Цель урока: систематизировать и обобщить знания по теме Виды сил»; совершенствовать умения решать задачи.
Задачи:
1. Образовательные:
- заполнить систематизирующую таблицу по видам сил, используя групповой способ работы (название силы, обозначение, характер взаимодействия, зависимость от скорости, точка приложения, направление, рисунок, формула, единица измерения, прибор для измерения);
- продолжить обучение учащихся решать графические и аналитические задачи, используя формулы;
- вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс.
2. Воспитательные:
- продолжить формирование познавательного интереса учащихся;
- продолжить формирование стремления к глубокому усвоения теоретических знаний через решение задач;
- воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников; воспитание личной ответственности за выполнение коллективной работы.
3. Развивающие:
- формировать умение и способностей самостоятельно работать с литературой;
- для развития мышления учащихся продолжить отработку умственных операций анализа, сравнения и синтеза;
- научить применять полученные знания в нестандартных ситуациях для решения графических и аналитических задач;
- продолжить формирование умения рационально решать сложные задачи.
- расширение кругозора, повышение эрудиции.
Место урока в разделе «Взаимодействие тел»: урок проводился в 7 классе после изучения темы «Виды сил».
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Заполнение обобщающей таблицы.
(Таблица заполняется детьми. Класс разбивается на группы по 3-4 человека. Каждой группе дается определенный вид силы. Учащиеся работая группой подбирают материал, затем предоставляют классу. Класс вносит данные в свои таблицы – в тетрадь).
Название силы |
Обозначение |
Характер взаимодействия |
Зависимость от скорости |
Рисунок (точка приложения, направление) |
Формула |
||
Fтяж |
На расстоянии и при соприкосновении |
Не зависит |
Рисунок 1 |
Fтяж = mg |
|||
Р |
При соприкосновении |
Не зависит |
Рисунок 2 |
Р = mg |
|||
Fупр |
При соприкосновении |
Не зависит |
Рисунок 3 |
Fупр = kx |
|||
Fтр |
При соприкосновении |
Зависит |
Рисунок 4 |
Fтр = µN |
3. Экспериментальные задачи.
Класс разбивается на группы по 2 – 4 человека, на решение задачи отводится не более 10 минут. Каждой группе дается одно задание.
- С помощью динамометра и масштабной линейки определите удлинение данного резинового шнура под действием силы 1, 2, 3, 4 Н. Сделайте вывод.
- Имеются флакон (пузырек), вода и динамометр. Определите объем этого флакона.
- С помощью динамометра измерьте силу трения при движении данного бруска по столу. Изобразите силы графически.
4. Качественные задачи.
Задачи решаются фронтально.
- Если плотно прижать ружье к плечу, то скорость движения ружья при отдаче уменьшиться. Почему?
- Что легче: сдвинуть с места тело или продолжать двигать его по горизонтальной поверхности? Почему?
- Куда лучше положить тяжелый груз, если его перевозит машина с прицепом?
- Почему при шлифовке соприкасающихся деталей сила трения сначала уменьшается, а затем опять увеличивается?
- Объясните пословицу «Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой».
- В какой известной с детства сказке говориться о сложении сил, действующих по одной прямой? (Сказка про Репку).
5. Расчетные задачи. (см. Приложение 2)
Задачи решаются в парах и затем взаимно проверяются.
- Масса чугунного столба 200 кг. Вычислите силу тяжести, действующую на столб. Изобразите графически силу тяжести и вес столба (масштаб 1000 Н : 1 см).
- Измерьте с помощью масштаба силу, действующую на шар (рисунок 5).
Рисунок 5
- Три силы направлены по одной прямой: влево 16 Н и 2 Н, вправо 20 Н. Найдите модуль равнодействующей этих сил и ее направление.
- Какая максимальная сила возникает при столкновении двух вагонов, если буферные пружины сжались на 4 см? Жесткость пружин 8000 Н/м.
- определите жесткость пружины динамометра, если под действием силы 80 Н она удлинилась на 5 см.
- Хоккеист массой 65 кг равномерно движется по льду на коньках. Коэффициент трения 0,02. Определите силу трения коньков о лед.
- При равномерном движении по столу деревянной дощечки с гирей массой 2 кг динамометр показывает силу 9 Н. Определите коэффициент трения дощечки по столу.
6. Итог урока.
Каждому ученику выставляется оценка за урок.
7. Домашнее задание.
Творческое задание.
Приготовить доклад, сообщение на одну из тем:
- Трение в природе.
- Трение в технике.
- Жизнедеятельность Исаака Ньютона.
- Закон Гука
Литература:
- А.В. Перышкин. Физика – 7. Дрофа. Москва, 2006.
- Н.М. Шахмаев, Ю.И. Дик. Физика – 7. Мнемозина. Москва, 2007.
- Кирик Л.А. Физика – 7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2002.
Презентация урока. (см. Приложение 1)