Цели урока:
- Познакомить с новыми согласными звуками (б) и (б’), письменными и печатными буквами, которыми они обозначаются.
- Учить находить буквы Бб в печатном тексте, включить их в активное чтение, читать слоги и слова с изученными буквами.
- Развивать интерес к чтению и желание читать.
- Формировать навык чтения, тип правильной читательской деятельности.
- Воспитывать культуру поведения.
Оборудование:
- изображения сказочных героев – смешариков: Крош, Лосяш, Нюша;
- тексты телеграмм от смешариков: с просьбой о помощи и с благодарностью;
- напечатанное крупными буквами «Спасибо!»;
- таблица слогов с буквой Б;
- таблица слогов с изученными буквами;
- карточки со словами: СИРОП, МОЛОКО, БУЛАВКА, БОЛТИК, ТРАВЫ, БОРОДА;
- изображения бананов и белки;
- цветные магнитные карточки для звукового анализа слова (зелёные, синие);
- индивидуальный раздаточный материал (карточки с заданиями) лежат на партах у всех учеников;
- магнитофон, кассета с детскими песнями для динамической паузы и диск с успокаивающими мелодиями для релаксации;
- табличка с правилами работы на уроке;
- лента букв, на которой размещены только изученные буквы;
- таблица с изображением печатных и письменных букв Бб.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и нашим гостям. Ведь улыбки располагают к приятному общению, а теперь настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу:
Я хочу много знать!
- Ведь вокруг нас так много интересного, стоит только оглянуться по сторонам. Но, в любом деле необходимо соблюдать определенные правила.
( На стене справа висят таблички с правилами. Дети озвучивают их.)
Не выкрикиваем |
Не перебиваем друг друга |
Мы слышим друг друга |
Учимся работать сообща |
- Я желаю вам успехов!
II. Создание проблемной ситуации.
Учитель открывает доску:
- Ой, а что это такое?
(На доске – изображения Кроша и Нюши с текстом телеграммы.)
Текст телеграммы:
Помогите! Спасите!
У Лосяша пропал голос!
Лосяш не знает, где его искать!
Сидит и ждёт, когда голос вернётся.
Помогите найти голос Лосяша!
Нюша и Крош.
(Учитель даёт прочитать телеграмму читающему ученику, под текстом телеграммы открывается изображение больного Лосяша.)
- Ой, как жалко Лосяша. Я знаю, что рецепт лекарства есть у Совуньи в книге рецептов, но её нет дома, а Крош и Нюша не могут сами отыскать нужную запись в книге рецептов. Им требуется помощь. Поможем смешарикам?
- Любое дело нужно начинать с разминки.
III. Разминка.
- Чтение алфавита по порядку, по рядам, по столбикам.
- Прочитать буквы гласных звуков, буквы согласных звуков на ленте букв.
- Назовите букву, которая обозначает всегда мягкий cоглаcный звук. Назовите звук, который обозначает эта буква.
- Назовите букву гласного звука, перед которой всегда стоит мягкий согласный звук.
- Хоровое чтение слогов с изученными буквами по таблице слогов.
- Ну что же, умственную разминку мы сделали, а теперь давайте проведём разминку для тела.
IV. Динамическая пауза.
(Под весёлую детскую песенку дети выполняют ритмическую разминку.)
V. Работа над темой урока.
- Вот теперь можем приниматься за дело. Чтобы отыскать рецепт в книге рецептов Совуньи, нужно знать, на какой странице он записан – ведь книга очень толстая. А вот и подсказка.
(На доску вывешиваются картинки с изображениями бананов и белки.)
(Дети самостоятельно определяют количество звуков в слове и фиксируют свои выводы в индивидуальных карточках, затем – проверка на доске).
- Дайте характеристику первого звука в каждом слове.
(На доске и в карточках фиксируется цветом характеристика первых звуков.)
- В чём же заключается подсказка? Кто понял?
Дети: Твёрдый согласный звук (б) и мягкий согласный звук (б’) обозначаются одной буквой – буквой Б. Значит нам в книге рецептов нужно найти страницу, обозначенную этой буквой.
- А для этого вы должны знать, как выглядит эта буква.
(На доску вывешивается таблица с изображением букв Бб. )
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
(Дети анализируют, на что похожи буквы Бб, сравнивают печатные и письменные буквы, большие и маленькие, строчные и заглавные.)
