Создание здоровьесберегающей среды на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Разделы: Школьная психологическая служба


В нашей школе здоровьесберегающей работе отводится особое место. Реализуется комплексная целевая программа "Здоровье", в которой описана система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. Опирается на природосообразность, преемственность, вариативность, прагматичность (практической ориентации). Достигается через учет особенностей учащихся (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

Большое количество обучающихся поступает в школу в пятые, восьмые и десятые классы. Как правило, эти школьники приходят из разных школ города и вливаются либо в уже частично сформированные классы, либо из их числа создаётся новый класс. В школе разработана система мероприятий, направленных на улучшение адаптации обучающихся пятых, восьмых и десятых классов. Хотелось бы представить опыт взаимодействия педагогов-психологов и учителя русского языка и литературы в период адаптации обучающихся 5 "Г" класса. В классе 24 человека, из них 16 человек поступили из разных школ города и 8 человек из четвёртых классов нашей школы. В прошлом учебном году со всеми обучающимися четвёртых классов проводились занятия по программе "Профессия - школьник", которая способствовала созданию условий для успешной адаптации обучающихся в пятом классе.

Переход учащихся из начальной школы в среднее звено, как известно, всегда сложен. Обычно он протекает болезненно и чаще всего характеризуется снижением успеваемости. Сопровождается этот переходный период беспокойством самих учащихся, их родителей и, конечно же, учителей, как начальной школы, так и среднего звена. Педагоги и психологи давно уже дали научное обоснование особенностям периода адаптации: причины, объективные и субъективные, хорошо знакомы всем. И тем не менее, у всех участников данного процесса (учителей, учащихся, родителей) возникает недоумение (почему?) и внутреннее несогласие. И, как подтверждает, в частности, наша практика, зачастую возможны взаимные обвинения и обиды: учитель начальной школы плохо обучил ученика, неадекватно высоко оценивал его знания или, наоборот, учитель-предметник не стремится понять ребенка и помочь ему, неадекватно жестко оценивает его знания и т. д. Но, помимо аспекта обучения, существует, как известно, еще и коммуникативный аспект взаимодействия учителя-предметника и учащегося, который способен сыграть решающую роль в понижении успеваемости. Речь идет о состоянии психологической комфортности ученика 5-го класса, о его реакции на учителя. И здесь возможны самые различные барьеры взаимодействия, вызванные позицией учителя и личностными особенностями учащихся.

Причин может быть много: директивный, подавляющий стиль; ярко выраженный педантизм учителя, его неспособность к компромиссу в оценке знаний и поступков учащихся; отсутствие эмоционального контакта в общении с ними и др. Личностные, профессиональные и коммуникативные особенности такого учителя могут вызвать мощный барьер в общении, в первую очередь, с теми учащимися, которым свойственны робость, застенчивость, эмоциональная напряженность... Взаимодействие с таким учителем рождает страх, повышает тревожность, формирует неуверенность. Ученик думает не о том, например, как решать задачу, а о том, что он, наверное, не сможет ее решить. И энергию он тратит не на решение задачи, а на борьбу со своей эмоциональной напряженностью. Часто он не достигает успеха, и его ожидания подтверждаются. Все это ведет к понижению самооценки.

Отношение к учителю, которого ученик эмоционально отвергает, может спроецироваться и на сам учебный предмет, и тогда речь пойдет об угасании интереса к предмету, что не замедлит сказаться на успеваемости.

Для исследования особенностей в период адаптации на первом этапе пятиклассникам была предложена методика "Встреча". Она снабдит полученной информацией об особенностях адаптационного периода ученика, о тех психических изменениях, которые происходят в его личности под воздействием сложившихся условий. Применяли эту методику в начале первой четверти.

Самым важным компонентом данной методики является компонент присоединения - он должен быть, по возможности, очень естественным: и обращение к ребятам, и просьба отвечать с помощью рисунка. С анкетой в класс приходит педагог-психолог. Разговор он ведет так, что у учащихся не возникает сомнения в искренности. Он просит детей передать привет своей первой учительнице, подарить рисунки ей и ее ученикам-первоклассникам и чаще приходить к ним в гости. У ребят должно остаться ощущение, что главное - это встреча, а не ответы на вопросы. Ответы на вопросы - просто необходимость, вызванная тем, что нет достаточно времени, чтобы каждому рассказать о себе. Таким образом, процесс получения обратной связи становится более гуманным: во-первых, это очень сильный воспитательный момент, когда ученики получают приятные поглаживания, положительные эмоции и осознание своей значимости, а во-вторых, они оберегаются от критики, от негативной оценки учителя-предметника, ибо говорят не столько об учителе, сколько о себе: "Я не люблю" или "Я люблю", "Я думаю", "Я чувствую", "Я считаю". И говорят именно потому, что кому-то искренне хочется это знать, кто-то по-человечески им сопереживает. Возникает доверительное общение.

Учащиеся работают на заранее заготовленных бланках, в них указываются все предметы.

В качестве показателей обратной связи взяты три образа или три цвета:

  • позитивный - "солнышко" или желтый цвет;
  • негативный - "тучка" или черный цвет;
  • нейтральный (промежуточный) - "елочка" или коричневый цвет.

