Материк - Евразия
Страна - Россия
Поселок - Шерловая Гора
Школа - №42
Электронный адрес
6. Итог урока.
- Так в чем же особенность нашей планеты? (она получает оптимально благоприятное количество тепла и света, на ней есть вода и воздух, поэтому на Земле есть жизнь) - слайд
Есть одна планеты - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят
Птиц, скликая перелетных
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
7. Рефлексия.
- Что удивило в уроке? Кто считает, что поработал на уроке хорошо? Кто не доволен своей работой, считает, что не все получилось?