Конспект открытого логопедического занятия с группой учащихся 2-го класса по теме "Анализ и синтез слов разной слоговой структуры"

Разделы: Начальная школа


Образовательная цель:

  1. Формирование у учащихся навыка фонетически правильного письма.
  2. Усвоение и дифференциация понятия звук – буква, гласный – согласный, слог, слово, предложение.
  3. Закрепление знаний о слогообразующей роли гласных.
  4. Выработка навыка послогового проговаривания при письме.
  5. Обогащение речи детей путем введения в словарь «зимних» слов.
  6. Развитие фразовой речи учащихся при ответах на вопросы и составлении предложений.

Коррекционная цель:

  1. Формирование взаимосвязи слухового восприятия и речедвигательных процессов при выделении и различении гласных звуков и уточнении их артикулирования.
  2. Развитие зрительного гнозиса на узнавание рукописных букв. Коррекции слухового и зрительного восприятия на основе упражнений по соотнесению звука и буквы.
  3. Активизация мыслительных процессов и памяти на материале работы с условно-графическими схемами, обобщающими словами и при установлении причинно-следственных связей.
  4. Развитие пальцевой моторики в речевом сопровождении.

Воспитательная цель:

  1. Воспитание мотивации к овладению навыком письма.
  2. Формирование фразовой речи в целях активизации речевого общения.
  3. Создание и поддержание эмоционального настроя в ходе всего логопедического занятия у каждого ребенка.

Ход занятия

I. Мобилизующее начало занятия.

Проговаривание хором:

Звуки чётко произносим.
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем.
Пишем их старательно.

II. Подведение к теме занятия.

Логопед: Как вы думаете, чтобы правильно писать, что нужно уметь?

Ответы детей:

  • Правильно писать буквы.
  • Четко произносить звуки.
  • Проговаривать слова по слогам.

Логопед совместно с учениками, используя плакат: Вот и сегодня будем учиться писать слова из одного, двух, трех слогов, проговаривая эти слова по слогам, четко произнося звуки.

III. Актуализация опорных знаний.

1. Дифференциация понятий согласные и гласные звуки и буквы.

Логопед: Продолжите предложения:

Громко собаки рычали … Р-Р-Р.
Тихо мухи жужжали … Ж-Ж-Ж.
Змеи в лесу шипели … Ш-Ш-Ш.
А как комары звенели? З-З-З.

- Что вы произносили? (Звуки.)

- Какие это звуки? (Согласные.)

- Как звуки обозначаются на письме? (Буквами.)

Покажите буквы тех звуков, которые сейчас произносили.

2.

Логопед: Внимательные глаза смотрят. Догадайтесь, какой звук я хочу пропеть (логопед использует немую артикуляцию): А, У, И, Ы, О.

- Какие это звуки? Почему думаете, что они гласные?

Споем песенку Колобка (следим за положением губ):

А кто пропоет песенку веселого человека (губы в положении улыбки)? И-и-и. 
А песенку злого волка (мимикой изобразить злого волка)? Ы-ы-ы. 
Заблудились мы в лесу. И поем: А-у, а-у.

3. Произнесение чистоговорок с выделением гласных звуков.

Произнесение сопровождается движениями рук.

А: Над причАлом летАют чАйки.

О: Оля и КОля огорОд полОли.

У: Ух! Ух! Ух! ЕдУ, едУ во весь дУх!

4.

Логопед: Где живут буквы, которые обозначают гласные звуки? Назовем парами жильцов красного домика. Построим свои домики из пальчиков обеих рук.

Дети совместно с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику «Соседи здороваются» с произнесением парных гласных звуков.

IV. Фомирование практических умений и навыков.

1. Блиц-массаж.

Отдохнем немножко – разотрем ладошки.
Чтобы лучше слушать, растираем уши.
Разотрем теперь и лоб, чтобы лучше думать мог.

2. Позиционный анализ и синтез слов.

Логопед: Внимательные уши слушают.

Определить первый звук в словах «аист», «ухо», «рыба».

Услышать последний звук в словах «шар», «дом», «мак».

Художник нарисовал картину. Узнаем её название, если правильно назовем:

  • первый звук в названии животного по картинке (предъявляется картинка с изображением лисы) и выставим на магнитной доске соответствующую букву;
  • второй звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением белки);
  • первый звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением собаки).

Прочитаем составленное слово. (Лес.)

Предъявляется картинка зимнего леса.

- Какое изображено время года?

Составим это слово на магнитной доске (гласные – красные). (Зима.)

- Как же называется картина? (Зимний лес.)

Задание. В словах «лес», «зима» определить количество гласных, соответственно и слогов. Повторить правило «Сколько в слове гласных, столько и слогов».

3.

Собираем в снежную шкатулку «зимние» слова из 1, 2, 3 слогов по картине «Зимние забавы».

снег   снежок   снежинки
шарф   лыжи   снеговик
ком   санки   лопата

Записать в тетрадях три слова из названных, выделяя в них гласные красным цветом, разделяя на слоги.

4. Пальчиковая гимнастика в речевом сопровождении

Тихо, тихо снег идет (шевелятся пальцы вытянутых вперед рук)
Снежинки падают на лёд (плавно двигаются вверх-вниз кисти рук)
Снежинка – раз (одним пальцем каждой руки касаемся поверхности стола)
Снежинка – два (вторым пальцем касаемся стола)
Снежинки медленно сперва (всеми пальцами «бегаем» по столу)
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом
Лепим, лепим снежный ком (ладонями имитируем лепку снежка).

5.

Логопед: Снежинки упали на слова, написанные на доске, и закрыли слоги. Нужно догадаться, какой слог спрятала снежинка, и написать его.

- Что вы записали? (Слоги.)

- Что теперь можно прочитать? (Слова.)

Определите количество гласных и слогов в каждом слове.

6. Зашифровывание слов по картинкам.

Восстановление слов по схемам.

Найти самое короткое и самое длинное слова.

Исключение «лишнего» предмета (собака) с объяснением, почему это слово не подходит к остальным.

Ответить на вопросы-ловушки:

  1. Сколько лап у двух собак?
  2. Сколько хвостов у трех псов?

V. Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы» и опорным словам.

зима

снежинки

снег

снеговик

Пришла зима.

Падают снежинки.

Снег покрыл землю.

Дети лепят снеговика.

Задание. Записать первое и второе предложение в тетради. Под гласными поставить красные точки («зажечь фонарики»).

VI. Итог.