В декабре 2006 года Россошанскому педагогическому колледжу исполнилось - 80. За эти годы удалось накопить много замечательных традиций, направленных на заботу о человеке. Большинство из них продолжает жить и сегодня, а о некоторых можно узнать только из материалов музея, как, например, о работе с трудными детьми макаренковского отряда, созданного в 1975-76 учебном году на базе 3 "Г" группы, одной из лучших в училище. Командиром первого отряда была учащаяся этой группы Лемешаева Г.В., в которой сочетались глубокий ум, доброе сердце и организаторские способности.
Более 10 лет отряд оказывал помощь семье и школе в воспитании детей, активно сотрудничая с инспекцией по делам несовершеннолетних. Будущие учителя спешили на помощь детям, согревая их теплом своей души, устраивали для них праздники именинников, включали в разнообразную общественно полезную деятельность. К сожалению, 1986-87 учебный год стал последним в жизни отряда. Интерес к опыту работы с трудновоспитуемыми не случаен: с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Не может не беспокоить ситуация подростковой преступности в г. Россоши. По данным ГРОВД, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в 2004 - 85, в 2005 - 61, в 2006 - 43, в 2007 - 89. По данным органов опеки и попечительства г. Россоши в 2004 г. родительских прав лишены 23 человека, в 2005 - 27, в 2006 - 28, в 2007 - 30 родителей. Растет число детей, состоящих на школьном учете. Необходимость проекта вызвана и пожеланием студентов-выпускников по итогам преддипломной практики: "больше внимания уделять теоретической и практической подготовке к работе с трудными подростками и их родителями". Актуальность проблемы подтверждает Концепция модернизации российского образования до 2010 года, предусматривающая обеспечение детей с проблемами асоциального характера и обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением.
Создание отряда для работы с трудными детьми мы рассматриваем как реальную помощь родителям. Проект "Спасательный круг" - конкретный вклад студентов Россошанского педагогического колледжа в выполнение мероприятий, посвященных Году семьи в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2007 г. за № 761.
Цель проекта: возрождение традиции - создание отряда для работы с трудными детьми младшего школьного и подросткового возраста, оказания им психолого-педагогической помощи, обеспечения условий для позитивных изменений в ценностных ориентациях, поведении детей.
Задачи:
- Активизация деятельности студентов. Будущий педагог - это не только предметник, это друг, способный понять ученика, это наставник, способный помочь ему в решении проблем, это личность, желающая и способная действовать на благо окружающим.
- Расширение и углубление психолого-педагогических знаний о воспитании "трудных" детей.
- Раскрытие педагогических способностей и развитие интереса к педагогической деятельности и профессиональному самовоспитанию и самообразованию.
- Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
Ожидаемые результаты:
- Активно действующий отряд в соответствии с целью и планом работы.
- Позитивные изменения в ценностных ориентациях, поведении детей, учебных достижениях, позволяющие снять ученика со школьного учета.
- Эмоциональная удовлетворенность большинства детей и родителей общением со студентами.
- Эмоциональная удовлетворенность студентов общением с детьми.
- Повышение уровня психологической и методической готовности к работе с трудными детьми, более устойчивый интерес к педагогической профессии.
Этапы разработки и реализации проекта
I этап. Подготовительный - 2006-2007 учебный год.
Цель: психологическая и теоретическая подготовка к работе с трудными детьми, выявление и оценка реальных возможностей для реализации проекта.
В связи с этим 4 темы выпускных квалификационных работ были посвящены различным аспектам организации работы с трудными детьми: "Взаимодействие трудных детей с родителями" (Башкатова Е.А. рук. Козютенко Т.Б.); "Работа с детьми, имеющими отклонения в поведении" (Долбня Т.В.), "Отклоняющееся поведение младших школьников" (Пащенко Г.В.); "Трудные дети и особенности работы с ними" (Фидрик А.А., рук. Попова Т.И.)
