Цель урока: формирование понимания учащимися понятий «информационные процессы», «виды информационных процессов».
Задачи:
1. Образовательные:
- изучить понятия: «информационные процессы», «виды информационных процессов»;
- дать представление о том, что информационные процессы происходят в системах различной природы, т. е. показать их всеобщность и универсальность;
- изучить способы хранения, передачи и обработки информации;
- научить приводить примеры получения, передачи и обработки информации;
- научить учеников решать практические задачи на использование изученных понятий.
2. Развивающие:
- развивать умения выделять главное, существенное, обобщать полученные знания;
- развивать информационную и алгоритмическую культуру;
- развивать аналитические умения;
- развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе.
3. Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к предмету;
- воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
Американский ученый Норберт Винер в своей работе о кибернетике предлагал подумать, о содержании следующих строк:
Знаешь, сколько звезд сияет
Над тобой во тьме ночной?
Знаешь, сколько тучек тает
В чаще неба голубой? …
Как вы думаете, что этими строками хотел выразить американский ученый, один из основоположников современной науки информатика. Если на эти строки «посмотреть» глазами современного человека, человека, живущего в информационном обществе, то мы определим, что подсчетом звезд занимаются астрономы, за появлением и исчезновением туч следят метеорологи. А что их объединяет? Они занимаются сбором информации и не просто сбором, они тщательно хранят её, анализируют, обрабатывают, чтобы на основе своих наблюдений делать дальнейшие выводы.
С первых дней становления человечества люди собирают, хранят, передают и обрабатывают информацию. Сегодня на уроке мы должны изучить эти понятия и дать им общее определение. Но перед изучением нового материала проверим усвоение теории прошлых уроков.
2. Проверка теории.
- Компьютерный верификатор.
Прочитав, скажи в ответ
Слово «ДА» иль слово «НЕТ».
Учащиеся отвечают на вопросы теста, созданного в табличном процессоре MS Excel (Приложение 1).
3. Объяснение нового материала.
Каждую весну вы наблюдаете, как на деревьях появляются почки, которые потом распускаются, превращаясь в листья, а осенью меняют окраску и опадают. Почему это происходит?
Все эти процессы неразрывно связаны с информацией. Дерево воспринимает информацию о состоянии окружающей среды: температуре воздуха и почвы, продолжительности светового дня, интенсивности солнечных лучей. Такая информация служит сигналом для протекания различных процессов в клетках, а значить управляет этими процессами.
А теперь зададимся вопросом: что делает человек с информацией?
Любой человек постоянно занят определенной работой с информацией: читает книгу, пересказывает другому человеку, какие-то сведения, заучивает правила, решает задачи. Профессии многих людей связаны исключительно с информационной деятельностью: это учителя, студенты, журналисты, писатели … Они выполняют процессы, связанные с информацией, а именно, информационные процессы.
Какой бы информационной деятельностью люди не занимались, вся она сводится к осуществлению трех процессов: хранение, передача и обработка информации.
Изучение схемы «Виды информационных процессов».
После изучения схемы учащиеся делают выводы о том, что человек:
- Хранит информацию: запоминает или записывает.
- Передает информацию другим людям.
- Создает новые знания, новую информацию, выполняя её обработку.
В тетрадях записать схему.
Более подробно остановимся на изучение основных видов информационных процессов.
1. Хранение информации.
Изучение схемы «Хранение информации».
В процессе изучения учащиеся отвечают на вопросы:
- Как человек может хранить информацию?
- Приведите примеры внешних носителей информации.
- Почему информацию, которую человек «помнит наизусть», называют оперативной?
В тетрадях записать схему.
2. Передача информации.
Изучение схемы «Передача информации».
После изучения схемы учащиеся делают вывод: процесс передачи информации протекает от источника к приемнику по информационным каналам связи.
В тетрадях записать схему.
3. Обработка информации.
Изучение схемы «Передача информации».
Схема (Приложение 2).
В процессе изучения схемы учащиеся делают выводы:
- Новые данные получаются путем вычислений.
- Новые данные получаются путем логических рассуждений.
- Новые данные формируются в процессе кодирования информации.
- Обработка информации выполняется в процессе сортировки информации.
- Новые данные получаются в процессе структурирования информации.
- Новые данные формируются в процессе поиска информации.
В тетрадях записать схему.
4. Закрепление изученного материала.
Задание (выполняется учащимися в тетрадях).
Опишите, какие информационные процессы будут выполнены учеником (заполните таблицу).
Действие ученика |
Вид информационного процесса |
1. Ученик учите правило. |
|
2. Ученик решает у доски задачу. |
|
3. Ученик переводит текст с английского языка на русский. |
|
4. Ученик пишет диктант. |
5. Домашнее задание.
§ 3 (Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 176 с.)
6. Подведение итогов.
- Приведите примеры ситуаций, в которых вы являетесь источником информации, приемником информации. Какую роль за сегодняшний день вам чаще приходилось выполнять?
- Приведите примеры процесса обработки информации. Определите, по каким правилам она производится в каждом примере?
- Приведите примеры хранения информации, которые вы использовали, и будете использовать за сегодняшний день.
Используемая литература.
- Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие/ И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. – 3-е изд., испр.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 416 с.
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 176 с.
- Шелеваева А. Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 классы – М.: ВАКО, 2005. – 288 с.
- Агеева И. Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2006. – 240 с.