Цели занятия:
- Формирование умения четко произносить и различать на слух особенности звучания звонких, глухих согласных [Д] – [Т], [Д’] – [Т’] в словах, предложениях. Практическое усвоение правильного написания слов с буквами Д, Т.
- Развитие фонематического анализа и синтеза.
- Обогащение лексического запаса у детей, используя темы «Птицы», «Профессии».
- Развитие слухового внимания, речеслуховой, зрительной памяти, словесно-логического мышления.
- Формирование мотивации к учению, активной мыслительной деятельности, самостоятельности, эмоционального настроя каждого ученика.
- Воспитание культуры речевого общения.
Оборудование:
- картинки;
- перфокарты;
- ребусы;
- трафареты букв Д, Т;
- звуковые кубы;
- магнитные полоски, обозначающие слоги;
- магнитные фишки с буквами Д, Т;
- желтые и черные карандаши.
Ход занятия
I. Психологический настрой (хоровое приветствие).
Всем-всем добрый день.
Заниматься нам не лень.
Будем трудиться – слушать и писать учиться.
II. Введение в тему занятия.
Послушайте внимательно и скажите, всё ли я правильно говорю:
- Ученик написал предложение в строчку и в конце поставил дочку.
- В чем ошибка? Какие звуки перепутались? Как правильно? Как думаете, какие будем различать звуки и буквы?
III. Сообщение темы занятия.
IV. Сравнительная характеристика звуков [Д] и [Т].
- Что общего у этих звуков? Чем они отличаются?
Докажем, что звук [Т] глухой, как темная полярная ночь. Прослушаем стихотворение и выделим повторяющийся звук. Используем звуковой куб черного цвета (картонный куб, заполненный глухо звучащими предметами), контроль рукой.
Тихо-тихо снег идет.
Белый снег, лохматый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
- Почему звук [Д] звонкий? Докажем это.
Наши пальцы превратились в капли дождя и по очереди стучат по крыше (звуковой куб желтого цвета с колокольчиком внутри).
Дождик, дождик, не дожди, (дождь стучит редко – часто, медленно – быстро)
Дождик, дождик, подожди.
Выйди, выйди, солнышко, (поочередное прикосновение каждого пальца к большому)
Золотое донышко.
V. Развитие фонематических процессов с использованием лексической темы «Птицы» (игра «Внимательные уши»).
Чтобы лучше слушать, массируем уши («шапка для размышления»).
Проверю, какие у вас внимательные уши. Возьмите в левую руку букву Т, а в правую – Д. Поднимайте буквы Д, Т, когда услышите в словах соответственно звуки [Д], [Д’], [Т], [Т’]. Запоминайте слова, которые я произнесу – будем играть в цепочку слов.
- Дрофа, трясогузка, аист, лебеди, страус, дятел.
- Как одним словом называются перечисленные мной предметы? Задайте друг другу вопросы о птицах. Повторите названия птиц.
VI. Физкультурная минутка.
Лебеди летят, крыльями машут.
Склонились над водой, качают головой.
Гордо и прямо умеют держаться.
Тихо, спокойно на воду садятся.
VII. Развитие зрительного гнозиса и графомоторных навыков.
Прилетел дятел – ничего не поймет. Какая буква спряталась? Обвести контуры букв (ученик у доски обводит указкой, остальные – рукой в воздухе).
- На какую птицу похожа строчная буква Д?
- С какой буквой не путаем букву Т?
VIII. Зашифровывание слов по картинкам (игра «Шифровальщики»).
Зашифруем слова, обозначающие профессии людей (по картинкам):
- продавец
- космонавт
- доктор
- дрессировщик
- учитель
Вспоминаем и записываем эти слова с опорой на схемы.
IX. Составление словосочетаний (игра «Паутинка»).
К словам из первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика.
холодный густая тяжелое медная младшая |
дождь ведро трава сестра труба |
X. Работа у доски ученика в качестве учителя (игра «Учитель»).
Прочитайте пары слов:
- душ – тушь
- день – тень
- доска – тоска
- плоды – плоты
- Чем различаются слова в парах?
Придумайте слова, близкие по значению к слову «тоска». Составьте предложение с каждым словом.
Оценка «учителем» своей деятельности.
XI. Работа с перфокартами с последующей взаимопроверкой.
Закончить предложение, подобрав подходящее по смыслу слово из левого столбика. Списать 1-2 предложения по выбору. Подчеркнуть букву Д желтым, букву Т – черным.
плоды – плоты |
В саду созрели вкусные … |
день – тень |
Под деревом … |
сдал – стал |
Коля … школьником. |
дочка – точка |
В конце предложение надо поставить … |
XII. Отгадывание ребусов. Составление скороговорки.
Отгадать ребус, записать скороговорку по памяти.
На дворе трава, на траве дрова.
Домашнее задание: повторять скороговорку четко, сначала медленно, затем быстрее.
XIII. Коллективное составление рассказа «Зима» по опорным словам и сюжетным картинкам.
У каждого ученика конверт со словами одного цвета. Составить предложения из слов, вставить буквы Д и Т. Прочитать предложения по порядку цветов радуги. Составить рассказ по сюжетным картинкам. Работает ученик-консультант.
красный оранжевый желтый зеленый голубой синий фиолетовый |
Наступила холодная зима. Голодно зимой птицам. Дети сделали для них кормушки. Дима и Толя лепят снеговика. Надя надела ему ведро на голову. Тузик тоже рад. Весело друзьям. |
IX. Итог занятия.
- Какие звуки и буквы учились различать? Что было трудно? Что понравилось? Что узнали нового?
Благодарю всех за работу!