Виды сил. Систематизация знаний (7-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 7


Цель урока: систематизировать и обобщить знания по теме Виды сил»; совершенствовать умения решать задачи.

Задачи:

1. Образовательные:

  • заполнить систематизирующую таблицу по видам сил, используя групповой способ работы (название силы, обозначение, характер взаимодействия, зависимость от скорости, точка приложения, направление, рисунок, формула, единица измерения, прибор для измерения);
  • продолжить обучение учащихся решать графические и аналитические задачи, используя формулы;
  • вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс.

2. Воспитательные:

  • продолжить формирование познавательного интереса учащихся;
  • продолжить формирование стремления к глубокому усвоения теоретических знаний через решение задач;
  • воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников; воспитание личной ответственности за выполнение коллективной работы.

3. Развивающие:

  • формировать умение и способностей самостоятельно работать с литературой;
  • для развития мышления учащихся продолжить отработку умственных операций анализа, сравнения и синтеза;
  • научить применять полученные знания в нестандартных ситуациях для решения графических и аналитических задач;
  • продолжить формирование умения рационально решать сложные задачи.
  • расширение кругозора, повышение эрудиции.

Место урока в разделе «Взаимодействие тел»: урок проводился в 7 классе после изучения темы «Виды сил».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Заполнение обобщающей таблицы.

(Таблица заполняется детьми. Класс разбивается на группы по 3-4 человека. Каждой группе дается определенный вид силы. Учащиеся работая группой подбирают материал, затем предоставляют классу. Класс вносит данные в свои таблицы – в тетрадь).

Название силы

Обозначение

Характер взаимодействия

Зависимость от скорости

Рисунок (точка приложения, направление)

Формула

Fтяж

На расстоянии и при соприкосновении

Не зависит

Рисунок 1

Fтяж = mg

Р

При соприкосновении

Не зависит

Рисунок 2

Р = mg

Fупр

При соприкосновении

Не зависит

Рисунок 3

Fупр = kx

Fтр

При соприкосновении

Зависит

Рисунок 4

Fтр = µN

3. Экспериментальные задачи.

Класс разбивается на группы по 2 – 4 человека, на решение задачи отводится не более 10 минут. Каждой группе дается одно задание.

  1. С помощью динамометра и масштабной линейки определите удлинение данного резинового шнура под действием силы 1, 2, 3, 4 Н. Сделайте вывод.
  2. Имеются флакон (пузырек), вода и динамометр. Определите объем этого флакона.
  3. С помощью динамометра измерьте силу трения при движении данного бруска по столу. Изобразите силы графически.

4. Качественные задачи.

Задачи решаются фронтально.

  1. Если плотно прижать ружье к плечу, то скорость движения ружья при отдаче уменьшиться. Почему?
  2. Что легче: сдвинуть с места тело или продолжать двигать его по горизонтальной поверхности? Почему?
  3. Куда лучше положить тяжелый груз, если его перевозит машина с прицепом?
  4. Почему при шлифовке соприкасающихся деталей сила трения сначала уменьшается, а затем опять увеличивается?
  5. Объясните пословицу «Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой».
  6. В какой известной с детства сказке говориться о сложении сил, действующих по одной прямой? (Сказка про Репку).

5. Расчетные задачи. (см. Приложение 2)

Задачи решаются в парах и затем взаимно проверяются.

  1. Масса чугунного столба 200 кг. Вычислите силу тяжести, действующую на столб. Изобразите графически силу тяжести и вес столба (масштаб 1000 Н : 1 см).
  2. Измерьте с помощью масштаба силу, действующую на шар (рисунок 5).

Рисунок 5

  1. Три силы направлены по одной прямой: влево 16 Н и 2 Н, вправо 20 Н. Найдите модуль равнодействующей этих сил и ее направление.
  2. Какая максимальная сила возникает при столкновении двух вагонов, если буферные пружины сжались на 4 см? Жесткость пружин 8000 Н/м.
  3. определите жесткость пружины динамометра, если под действием силы 80 Н она удлинилась на 5 см.
  4. Хоккеист массой 65 кг равномерно движется по льду на коньках. Коэффициент трения 0,02. Определите силу трения коньков о лед.
  5. При равномерном движении по столу деревянной дощечки с гирей массой 2 кг динамометр показывает силу 9 Н. Определите коэффициент трения дощечки по столу.

6. Итог урока.

Каждому ученику выставляется оценка за урок.

7. Домашнее задание.

Творческое задание.

Приготовить доклад, сообщение на одну из тем:

  1. Трение в природе.
  2. Трение в технике.
  3. Жизнедеятельность Исаака Ньютона.
  4. Закон Гука

Литература:

  1. А.В. Перышкин. Физика – 7. Дрофа. Москва, 2006.
  2. Н.М. Шахмаев, Ю.И. Дик. Физика – 7. Мнемозина. Москва, 2007.
  3. Кирик Л.А. Физика – 7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2002.

Презентация урока. (см. Приложение 1)