В нужной клетке бланка надо рисовать определенный образ или закрасить эту клетку определенным цветом.

Конечно, можно использовать другие образы и цвет, геометрические фигуры или просто математические знаки, но образы или цвет содержат больше информации: они ярче рисуют картину психологических особенностей ученика. Кроме того, использование образов или цвета позволяет быстрее обработать анкеты каждого ученика. Первые две графы бланка предполагают выяснить интерес ученика к конкретному предмету в 5-м классе и развитие этого интереса по сравнению с 4-м классом: повысился, понизился или остался на прежнем уровне. Из опыта проведения данной методики можно сделать вывод, что у ребят, чьи познавательные интересы достаточно сформированы, интерес к предметам обычно повышается. Но нередки случаи, когда, наоборот, отношение к предмету становится нейтральным или резко отрицательным.

Две вторые графы бланка способствуют выяснению причин того или иного отношения к предмету и интереса к нему. В третьей графе ребята отмечают, каким каждому из них лично видится отношение учителя к себе. Этот показатель очень субъективен, но именно он зачастую может быть главным условием психологического комфорта или дискомфорта ученика, повышения или понижения интереса к предмету. Ответы в четвертой графе помогают выяснить преобладающее эмоциональное состояние ученика на уроках у каждого учителя-предметника и его отношение к каждому из них.

Бланк ответов каждого ученика представляет собой полную картину его успехов и неудач, его отношений, его состояний, его самооценок. А его рисунки на обороте бланка тоже являются своеобразным тестом и дают психологу дополнительную информацию. На бланке легко можно увидеть, к каким предметам у ученика повысился или упал интерес; сколько учителей относится к нему, с его точки зрения, хорошо, а сколько - плохо; на каких уроках ученик испытывает страх и на каких - чувствует себя комфортно. Можно подсчитать суммы его позитивных и негативных отношений и состояний. Криком о помощи ученику и серьезным предупреждением для психолога следует считать преобладание или значительное количество "тучек" и "елочек" или черно-коричневого цвета. Более того, на бланке можно увидеть, сколько учеников в классе испытывают страх или волнение на уроках у какого-то конкретного учителя. Результаты помогают проследить закономерность, выявить взаимосвязь между стилем учителя и отношением к нему учащихся, успехами ученика и его самооценкой, то есть помогают проанализировать причины и особенности адаптационного периода каждого учащегося.

Безусловно, лучше всего, если в обратной связи учащихся заинтересован сам учитель-предметник: ему важно понять ученика, отрефлексировать свое отношение к нему и сделать процесс взаимодействия с каждым учеником эффективным. Заинтересованный учитель сумеет значительно улучшить неблагоприятную ситуацию. Он станет создавать ситуацию успеха неуспешному прежде ученику, повысит уверенность последнего на уроке, что приведет к снятию эмоциональной напряженности. И постепенно негативная взаимосвязь (неуспех-неприятие учителя - отсутствие интереса к предмету) будет переформирована в позитивную (успех-приятие учителя-интерес к предмету).

Результаты методики "ВСТРЕЧ А"

Методика получения обратной связи от учащихся 5-го класса

Вопросы Учебные предметы
Русский язык Литература Математика Иностранный язык Физкультура
Нравился предмет в 4-ом классе 45 % 55 % 55 % 30 % 90 %
Нравится сейчас 30 % 45 % 55 % 30 % 95 %
Учитель относится хорошо 75 % 75 % 85 % 95 % 95 %
Учитель относится равнодушно 25 % 25 % 15 % 5 % 5 %
Учитель относится плохо - - - - -
Чувствуют себя на уроке хорошо, спокойно. Если чего-то не понимают, могут спокойно спросить у учителя. Знают, что он не рассердится и по-доброму отнесется. Общаюсь с этим учителем всегда с удовольствием 85 % 85 % 90 % 90 % 95 %
На уроке чувствую себя не всегда спокойно. Иногда волнуются. Если чего-то не понимают, не всегда могу спросить у учителя. Думают, что это ему не понравится. Общаются с этим учителем редко 15 % 15 % 10 % 10 % 5 %
На уроке всегда волнуются. Боятся учителя. Если чего-то не понимают, не могут спросить. Боятся задать вопрос, поднять руку. Думают, что учитель может рассердиться. Стараются с ним не общаться 5 % 5 % 0 % 0 % 0 %

Результаты анкет показали, что у учителя русского языка и литературы чаще всего возникают барьеры во взаимодействии с учащимися. Это дало основание педагогу-психологу искать причины такого положения, изучать стиль учителя, беседовать с ним, помогать ему видеть себя глазами учащихся. Ознакомившись с результатами обратной связи учащихся, учитель начал искать причины и работать над собой. Получил подробные рекомендации педагога-психолога начальной и средней школы и начал применять их в работе с классом.

Учитель активно использовал специальные педагогические технологии в обеспечении здоровьесбережения на уроке. Посещая уроки русского языка и литературы, педагог-психолог отмечал эффективность использования здоровьесберегающих технологий.