- Напечатайте по 5 букв Б в ваших карточках, чтобы проверить, хорошо ли вы запомнили, как выглядит эта буква.
- А теперь прочитайте вслух слоги с новой буквой.
(На доску вывешивается таблица слогов с букой Б.)
- Прочитайте по строкам, по столбикам,.
- Читают девочки, читают мальчики.
- Назовите слова, в которых есть эти слоги.
- Молодцы. Теперь вы можете отыскать рецепт для Лосяша.
- Но сначала немного отдохните. Ведь чтобы отыскать рецепт, нужно быть внимательным и собранным.
VI. Релаксационная пауза.
(Звучит спокойная музыка.)
- Опустите ваши головы на сложенные руки, закройте глазки и попробуйте представить то, о чём я вам сейчас буду читать.
(Учитель читает под музыку стихотворения об осени. Последнее стихотворение более энергичное, чем предыдущие, чтобы вернуть детей в рабочий ритм.)
- А теперь хорошо потянулись и продолжим нашу работу. А то у бедного Лосяша горло совсем разболелось.
- Что это за абракадабра? (на доске открываются ряды букв)
СТЛПЗБОРОДАВАКХИБУЛАВКАУ
ОВАБИТМНСИРОПХБПРБОЛТИК
УЫИШУТРАВЫУМУНЛРМОЛОКОЗЗ
- Ребята, здесь необходимо отыскать слова рецепта. У вас на карточках тоже есть эти ряды букв. Работа трудная. Но говорят: «Ум хорошо, а два - лучше». Поэтому я предлагаю поработать парами при поиске слов – и друг другу поможете, и Лосяша быстрее выручим. Какая же пара у нас самая дружная? Это задание – на время. Возьмите карандаши и принимайтесь за работу. Время пошло.
(Переворачиваются песочные часы, дети отыскивают слова. Первая пара, справившаяся с работой, выделяет слова в первом ряду букв на доске, вторая – во втором, третья – в третьем. Затем учитель закрепляет таблички с найденными словами на магнитной доске. )
БОРОДА | БУЛАВКА | |
СИРОП | БОЛТИК | |
ТРАВЫ | МОЛОКО |
- Прочитайте вслух, что у нас получилось.
(Дети читают.)
- Отлично, будем лечить Лосяша бородой. Возьмём бороду, прикрутим болтиком. Или булавкой приколем? Что же здесь действительно нужно для лечения, а что – лишнее?
(Дети делят слова на две группы, нужные слова подчёркивают на своих карточках красным карандашом. Один ученик на доске расставляет слова в 2 столбика.)
- Прочитай те ещё раз вслух слова рецепта. А теперь закройте глаза и постарайтесь мысленно отправить их Лосяшу.
(В это время учитель заменяет изображение больного Лосяша на здорового и прикрепляет на доску табличку со словом СПАСИБО и текст новой телеграммы.)
- Посмотрите! Что это за точки?
(Дети объясняют, что знак многоточия показывает, что фраза не закончена, имеет продолжение.)
- Наверное, голос Лосяша ещё не полностью восстановился. Что же он хотел нам сообщить? Чтобы закончить фразы, вы должны найти нужные слова в последнем задании на ваших карточках. Прочитайте вполголоса столбики слов и подчеркните простым карандашом выбранные слова. Задание на победителя.
(Дети, первыми выполнившие задание, прикрепляют таблички со словами на магнитную доску.)
- А теперь прочитайте, что же хотел сообщить вам Лосяш.
(Читают хором.)
VII. Подведение итогов и рефлексия.
- Молодцы, помогли Лосяшу. Но не зря говорится, что доброе дело, совершённое для другого, приносит пользу в первую очередь тебе самому. Так и у нас. Вы не только выручили смешариков, но и сами приобрели новые знания.
- Назовите тему сегодняшнего урока.
- Что узнали нового?
- Чему научились?
- Понравился ли вам урок? У вас на карточках есть изображения пушистиков.
Раскрасьте того «пушистика», какое настроение у вас сейчас.
Литература.
- Нечаева. Н. В., Белорусец К. С. – «Азбука», 1 класс, 2007г.
- «Читарик-Смешарик». – М.: Изд – во Эксмо, 2006., с.64 - 68.