Цели:
- Развитие у учащихся интереса к предмету.
- Накопление определенного запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания, приобретаемые в основном курсе геометрии.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор, экран;
- презентация на электронном носителе (см. Приложение).
Форма проведения викторины: демонстрация слайдов из презентации.
Каждый вопрос зачитывается со слайда ведущим, дается несколько минут на обдумывание ответа. Отвечает тот, кто первым поднял руку. В случае неполного ответа предоставляется слово другому участнику викторины. Полный ответ оценивается 2 очками, неполный – 1 очком. Победителем является участник, набравший больше всех очков.
Содержание слайдов:
1. Кто, по преданию, из великих геометров древности сказал вражескому солдату, пришедшему его убить: «Не тронь моих кругов»?
Архимед, погибший при захвате римлянами его родного города Сиракузы в то время, когда пришел римский солдат. По преданию, Архимед был увлечен решением геометрической задачи, чертеж которой был выполнен на песке. Солдат, убивший Архимеда, или не знал о приказе военачальника сохранить жизнь Архимеду, или не узнал Архимеда. Впоследствии этот солдат был наказан, а семья Архимеда была окружена почестями.
2. Какая книга лежит в основе большинства школьных учебников по геометрии? Кто её автор?
«Начала» Евклида, написанные в 6 веке до н.э.
3. На каком здании были начертаны слова: « Да не войдет сюда не искусившийся в геометрии!»
По преданию, эти слова были написаны у входа в Академию Платона (429-348 гг. до н.э.), чрезвычайно ценившего математику и способствовавшего его развитию. «Академией» называлась философская научная школа, основанная Платоном в 6 веке до н.э. близ Афин, в садах, посвященных памяти героя Академа.
4. Что, по преданию, завещал высечь на своем надгробном камне Архимед?
Архимед завещал высечь чертеж к теореме о свойствах шара и цилиндра. Он установил, что объем шара равен удвоенному объему конуса с радиусом основания, равным радиусу шара, и высотой, равной диаметру шара или 2/3 объема цилиндра с таким же радиусом основания и такою же высотой. Эти три тела с данным соотношением называют «телами Архимеда». Римский военачальник Марцелл исполнил желание ученого, воздвигнув в его честь гробницу, на которой был изображен шар, вписанный в цилиндр.
5. Кто автор слов «В геометрии нет особых путей для царей!»? В связи с чем они были произнесены?
Автор этих слов – Евклид. Он произнес их Птоломею, спросившему у Евклида однажды, нет ли в геометрии более краткого пути, чем его «Начала».
6. Кто является создателем первой неевклидовой геометрии? Когда и где она впервые была изложена?
Н.И. Лобачевский (1792-1856). На заседании физико-математического факультета Казанского университета 11(23) февраля 1826 г. Лобачевский сделал доклад об основах геометрии.
7. Кто является основоположником аналитической геометрии, являющейся соединением алгебры с геометрией?
Рене Декарт (1596-1650), французский философ и математик.
8. Кто является создателем современной аксиоматики геометрии Евклида?
Д. Гильберт (1862-1943), немецкий математик.
9. Кто ввел термины «абсцисса», «ордината», «координата»?
Лейбниц ввел понятия «абсцисса» в 1665 г., «ордината» - в 1684 г., «координата» - 1692 г.
10. Кто является автором самого первого учебника геометрии? Он же является однофамильцем известного греческого медика.
Гиппократ.
11. Этот ученый больше известен своими открытиями в алгебре, тем не менее, на своем надгробном памятнике он завещал выгравировать правильный 17-угольник, вписанный в круг. О каком ученом идет речь?
О Карле Фридрихе Гауссе – немецком математике.
12. Назовите фамилию древнегреческого ученого, предложившего формулу для нахождения площади треугольника по трем сторонам.
Герон.
13. По учебникам этого российского математика учились, возможно, ваши бабушки и дедушки, а уж прабабушки и прадедушки точно. В 2002 г. Исполнилось 150 лет со дня его рождения. Как фамилия этого ученого?
Киселев Андрей Петрович.
14. Кто ввел термины «анализ» и «синтез»?
Платон – древнегреческий философ.
Литература:
- Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. Саратов: Лицей, 2003.
- Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков. М.: Просвещение, 1971.
- Внеклассная работа: Интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт.-сост. А.Н. Павлов. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
- Внеклассная работа по математике в средней школе. Учебно-методическое пособие / под ред. В.В. Сухорукова. Балашово, 1994.
- Фрадков А.В. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2008.
- Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математики. М.: Просвещение, 1994.