Используя технологию личностно-ориентированного обучения, учитель предполагает развитие личностных (социально-значимых) качеств учащихся посредством русского языка и литературы. Спектр социально-значимых качеств достаточно разнообразен: мыслительные, речевые, поведенческие, коммуникативные, творческие, физические, эмоционально-чувственные. Важно подчеркнуть, что личностно-ориентированный подход создает оптимальные условия для самовыражения учащихся, поскольку самовыражение в данном случае выступает в роли эффективного способа закрепления тех или иных личностных качеств.

Технология дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения опирается на изучение особенностей человека (социально-демографических, социально-психологических, индивидуально-личностных, экзистенциально-личностных). Ее цель - оказание психологической и методической помощи учащимся в том, чтобы они были успешными в учебной деятельности. Следовательно, применение данной технологии позволяет осуществлять, прежде всего, учет особенностей класса, а также создавать условия для самовыражения учащихся, подбирать приемы, влияющие на появление и сохранение интереса к учебному материалу.

Технология проблемного обучения предполагает постановку развивающей цели, формулирование проблемной ситуации или проблемного вопроса, а также поиск вариантов решения. Данная технология создает условия для самовыражения учащихся, учета особенностей обучающихся, разнообразия учебной деятельности, а также позволяет использовать разнообразные приемы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу.

Технология ненасильственного обучения содержит информацию о психологических и педагогических средствах ненасильственного воздействия на человека. Владение этой технологией помогает педагогу уйти от авторитарного и манипулятивного стиля управления на уроке, дает возможность увлекать, заинтересовывать учащихся учебным материалом, побуждать их к размышлению, а также позволяет использовать разнообразные формы коллективной мыслительной деятельности. Все это говорит о том, что применение технологии ненасильственного обучения способствует созданию благоприятного психологического микроклимата, использованию приемов, влияющих на появление и сохранение интереса к учебному материалу, влияет на предупреждение гиподинамии через разнообразные формы коллективной деятельности.

Технология эффективной речевой деятельности позволяет управлять речью. Владея этой технологией, учитель способен постоянно отслеживать качество, как своей речи, так и речи учащихся. Данная технология помогает педагогу создавать благоприятный психологический микроклимат главным образом через этикетность речи.

Технология диалогового обучения дает возможность педагогу строить урок на диалоговой основе, т.е. превратить урок в пространство эффективного общения, где реализуются такие грани диалога как: информативная (информационный обмен), интерактивная (организационный аспект общения), эмотивная (эмоциональный контакт), конативная (обратная связь), креативная (обмен идеями), перцептивно-когнитивная (учет особенностей собеседника в процессе общения), биоэнергетическая (энергетический обмен). Это означает, что на уроке приоритетными становятся такие тенденции как взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимодополнение, взаимоподдержка. Следовательно, создаются условия для самовыражения учащихся, учета особенностей, благоприятного психологического фона, использования приемов, влияющих на появление и сохранение интереса к учебному материалу, активизации разнообразных видов деятельности.

Технология рефлексивного обучения содержит информацию о рефлексии, ее сущности, этапах, видах. Используя данную технологию, учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учащимися учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом посредством обратной связи. Названная технология помогает создать условия для самовыражения учащихся, инициирует разнообразные виды деятельности.

В создании здоровьесберегающей направленности урока, прежде всего, был заинтересован сам учитель, данный вид деятельности не носил декларативный характер.

В ноябре в этом же классе проводилось изучение уровня тревожности и мотивации обучающихся. Результаты изучения уровня тревожности по методике Филлипса наглядно доказывают эффективность применения на уроках здоровьесберегающих технологий.

1. Общая тревожность

  • отсутствует - 35 %
  • норма - 50 %
  • повышенная - 15 %
  • высокая - 0 %

2. Переживание социального стресса

  • отсутствует - 10 %
  • норма - 80 %
  • повышенная - 5 чел. (0 %)
  • высокая - 0 %)

3. Фрустрация потребности в достижении успеха

  • отсутствует - 0 %
  • норма - 90 %
  • повышенная - 10 %
  • высокая - 0 %

4.Страх самовыражения

  • отсутствует - 25 %
  • норма - 65 %
  • повышенная - 10 %
  • высокая - 0 %

5.Страх ситуации проверки знаний

  • отсутствует - 15 %
  • норма - 80 %
  • повышенная - 5 %
  • высокая - 0 %)

6.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

  • отсутствует - 35 %
  • норма - 50 %
  • повышенная - 15 %
  • высокая - 0 %

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

  • отсутствует - 25 %
  • норма - 55 %
  • повышенная - 10 %
  • высокая - 10 %

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

  • отсутствует - 0 %
  • норма - 85 %
  • повышенная - 15 %
  • высокая - 0 %

Методика "Изучение школьной мотивации учащихся" (Н.П.Лусканова) показала:

  • Высокий уровень школьной мотивации: 9 %
  • Хорошая школьная мотивация: 26 %
  • Внешняя мотивация: 39 %
  • Низкая школьная мотивация: 5 %
  • Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация: 0 %.