Игра "Великолепная пятёрка" как форма использования игровой технологии во внеурочной предметной деятельности по истории

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Игра ребёнка - это его жизнь:
Н.В. Шелгунов

1. Место игры "Великолепная пятёрка" в классификации педагогических игр

В соответствии с классификацией Г.К. Селевко "Великолепная пятёрка" является интеллектуальной игрой-состязанием. По характеру педагогического процесса относится к контрольно-обобщающим, по характеру игровой методики - к предметным играм с готовыми правилами, но включает в себя элементы ролевой игры. Игровая среда предполагает использование компьютерной техники и предметов, необходимых для проведения конкурсных заданий. Игра "Великолепная пятёрка" расчитана на средний возраст учащихся (5 - 8 классы). Может проводиться внутри класса, между классами.

Игра "Великолепная пятёрка" базируется на следующих принципах:

  • познавательность - способствует расширению кругозора, развитию познавательных умений и навыков, активизации учебной деятельности учащихся;
  • креативность - стимулирует и развивает творческие способности учащихся;
  • развлекательность - вносит в образовательный процесс элемент игры и способствует повышению интереса к предмету;
  • состязательность - проводится между классами одной параллели, создавая здоровую конкуренцию в среде учащихся;
  • общедоступность - в игре принимают участие все учащиеся класса, выполняя разные роли;
  • преемственность - проводится с определенной цикличностью в течение нескольких лет.

2. Основные цели и задачи игры

Основной дидактической целью игры является формирование прочных знаний по определённым темам исторического школьного курса.

Игра направлена на развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, находить аналогии, развитие воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности. Игра позволяет создать благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей, стимулирует их творческую активность.

В качестве воспитательной цели выступает развитие коллективизма, сотрудничества. Игра направлена на приобщение к достижениям общечеловеческой культуры, развитие способности действовать в нестандартной ситуации.

Из целей формируются конкретные задачи, которые решаются в процессе игры:

  • закрепить и расширить знания учащихся по теме (курсу, периоду);
  • развивать общеучебные умения и навыки учащихся;
  • развивать умение пользоваться дополнительными источниками информации;
  • научить работать в группе при решении познавательных задач, соотносить свои действия с действиями участников группы, распределять роли в совместной групповой деятельности;
  • подчинять свою деятельность установленным правилам, нормам;
  • развивать умение участвовать в конкурсах, состязаниях, соревнованиях;
  • формировать толерантное отношение к соперникам;
  • научить мобилизовывать свои интеллектуальные способности в конкретной ситуации;
  • развивать умение выступать публично, вести себя на сцене.

3. Содержание и правила игры

"Великолепная пятёрка" - игра названа так не случайно. "Великолепный" - сравнительное прилагательное, которое только при одном звучании вызывает положительные эмоции. "Пятёрка" - это и оценка, которую так желает получить каждый ученик, и количество участников в команде, защищающей честь своего класса. Поэтому название игры "Великолепная пятёрка" стимулирует желание участвовать, бороться и побеждать. Рефлексия учащихся показала, что название выбрано удачно. Для игры была разработана символика - эмблема, формирующая определённый позитивный стереотип.

Игра осуществляется как состязание команд-пятёрок, но также предполагает активное участие болельщиков, которые по ходу игры отвечают на вопросы, возникающие в процессе развития сценария, и участвуют в конкурсах для болельщиков. От успешной работы болельщиков во многом зависит успешность команды. Поддержка класса может принести дополнительные баллы команде. Таким образом, в игре участвуют все учащиеся класса, что делает каждого причастным, формирует коллективизм, взаимовыручку.

Проведение игры возлагается на ведущего - учителя или ученика из старшего класса, оценивание поручается жюри из трёх человек - работников школы или учащихся. В процессе игры каждый участник играет определённую роль - "стратег", "сеньор", "рыцарь", "герольд" и другие. Определённая роль отводится болельщикам, жюри и ведущему.