Инициативная группа организовала социологический опрос студентов для выявления отношения студентов колледжа к идее возрождения традиции - созданию педагогического отряда. Было опрошено 300 человек, их них более 90 % студентов колледжа одобрили инициативу. Остальные выразили сомнение, считая проект нереальным. Критические замечания позволили обратить внимание на риски: беспомощность в работе с трудными подростками и их родителями будет способствовать снижению интереса к профессии, общение с подростками, состоящими на учете в милиции, небезопасно для жизни и здоровья, без достаточной теоретической подготовки и опыта можно принести вред ребенку, трудно совмещать учебу в колледже с такой сложной работой с детьми в школе и по месту жительства. Чтобы до минимума свести риски, провели круглый стол с участием инспектора детской комнаты милиции, заместителя директора по воспитательной работе колледжа Ждановой Г.А., социального педагога Бондаренко Е.Н., преподавателя учебной дисциплины "Коррекционная педагогика" Козютенко Т.Б., заместителя директора по воспитательной работе МОУ СОШ № 2 Растроса Т.Ю. Дискуссия позволила прийти к выводу о том, что надо обратить внимание на детей, состоящих на школьном учете, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, у которых еще не сложились отрицательные устойчивые привычки поведения, а следовательно, их ценностные ориентации легче корректировать, некоторым надо своевременно помочь решить проблемы общения со сверстниками, учителями, преодолеть затруднения в обучении.
Решено было комплектовать отряд из студентов III-V курсов, изучающих психологию и педагогику. Для осуществления педагогического руководства отрядом было необходимо организовать работу факультатива (1 час в неделю). Оценивая реальные возможности, студенты отметили профессионализм преподавателей колледжа, хорошую информационную базу (библиотека колледжа, музей, Интернет). Для организации досуговой деятельности детей предусмотрено сотрудничество с учреждениями дополнительного образования: Домом детей и юношества, Станцией юных техников, Станцией юных натуралистов, Домом художественных ремесел.
На I этапе были определены цели, задачи, спрогнозированы ожидаемые результаты, выработаны критерии оценки эффективности работы отряда. С учетом сложности проекта, предполагаемой оценки его результативности, был определен срок реализации проекта - 3 года. Мониторинг процесса, промежуточных и итоговых результатов проводится в соответствии с целью проекта, прогнозируемыми изменениями в ценностных ориентациях, поведении, учебных достижениях детей. Для этого используются различные диагностические методы: наблюдения, анкетирования студентов, родителей, анализ педагогических дневников, тестирование. При оценке результативности работы отряда учитывается количественный показатель - число детей, снятых со школьного учета. Важно обратить внимание, прежде всего на качественные показатели, эмоциональную удовлетворенность взаимодействием детей, студентов, родителей; позитивные изменения в личностном развитии ребенка. Промежуточные итоги подводятся на заседании студсовета, творческий отчет о работе представляется на празднике "День колледжа".
II этап. Возрождение традиции - создание педагогического отряда для работы с трудными детьми (сентябрь - ноябрь 2007 г.).
На заседании студсовета 26 сентября 2007 года было принято решение о создании отряда. Реклама "Твоя помощь нужна детям" помогла в комплектовании отряда. В ноябре было проведено организационное заседание отряда, на котором разработан проект "Положение о педагогическом отряде для оказания помощи трудным детям".
Договор с администрацией МОУ СОШ № 2 г. Россоши о сотрудничестве в воспитании трудных детей заключен 15 ноября 2007 года.
17 ноября 2007 года было организовано коллективное планирование деятельности педагогического отряда на 2007-2008 учебный год.
III этап. Начало реализации проекта (ноябрь 2007 г. - май 2008 г.)
С 20 ноября 2007 года отряд начал работу с детьми в школе и по месту жительства.
Направления деятельности:
Организация исследовательской деятельности.
В 2007-2008 учебном году 2 выпускных квалификационных работы по психологии, одна по педагогике стали логическим продолжением исследования, начатого на подготовительном этапе, исследования трудновоспитуемости подростков, начатого на подготовительном, о чем свидетельствует выписка из приказа №399.
Организация теоретических и практических занятий со студентами педагогического отряда в соответствии с планом.
