Образовательная цель:
- Формирование у учащихся навыка фонетически правильного письма.
- Усвоение и дифференциация понятия звук – буква, гласный – согласный, слог, слово, предложение.
- Закрепление знаний о слогообразующей роли гласных.
- Выработка навыка послогового проговаривания при письме.
- Обогащение речи детей путем введения в словарь «зимних» слов.
- Развитие фразовой речи учащихся при ответах на вопросы и составлении предложений.
Коррекционная цель:
- Формирование взаимосвязи слухового восприятия и речедвигательных процессов при выделении и различении гласных звуков и уточнении их артикулирования.
- Развитие зрительного гнозиса на узнавание рукописных букв. Коррекции слухового и зрительного восприятия на основе упражнений по соотнесению звука и буквы.
- Активизация мыслительных процессов и памяти на материале работы с условно-графическими схемами, обобщающими словами и при установлении причинно-следственных связей.
- Развитие пальцевой моторики в речевом сопровождении.
Воспитательная цель:
- Воспитание мотивации к овладению навыком письма.
- Формирование фразовой речи в целях активизации речевого общения.
- Создание и поддержание эмоционального настроя в ходе всего логопедического занятия у каждого ребенка.
Ход занятия
I. Мобилизующее начало занятия.
Проговаривание хором:
Звуки чётко произносим.
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем.
Пишем их старательно.
II. Подведение к теме занятия.
Логопед: Как вы думаете, чтобы правильно писать, что нужно уметь?
Ответы детей:
- Правильно писать буквы.
- Четко произносить звуки.
- Проговаривать слова по слогам.
Логопед совместно с учениками, используя плакат: Вот и сегодня будем учиться писать слова из одного, двух, трех слогов, проговаривая эти слова по слогам, четко произнося звуки.
III. Актуализация опорных знаний.
1. Дифференциация понятий согласные и гласные звуки и буквы.
Логопед: Продолжите предложения:
Громко собаки рычали … Р-Р-Р.
Тихо мухи жужжали … Ж-Ж-Ж.
Змеи в лесу шипели … Ш-Ш-Ш.
А как комары звенели? З-З-З.
- Что вы произносили? (Звуки.)
- Какие это звуки? (Согласные.)
- Как звуки обозначаются на письме? (Буквами.)
Покажите буквы тех звуков, которые сейчас произносили.
2.
Логопед: Внимательные глаза смотрят. Догадайтесь, какой звук я хочу пропеть (логопед использует немую артикуляцию): А, У, И, Ы, О.
- Какие это звуки? Почему думаете, что они гласные?
Споем песенку Колобка (следим за положением губ):
А кто пропоет песенку веселого человека (губы в положении
улыбки)? И-и-и.
А песенку злого волка (мимикой изобразить злого волка)? Ы-ы-ы.
Заблудились мы в лесу. И поем: А-у, а-у.
3. Произнесение чистоговорок с выделением гласных звуков.
Произнесение сопровождается движениями рук.
А: Над причАлом летАют чАйки.
О: Оля и КОля огорОд полОли.
У: Ух! Ух! Ух! ЕдУ, едУ во весь дУх!
4.
Логопед: Где живут буквы, которые обозначают гласные звуки? Назовем парами жильцов красного домика. Построим свои домики из пальчиков обеих рук.
Дети совместно с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику «Соседи здороваются» с произнесением парных гласных звуков.
IV. Фомирование практических умений и навыков.
1. Блиц-массаж.
Отдохнем немножко – разотрем ладошки.
Чтобы лучше слушать, растираем уши.
Разотрем теперь и лоб, чтобы лучше думать мог.
2. Позиционный анализ и синтез слов.
Логопед: Внимательные уши слушают.
Определить первый звук в словах «аист», «ухо», «рыба».
Услышать последний звук в словах «шар», «дом», «мак».
Художник нарисовал картину. Узнаем её название, если правильно назовем:
- первый звук в названии животного по картинке (предъявляется картинка с изображением лисы) и выставим на магнитной доске соответствующую букву;
- второй звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением белки);
- первый звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением собаки).
Прочитаем составленное слово. (Лес.)
Предъявляется картинка зимнего леса.
- Какое изображено время года?
Составим это слово на магнитной доске (гласные – красные). (Зима.)
- Как же называется картина? (Зимний лес.)
Задание. В словах «лес», «зима» определить количество гласных, соответственно и слогов. Повторить правило «Сколько в слове гласных, столько и слогов».
3.
Собираем в снежную шкатулку «зимние» слова из 1, 2, 3 слогов по картине «Зимние забавы».
снег | снежок | снежинки | ||
шарф | лыжи | снеговик | ||
ком | санки | лопата |
Записать в тетрадях три слова из названных, выделяя в них гласные красным цветом, разделяя на слоги.
4. Пальчиковая гимнастика в речевом сопровождении
Тихо, тихо снег идет (шевелятся пальцы вытянутых вперед рук)
Снежинки падают на лёд (плавно двигаются вверх-вниз кисти рук)
Снежинка – раз (одним пальцем каждой руки касаемся поверхности стола)
Снежинка – два (вторым пальцем касаемся стола)
Снежинки медленно сперва (всеми пальцами «бегаем» по столу)
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом
Лепим, лепим снежный ком (ладонями имитируем лепку снежка).
5.
Логопед: Снежинки упали на слова, написанные на доске, и закрыли слоги. Нужно догадаться, какой слог спрятала снежинка, и написать его.
- Что вы записали? (Слоги.)
- Что теперь можно прочитать? (Слова.)
Определите количество гласных и слогов в каждом слове.
6. Зашифровывание слов по картинкам.
Восстановление слов по схемам.
Найти самое короткое и самое длинное слова.
Исключение «лишнего» предмета (собака) с объяснением, почему это слово не подходит к остальным.
Ответить на вопросы-ловушки:
- Сколько лап у двух собак?
- Сколько хвостов у трех псов?
V. Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы» и опорным словам.
зима снежинки снег снеговик |
Пришла зима. Падают снежинки. Снег покрыл землю. Дети лепят снеговика. |
Задание. Записать первое и второе предложение в тетради. Под гласными поставить красные точки («зажечь фонарики»).