Для проведения игры готовятся 5 - 10 конкурсов. Конкурсы предполагают вопросы и задания разного уровня сложности, от репродуктивных до творческих, что позволяет дифференцировано подходить к классам разного уровня подготовки и не исключает возможности успеха для всех команд и классов-участников. /Приложение1/

Система оценивания исходит из сложности заданий и вопросов и колеблется от 1 до 7 баллов за правильный ответ.

4. Этапы реализации игры

Игра "Великолепная пятёрка" предполагает три этапа в ходе её реализации в учебно-воспитательном процессе.

Этапы

Содержание

I. Предварительная подготовка Поготовка осуществляется на двух уровнях: классами и организаторами
II. Проведение игры Игра проводится с условием, что учащиеся уже ознакомлены с правилами
III. Анализ и рефлексия Осуществляется на двух уровнях: в классах и организаторами игры

I. Предварительная подготовка игры.

- Из учащихся каждого класса формируются команды по 5 человек. При организации команд необходимо учитывать уровень подготовки учащихся (выбираются наиболее успешные в предмете) и добровольное желание учащихся принять участие в игре.

- Командам и классу даются заблаговременно задания творческого характера. Организаторы игры готовят рекомендации по их выполнению и оказывают консультативную помощь.

- Организаторы готовят задания и вопросы для игры по конкретной теме и их техническое представление.

- Составляется сценарий проведения игры с включением в него творческих заданий учащихся и конкурсов, составленных организаторами, возможных развлекательных пауз.

- Разрабатывается система оценивания участия в игре. /Приложение6/

- Готовится система поощрения команд-участниц и классов.

- Учащиеся информируются о сроках и месте проведения игры.

II. Проведение игры.

- Игра проводится в назначенный срок и длится не более 1,5 часа.

- Судейство осуществляется независимым жюри.

- Результаты игры объявляются сразу после её завершения.

III. Анализ и рефлексия.

- Анализ игры с изучением мнения учащихся проводится не позднее трёхдневного срока со времени её проведения.

- Рефлексия учащихся проводится по каждому классу в отдельности.

- С учётом мнения учащихся готовятся рекомендации по проведению следующей игры.

5. Условия проведения игры

- Игровая среда предполагает использование большого помещения - актового зала.

- Помещение обязательно должно быть оформлено символикой игры, ТСО, необходимым освещением, компьютерной техникой, позволяющей проецировать на экран игровой визуальный ряд.

- Игра проводится с приглашением учащихся классов одной параллели.

- Оценивание игры осуществляется независимым жюри из трёх человек (система оценок и критерии готовятся заранее).

- Игру проводит, корректирует при необходимости ход игры, осуществляет контроль за соблюдением правил ведущий.

- По итогам игры осуществляется награждение команд с определением 1, 2 и 3 места.

6. Сценарий интеллектуальной игры "Великолепная пятёрка" - "Путешествие в прошлое. Древний мир", 5 класс.

На сцене четыре стола и стулья для команд. Звучит музыка. На экране заставка "Великолепная пятёрка". Выходит ведущий.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Приветствую вас на интеллектуальной игре "Великолепная пятёрка"! Мы совершим сегодня путешествие в прошлое (на экране меняются слайды). Мы побываем в Древнем мире. Это путешествие нам помогут совершить великолепные пятерки игроков от каждого класса, назовем их стратегами, уважаемое жюри ? ареопаг в составе (представление членов жюри) и вы, достойные болельщики-граждане, с правом участвовать в нашей игре. Вопрос к болельщикам: Кто знает, как называлось такое управление в Древней Греции? (демократия). Встречайте! Команда 5 "А" класса ? "боги Олимпа", команда 5 "Б" класса ? "Македонская фаланга", команда 5 "В" класса ? "Афродита", команда 5 "Г" класса ? "Охотники за древностями".

На сцену выходят команды?участники игры под музыкальное сопровождение, занимают игровые места.

Ведущий: каждая команда представит себя сама. Оценивать успехи игры мы будем не баллами, а талантами? Вопрос к болельщикам: Что такое талант? (слиток драгоценного металла, чаще серебра). Начинается наш первый конкурс "Визитка" (представление команд).

Ареопаг подводит итоги первого конкурса. На экране появляется слайд с названиями конкурсов.

