Цели урока:
Обучающие |
Развивающие |
Воспитательные |
1) Познакомить учащихся с понятием
электрического взаимодействия и электрической
силы. 2) Сформировать понятие наэлектризованного тела (заряженного) и познакомить со способами сообщения телу заряда. 3) Показать, что наэлектризованные тела действуют на твердые, жидкие и газообразные тела. 4) Показать, что в процессе трения электризуются оба тела. 5) Познакомить учащихся с тем, что электрическое взаимодействие проявляется как в притяжении, так и в отталкивании тел. 6) Познакомить учащихся с существованием 2-х видов заряда и их взаимодействии. |
1) Развивать у учеников способность
наблюдать. 2) Развивать умение планировать эксперимент с целью получения ответа на поставленный вопрос, анализировать диалектико-материалистический характер процесса познания: практика-критерий истины. 3) Приобщить к методу научного исследования: выделение проблемы, выдвижение гипотезы, планирование эксперимента, получение вывода. |
1) Развивать познавательный интерес,
любознательность. 2) Развивать активность. 3) Развивать самостоятельность. 4) Формирование личностного отношения к миру и месту человека в нём. |
Ход урока
Слайд 1.
Мудрость - это совокупность истин,
добытых умом, наблюдением и
опытом и приложимых к жизни,
- это гармония идеи с жизнью.
И. А. Гончаров.
Актуализация темы.
Мы живем в мире электрических взаимодействий, сталкиваясь с ними в природе, практической деятельности. Примерами электрических взаимодействий в природе являются: молния, огни святого Эльма (демонстрация искрового и коронного разрядов). Непонимание природы электрических явлений порождало у людей страх, суеверия. С развитием науки люди смогли объяснить явления, научиться защищаться от них, и заставить работать на пользу людям. Теперь мы не мыслим свою жизнь без электричества. Приборы от электрической лампочки до компьютера работают за счет электрических явлений. Человек должен иметь элементарные представления о природе электрических явлений хотя бы для того, чтобы не ссориться с ними.
Актуализация знаний.
Что называется взаимодействием? (действие одного тела на другое, в результате которого тела изменяют скорость).
Что называется силой? (сила - количественная мера взаимодействия).
Что такое гравитационная сила? ( сила, с которой притягиваются тела вследствие того, что обладают массой ).
Постановка проблемы.
Слайд 2.
Учитель. Проведём опыт: потрём пластмассовую ручку или расчёску о шерсть и поднесём к кусочкам бумаги. Они притянулись. Какой вид взаимодействия вы наблюдаете? Может ли это быть гравитационное взаимодействие?
Выдвижение гипотезы:
1. Взаимодействующие тела имеют массы и могут вступать в гравитационные взаимодействия.
На столах приборы: магнит, гвоздики, кусочки оргстекла, кусочки бумаги. При помощи опытов проверьте справедливость вашей гипотезы. ( поднести незаряженную палочку к кусочкам бумаги, взаимодействия нет ). Вывод: данное взаимодействие не является гравитационным.
2. Взаимодействие не может быть магнитным?
Проверка гипотезы опытами ( поднести магнит к гвоздям и наблюдать магнитное взаимодействие, при поднесении магнита к бумаге его не наблюдаем). Вывод: это взаимодействие не является магнитным.
Учитель: вы открыли новый вид взаимодействия - электрическое взаимодействие, а сила, с которой палочка, потёртая о ткань действовала на листки бумаги, называется электрической силой.
Введение определений.
Слайд 3.
Про тела, способные к электрическим взаимодействиям говорят, что они наэлектризованы. Или им сообщён электрический заряд.
Учитель: Слайд 4. обратите внимание, наэлектризовать тело можно трением (соприкосновением), а также при контакте заряженного тела с незаряженным.
Постановка проблемной задачи категории "ситуация неопределённости".
Слайд 5.
Мы видели, что к наэлектризованным телам могут притягиваться лёгкие тела.
Как вы думаете, могут ли твёрдые тела большой массы (например, деревянная линейка) притягиваться к наэлектризованным телам?
Выдвигают гипотезу, что да. Как проверить? Предлагают поднести заряженную палочку к линейке. Она неподвижна. Делают вывод, что - нет.
Учитель: а всё ли мы учли в нашем эксперименте? Что могло помешать линейке устремиться навстречу заряженной палочке? Предположение учащихся: сила трения покоя. Учитель: как её можно свести к минимуму? Ученики: подвесить линейку или поставить на круглодонную колбу, перевёрнутую вверх дном. Проводят эксперимент, и делают вывод, что твёрдые тяжёлые тела притягиваются к наэлектризованным телам.
Поисковое задание.
Слайд 6, 7.
Могут ли жидкости притягиваться к наэлектризованным телам? Как проверить? (поднести заряженную палочку к струе жидкости). Вывод:
Жидкости притягиваются к заряженным телам. (Факт, что газы тоже обладают способностью притягиваться к наэлектризованным телам).
Учитель: только лишь оргстекло может наэлектризовываться? Может эту способность имеют и другие твёрдые тела? Как это проверить? (Учащиеся предлагают способ проверки: надо потереть эти тела о ткань и поднести их к кусочкам бумаги).
Вывод: способностью электризоваться обладают многие тела.
Учитель: в результате трения заряжается одно из тел (палочка). А что происходит со вторым телом?
(Учащиеся предлагают способ проверки: поднести второе тело к кусочкам бумаги или наэлектризовать латунную трубку при трении о резину и поднести резину кусочкам бумаги).
Вывод: при трении электризуются два тела.
Выводы учащихся (запись в тетрадях). Слайд 3, 4.
Тела, которые действуют на окружающие предметы электрической силой, называют наэлектризованными, или заряженными.
Наэлектризовать тело можно трением (соприкосновением) или контактом заряженного тела с незаряженным.
При трении электризуются 2 тела.
Слайд 8.
Учитель: А как будут взаимодействовать между собой тела, заряженные:
- оба от стеклянной палочки,
- оба от эбонитовой палочки,
- одно от стеклянной палочки, другое от эбонитовой.
Проведём эксперимент. Объясняет устройство электростатического маятника и показывает способ его заряда (контакт гильзы маятника с заряженной палочкой).
Заряжаем гильзы от стеклянной палочки и сближаем их. Наблюдаем отталкивание.
Заряжаем гильзы от эбонитовой палочки и сближаем их. Наблюдаем отталкивание.
Заряжаем одну гильзу от эбонитовой палочки, другую от стеклянной. Наблюдаем притяжение.
Учитель: Как объяснить такую разницу во взаимодействии? Выслушать мнение учащихся и дать верный ответ. Стекло и эбонит при трении о ткань электризуются различно (получают разные заряды). Принято считать, что стекло при трении о шёлк приобретает + заряд, а эбонит при трении о шерсть приобретает - заряд.
В первом опыте гильзы, получив + заряды оттолкнулись.
Во втором опыте гильзы, получив - заряды оттолкнулись.
В третьем опыте гильзы, получив + и - заряды притянулись.
Вывод: одноимённые заряды отталкиваются, а разноимённо заряженные тела притягиваются.
Слайды 9, 10, 11.
Закрепление материала.
В зависимости от оставшегося времени провести фронтальный опрос по определениями тестам.
Домашнее задание.
25, 26 учебника, ответить на вопросы.
Работа по вариантам:
1 вариант - приготовить сообщения об истории открытия электричества,
2 вариант - работа над творческим проектом по теме "Электростатика".