Помощь трудным детям:
- в преодолении затруднений в учебе;
- в решении личных проблем с использованием технологии педагогической поддержки;
- в выборе правильного направления в общении со сверстниками;
- в обучении способам этической защиты;
- привлечение их к общественно-полезной деятельности.
Кроме того, определили круг классных часов с тематикой:
- "Курить - здоровью вредить".
- Ситуативный практикум "Как бросить курить".
- Мини-беседа "Я и компания".
- Мини-беседа "Подростковые группировки и проблема наркомании".
- Организация досуговой деятельности детей: праздники, экскурсии, операций "Радость детям", игр-путешествий.
Работа с родителями:
- индивидуальные беседы;
- родительские собрания.
Деятельность отряда организуется в соответствии с планом работы.
За 4 месяца работы удалось сплотить отряд. Анкетирование, наблюдение, анализ педагогических результатов позволяет судить, что большинство студентов работают с интересом, проявляют расположенность к детям, наблюдательность, умение управлять собой, рефлексивные умения. Студенты помогли некоторым детям преодолеть отставание в учебе, включиться в деятельность по интересам в учреждениях дополнительного образования. Радует тот факт, что для некоторых студентов профессия учителя стала более эмоционально привлекательной.
На IV этапе продолжается работа по всем направлениям, увеличен численный состав отряда. На заключительном этапе предстоит провести глубокий анализ деятельности отряда, разработать более четкие критерии и показатели оценки эффективности работы отряда.
План подготовки и реализации проекта
№ п/п | мероприятия | Сроки реализации | ответственный |
1. | Заседание студсовета "О возрождении традиции создании педагогического отряда" | 26.09.07 | студсовет |
2. | Реклама "Твоя помощь нужна детям" | сентябрь | Бондаренко Е.Н. |
3. | Комплектование отряда | Октябрь 2007 год | Бондаренко Е.Н. |
4. | Организационное заседание. Разработка проекта "Положение о макаренковском отряде" |
7.11.07 | Бондаренко Е.Н. |
5. | Утверждение "Положения о педагогическом отряде по работе с "трудными" детьми" | 10.11.07 | Рыбас В.И. |
6. | Заключение договора с администрацией МОУСОШ №2 г. Россошь о сотрудничестве в воспитании трудных детей | 15.11.07 | Рыбас В.И. Сушкова О.В. |
7. | Коллективное планирование деятельности педагогического отряда | 17.11.07 | Бондаренко Е.Н. Члены отряда |
8. | Знакомство с детьми. Индивидуальная работа | С 20.11.07 1-2 раза в неделю | Бондаренко Е.Н. Растроса Т.Ю. |
9. | Акция "Шаг на встречу" | ноябрь | студсовет |
10. | Подготовка театрализованного представления, выступление в реабилитационном центре | 26.12.07 | Бондаренко Е.Н. |
11. | Новогодние праздники "Радость детям" | 26-29.12.07 | Пащенко Г.В. |
12. | Проведение родительских собраний с
тематикой: Как понимать и слушать ребёнка Трудные дети или родители? Детская агрессия, её причины Как уберечь детей от беды? Родители о правах детей, правах и обязанностях родителей |
26.01.-25.02 В период преддипломной практики. |
Студенты выпускных групп |
13. | Проведение классных часов по пропаганде здорового образа жизни | 1.03.08 | Классные руководители |
14. | Заседание отряда | 1 раз в месяц по плану | Шестакова О. |
15. | Акция "Чистый город" (для подростков) | апрель | Члены отряда |
16. | Встреча с инспектором по охране прав ребёнка Иосифовой В.Е. | 17.03.08 | ПЦК педагогики и психологии Посвежинная Е.В. |
17. | Круглый стол с участием инспектора по делам несовершеннолетних: "Трудные дети: какая помощь им нужна?" | 5.04.08 | Бондаренко Е.Н. |
18. | Заседание студсовета "Отчёт о работе отряда" | 3.05.08 | Бондаренко Е.Н. Шестакова О. |
19. | Творческий отчёт о работе отряда на празднике "День колледжа" | 16.05.08 | Бондаренко Е.Н. Шестакова О. |