Ведущий: Чтобы отправиться в прошлое, необходимо проверить, насколько хороши знания о нём у наших стратегов. Сейчас мы сделаем "Первый шаг" (разминка) ? за каждый правильный ответ 1 талант. Команды дают ответы, руководствуясь правилом "кто первый".

  1. Кто такой фараон?(правитель Египта)
  2. Какое прозвище в поэме Гомера носил Одиссей?(Хитроумный)
  3. На каком острове жил царь Минос?(Крит)
  4. Книга, в которой содержаться сказания еврейского народа.(Библия)
  5. Что вывез Ясон из Колхиды?(Золотое руно)
  6. Книга из папируса, свёрнутая в трубку.(Свиток)
  7. Царём какого государства был Соломон?(Израиля)
  8. Чем знаменит царь Ашшурбанапал?(Своей библиотекой)
  9. Самый известный город Древнего Междуречья.(Вавилон)
  10. Огромная каменная фигура, изображающая льва, с головой человека.(Сфинкс)
  11. В какой древней стране существовали касты?(В Индии)
  12. Человек, которого в древности считали вещью.(Раб)
  13. Скажите одним словом "песнь козлов".
  14. Кто говорил о том, что гружёный золотом осёл может взять неприступную крепость?(Филипп Македонский)
  15. Какой народ первым начал основывать колонии на берегах Средиземного моря?(Финикийцы)
  16. Что произошло в 776 г. до н.э.? (Первые Олимпийские игры)

Ведущий: Первый шаг сделан. Каковы его результаты, уважаемый ареопаг?

Слово ареопагу - подведение итогов конкурса "Первый шаг".

Чтобы не прослыть варваром, нужно одеться поприличней. Наши стратеги сейчас будут готовиться к конкурсу "Мода древних", а граждане?болельщики, тем временем, поддержите их и заработайте им хоть немного талантов в конкурсе "Вперед сыны Эллады!".

Вопрос к болельщикам: Кому принадлежат эти слова? (Эсхилу)

Болельщики каждого класса поочередно выбирают тему конкурса и отвечают на вопросы по выбранному видеоряду. /Приложение 2/

Ведущий: А теперь встречайте ? конкурс "Мода древних".

Каждая команда представляет свои костюмы и пояснения к ним. Ареопаг подводит итоги конкурса "Мода древних".

Ведущий: пока команды готовятся к следующему состязанию для вас граждане путешествие по "Ойкумене".

Вопрос к болельщикам: Что такое Ойкумена?(известный грекам мир)

С болельщиками проходит конкурс "Ойкумена". Учащиеся называют страны по карте. /Приложение3/

Ведущий: Мы достигли места, откуда вернуться назад уже нельзя. Наши стратеги сейчас распахнут пошире "Глаза, чтобы видеть" и отвечать. /Приложение4/

Конкурс - "Глаза, чтобы видеть". Команды выбирают вопросиз четырёх возможных и отвечают на него течение 1 минуты. Слово ареопагу - подведение итогов конкурсов.

Ведущий: Подошло время конкурса "Сократы". Команды заранее готовили соперникам вопросы, на которые те должны ответить в течение 1 минуты. И вопросы, и ответы оцениваются. Вопрос должен быть корректным, грамотно сформулированным и интересным. Ответ должен быть правильным и полным.

Вопрос болельщикам: Почему этот конкурс назывался Сократы? (Сократ любил задавать вопросы гражданам)

Ведущий: Последнее испытание наши стратеги вряд ли выдержат без поддержки граждан. В конкурсе "Мудрецц", если команда не даст правильного ответа, болельщики могут ей помочь, но не раньше. Мудрецы выбирают вопрос и в течение 1 минуты должны найти на него ответ.

Вопросы к конкурсу "Мудрецы".

