Цели урока:
- ознакомление с понятием "род имени существительного", с приёмами определения рода через интеграцию с предметом "Окружающий мир", построение проблемных диалогов;
- формирование умения различать и определять род имени существительного.
- развитие умения видеть проблемную ситуацию и успешно ее решать;
- развитие умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, обобщать, доказывать, делать выводы;
- обогащение словарного запаса учащихся.
Воспитание:
- коммуникативных навыков (деликатности, вежливости, дисциплинированности, взаимопомощи при работе в группах);
- ответственности за принятое решение;
- эстетического восприятия окружающего мира.
Ход урока
1. Орг. момент.
Язык правдивый и свободный,
И величав он и могуч.
К нам перешёл он по наследью,
Для нас дороже он всего,
Мы заменять чужою медью
Не смеем золото его.
Как стража драгоценной чаши,
Должны мы дар веков сберечь
И новым блеском жизни нашей
Обогатить родную речь!
(С.Н.Сергеев-Ценский отрывок из стихотворения "Наш язык")
2. Вступительное слово учителя.
-Сегодня у нас необычный урок. Мы попытаемся окунуться в глубь веков, связать историю с современным русским языком, а также продолжим изучать имя существительное. Тему урока определим чуть позже, а сейчас я посмотрю, какие вы внимательные.
3. Минутка чистописания.
- Посмотрите на группы букв и найдите в каждой из них лишнюю букву. Обоснуйте свой ответ. (Работа в парах).
г о с т з (о - обозначает гласный звук, остальные- согласные)
п б р з с к г (р- обозначает звонкий непарный согласный звук, остальные- парные согл-е)
л м н д р (д- обозначает парный согласный звук, остальные- непарные согласные)
-А теперь, используя эти буквы, проведём минутку чистописания.
ро, ор, до, од, рд, др.
4. Подготовка к восприятию нового материала.
- Посмотрите на выделенные нами буквы, какое слово можно составить из них?
РОД
-Прочитайте это слово и вдумайтесь в его смысл. Что оно обозначает? (Мнения детей).
-Это слово имеет несколько значений. Давайте обратимся к словарям.
Род - основная общественная организация первобытно-общинного строя, объединённая кровным родством или по-другому объединение родственных семей (н-р, жить родами, многочисленный род, старейшина рода).
Род - ряд поколений, происходящих от одного предка (н-р, старинный дворянский род, из рода в род).
Род - разновидность чего-то, обладающая какими-нибудь свойствами, качествами (н-р, род войск, род оружия).
Род - грамматическое значение имён существительных, прилагательных, некоторых форм глагола, выражаемая с помощью системы окончаний.
(Ожегов С. И. "Словарь русского языка";
В.В.Репкин "Учебный словарь русского языка").
5. Актуализация знаний.
-На уроках окружающего мира и уроках "Хакасия, край родной" мы знакомились с такими понятиями как "государство, союз племён, племена, старейшине рода, род, люди".
(Работа в группах).
-У вас на столах лежат конверты.
-Возьмите из конверта №1 данные понятия и расположите их по степени развития общества.
Государство
Союз племён
Племя
Старейшина рода
Род
Люди
- По такому пути шло развитие общества. Оно состоит из людей. Люди являются носителями языка своего народа Развитие общества связано с развитием языка. По версии ученых, сначала все люди говорили на одном языке, но по мере увеличения численности людей, язык стал делиться на разные языки. Мы с вами говорим на русском языке и на уроках изучаем его законы. Давайте сравним, как развивались общество и язык.
Государство Союз племён Племена Племя Род Человек |
Грамматика Фонетика, орфография, орфоэпия, лексика, фразеология, морфемика, синтаксис и пунктуация, морфология Части речи Имя существительное Глагол Имя прилагательное Имя числительное Наречие Местоимение Предлог Союз Частица Междометие Имена существительные отвечают на вопросы КТО? ЧТО? одушевленные неодушевленные обозначают предметы, явления природы, состояния человека, события собственные нарицательные Род Слова |
6. Определение темы и целей урока.
-Посмотрите на таблицу. Мы уже много знаем об имени существительном. Какое новое понятие вы увидели в таблице? Назовите тему сегодняшнего урока. (Род имени существительного)
-Правильно. Тема сегодняшнего урока "Род имени существительного". Мы с вами постараемся раскрыть некоторые секреты имени существительного: узнаем названия родов им. сущ.; поучимся их определять. Так как нам предстоит выполнить большой объём работы, я предлагаю отдохнуть.
7. Физминутка.
В старом дереве дупло - это домик буквы О.
(Круговые движения руками).
Рядом с нею на суку примостилась буква У.
(Садятся на корточки).
В гости к ним издалека прибежала буква А.
(Бег на месте).
Прилетела буква Я на спине у воробья.
(Машут руками).