1. Чем занимались египетские земледельцы времен фараона Хеопса во время разлива Нила? (строили пирамиды)

2. Во время греко-персидских войн афиняне в поисках спасения обратились за советом к Дельфийскому оракулу. Оракул ответил: "Погибнет всё, и только деревянные стены могут защитить афинян и их детей". И, действительно, деревянные стены спасли жителей Афин. О каких стенах идет речь? (бортах кораблей, на которых они покинули Афины и одержали победы над персами)

3. В 220 году страшное землетрясение разрушило одно из семи чудес света ? Колосс Родосский. Каким образом его изображение дошло до потомков? (изображение на монетах)

4. Спартанцы всегда отличались своей краткостью и точностью в разговоре. Что ответили спартанцы на послание македонского царя, заявившего: "Если я вступлю в Пелопоннес ? Спарта будет уничтожена"? (Если)

5. Кого называли "философом из философов" в Древней Греции? (Аристотеля)

6. В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести два часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли в нее клей, заливали водой и всё это просеивали через тонкое сито. Массу, осевшую в сите, выкладывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали. Для чего его использовали? (бумагу использовали для письма и изготовления различных предметов быта - фонарей, ширм и дверей)

7. В 1110 году до н.э. послы вьетнамского правителя, посетив китайского императора, заблудились по дороге домой и вынуждены были вернуться в Китай. Император Чеу Кун подарил им пять дорожных колесниц, на каждой из которых помещалась фигурка с вытянутой вперед рукой. На этих колесницах послы благополучно прибыли во Вьетнам. Куда указывала фигурка? (на север, так как это был компас)

8. Египетский фараон Тутмос около 1530 г. до н.э. пересек всю Сирию и достиг "Земли двух рек" на верхнем Евфрате, где оставил наскальную надпись. В надписи Евфрат назван "Перевёрнутой рекой". Почему? (Евфрат течёт в противоположном Нилу направлении)

Ведущий: Наше путешествие завершилось! И высокому ареопагу предстоит подвести итоги. Вам предлагается музыкальная пауза.

Жюри-ареопаг объявляет итоги последнего конкурса и подводит итоги всей игры, объявляет победителей и распределение мест. Поздравление и награждение всех участников игры.

7. Сценарий интеллектуальной игры "Великолепная пятёрка" - "Путешествие в Средневековье", 6 класс. /Приложение5/

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на интеллектуальной игре "Великолепная пятёрка"! Мы совершим сегодня путешествие в прошлое (на экране меняются слайды). Нас ждёт время замков, доблестных рыцарей и прекрасных дам. Мы побываем в мире, где христианство противостоит исламу, Запад - Востоку. Это путешествие нам помогут совершить великолепные пятерки игроков от каждого класса, назовем их рыцарями. Каждую пятёрку возглавляет сеньор - капитан команды. Вершить судьбы рыцарствва сегодня будет уважаемое жюри - совет знати в составе (представление членов жюри) и вы, достойные болельщики-граждане, с правом участвовать в нашей игре. Я буду выполнять роль майордома в нашем состязании. Вопрос к болельщикам: Кто такой майордом? (управляющий кололевским двором при Меровингах)

Встречайте доблестных рыцарей!

На сцену выходят команды?участники игры под музыкальное сопровождение, занимают игровые места. Участники выносят с собой герб и другую символику своей команды.

Ведущий: Первый конкурс - "Герольды". Каждый феод выдвигает из своих рядов герольда, который объяснит символику своего герба и девиза. Оценивать успехи игры мы будем не баллами, а подвигами? Вопрос к болельщикам: Кто такой герольд? (средневековый глашатай)

Каждая команда представляет свою символику. Совет знати (жюри) подводит итоги первого конкурса. На экране появляется слайд с названиями конкурсов.

Ведущий: Чтобы попасть в Средневековье не нужна машина времени. Достаточно научится выполнять кодекс рыцарской чести. Для игроков и болельщиков он одинаков:

- проявляй честь и отвагу в состязаниях;

- будь благородным по отношению к соперникам;

- не мешай чужим поединкам, защищай обиженных;

- будь щедрым;

- веди себя достойно!

Подошло время "Посвящения в рыцари" - так называется наш первый конкурс. Команды дают ответы, руководствуясь правилом "кто первый". Каждый правильный ответ - 1 подвиг (балл).