Буквы стали веселиться, и смеяться, и кружиться,
То попрыгают немножко, то похлопают в ладошки,
То присядут, отдохнут, то опять плясать начнут.
8. Работа по теме урока.
- Послушайте загадку, отгадайте её.
Утром-
Так заведено-
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар-птицей:
А стемнеет - ОН придёт:
Тоненький, смущённый, -
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл - плывёт ОНА
В пелене тумана, круглолица и грустна,
Будто Несмеяна:
Кто же ОН, ОНО, ОНА?
(Месяц, солнце и луна!)
- ОН, ОНО, ОНА - к какой части речи относятся эти слова? (Местоимения).
-Эти местоимения и будут нашими помощниками сегодня на уроке.
(Работа в группах).
-Сейчас возьмите из конверта №2карточки со словами. Используя наших помощников, разбейте слова на группы. Назовите слова, которые вы подобрали к местоимениям ОН, ОНА, ОНО.
Мама, дочка, папа, сын, бабушка, дедушка, тётя, дядя, пальто, растение, зеркало, животное.
(Слова записываются в таблицу)
он | она | оно |
папа, сын, дедушка, дядя | мама, дочка, бабушка, тётя | растение, пальто, зеркало, животное |
-У нас получилось три группы родов. Как можно их назвать? Вернёмся к обществу людей. Человеческое общество можно разделить на две группы по половому признаку.
Прочитайте первые три слова в 1 и 2 столбиках.
- Что объединяет этих людей? (Это члены одной семьи).
-А теперь добавьте слова " тётя", " дядя", кем они будут являться членам этой семьи? (Родственниками).
-Родственники- члены одного рода.
- Эти слова представляют женскую и мужскую половины, поэтому все слова, к которым можно подставить местоимение ОН - мужского рода.
- а как вы думаете, слова, к которым можно подставить местоимение ОНО- какого рода? (ж.р.)
- Но мы разделили слова на три группы. К какому роду можно отнести слова третьей группы? (Третью группу слов я поставлю между словами ж.р. и м.р. посередине.)
- Эти слова относятся к группе слов среднего рода.
- Какое местоимение нам помогает определить слова среднего рода? (ОНО).
Работа по учебнику.
-Откройте учебник на стр. 127. Прочитайте правило. Какие ещё местоимения помогают в определении рода имени сущ.?
м. р. | ж. р. | с.р. | |
он, мой, этот | она, моя, эта | оно, моё, это |
(Работа в группах).
-Сейчас возьмите конверт №3. Достаньте ещё карточки. Прочтите их. В первом столбике даны слова, во втором - их значение. Но значения слов и сами слова перепутаны. Соедините слова с их значениями стрелочками.
задира, забияка | плачущий по любому поводу |
левша | неловкий, рассеянный человек |
плакса, рёва | тот, кто владеет левой рукой лучше, чем правой |
растяпа | драчун, зачинщик драк и ссор |
-Прочитайте слова первого столбика и подумайте, к какому роду их можно отнести?
-Подставьте слова- помощники, попробуйте определить род.
-Я вам открою ещё один секрет: в русском языке есть слова, которые относятся и к м.р., и к ж.р.
Вывод. Это слова общего рода.
м. р. | ж. р. | с.р. | общий род |
он, мой, этот | она, моя, эта | оно, моё, это |
(Работа в группах).
-Возьмите конверт №4.
-Вам предлагается ещё одна группа слов. Прочитайте их и скажите, что в них общего.
Яблоки, гуси, сугробы, чашки, реки, зеркала, ножницы, щипцы.
(Существительные множественного числа).
-Каким местоимением можно их заменить? (ОНИ).
- Определите род этих существительных. (Нельзя определить).
-А что нужно сделать, чтобы определить род? (Поставить в единственное число). Поставьте слова в ед. ч., запишите их в тетрадь и определите род.
- Какие слова у вас остались? Почему в них нельзя определить род? (Они употребляются в речи только во мн. ч.).
-Сделайте вывод.
Вывод: Чтобы определить род имени существительного во мн.ч, слова нужно поставить в ед. ч., а у тех слов, которые употребляются только во мн. ч., род не определяется.
В таблице появляется такая запись:
м. р. | ж. р. | с.р. | общий род |
он, мой, этот | она, моя, эта | оно, моё, это |
единственное число множественное число
-Выполните упражнение №238. Выпишите из него:
1-я группа - слова м.р.;
2-я группа - слова ж р.;
3-я группа - слова с.р.
Дома вы сделаете упр. №237:
9. Итог урока:
- Вы сегодня хорошо поработали. Давайте вспомним, какие секреты имени существительного мы открыли на уроке.
10. Рефлексия.
- А теперь откройте конверты № 5, достаньте карточки. На карточках изображены солнышки. Если вам на уроке было всё понятно - нарисуйте у солнышка улыбку, а если осталось что-то непонятно, возникли вопросы, вместо улыбки нарисуйте вопросительный знак.