  1. Человек, обязанный нести военную службу за землю.(вассал)
  2. Какое событие произошло в 800 г.?(образование империи Карла Великого)
  3. Священная книга мусульман.(Коран)
  4. Как называли жителей Аравии?(арабы)
  5. Как называли главу византийской христианской церкви?(патриарх)
  6. Жилище феодала. (замок)
  7. Как называли воинственных норманов в Европе?(викинги)
  8. Как называлось государство арабов? (халифат)
  9. Собрание песен и рассказов оподвига героев в средневековой Европе называлось: (эпос).
  10. Когда произошол раскол христианской церкви на католическую и православную?(в 1054 г.)
  11. Все работы крестьянина в поместье феодала.(барщина)
  12. Когда образовалось государство франков? (в 500 г.)
  13. Как звали основателей славянской письменности?(Кирилл и Мефодий)
  14. Основатель ислама.(Мухаммед)
  15. Как называлось состязание рыцарей? (турнир)

Ведущий: Первый шаг сделан. Рыцари достойно приняли посвящение? Чтобы не прослыть варваром и невеждой, нужно одеться прилично. Наши рыцари будут готовиться к конкурсу "Рыцарский наряд", а граждане?болельщики, тем временем, поддержите их и добавьте подвигов к копилку своих рыцарей в конкурсе "Первый поход".

Болельщики каждого класса поочередно выбирают тему конкурса "Первый поход" и отвечают на вопросы по выбранному видеоряду. После проведения конкурса слово Совету знати - подведение результатов конкурса Посвящение в рыцари и Первый поход.

Ведущий: Наши рыцари, пока мы соревновались, успели побывать у цирюльника и портного. Вопрос к болельщикам: Кто такой цирюльник? (парикмахер, аптекарь) Вы готовы встретить доблестное рыцарство во всей красе? Начинаем конкурс Рыцарский наряд"!

Каждая команда представляет свои костюмы и пояснения к ним.

Ведущий: пока рыцари готовятся к следующему состязанию. для вас, добрые люди, конкурс "Диск земной". Вопрос к болельщикам: Почему диск земной?(в средневековье землю представляли плоской)

С болельщиками проходит конкурс "Диск земной".

Ведущий: Средневековый мир был разделён на две цивилизации. Вопрос к болельщикам: Где оформился центр христианской цивилизации? (в Европе)

Центр исламской цивилизации оформился на Ближнем Востоке. Наш следующий конкурс называется "Запад - Восток".

Слово Совету знати - подведение итогов конкурса "Диск земной" и "Запад - Восток".

Ведущий: Подошло время рыцарского "Турнира". Рыцари заранее готовили соперникам вопросы, на которые те должны ответить в течение 1 минуты. И вопросы, и ответы оцениваются. Вопрос должен быть корректным, грамотно сформулированным и интересным. Ответ должен быть правильным и полным.

Слово Совету знати.

Ведущий: Последнее испытание наши рыцари должны выдержать сегодня. Вопрос к болельщикам: Вспомните, что было главным в образовании рыцаря? (военная и физическая подготовка). Верно. А вот читать и писать многие из них даже не умели, поэтому конкурс "Философы" - самый сложный.

Вопросы к конкурсу "Философы".

1. В 1449 г. на датский престол вступил первый представительдинастии Ольденбургов. С его появлением на датском гербе появилась деталь: два дикаря с дубинами. Что озанал этот знак на гербе? (древност происхождения династии)

2. Существует обряд пострижения в монахи. В Западной Европе в V - VII веках у германцев существовал ещё один обряд, при котором остригали волосы. Что это за обряд? (обряд лишения власти, так как длинные волосы считались источником силы)

3. Первый король Франкского государства Хлодвиг однажды поклялся, что станет христианином, если Бог пошлёт ему удачу в войне. В очередной битве он одержал победу и принял христианство. При крещении епископ Ремигий, сказал Хлодвигу: "Поклонись тому, что сжигал, и сожги то, чему поклонялся". Чему должен был поклониться Хлодвиг, и что сжечь ? (поклониться христанскому храму в Реймсе, где принял крещение, а сжечь языческих идолов)

4. Этот язык был распространён среди многих народов. На нём писали научные труды, литераурные произведения, на нём свободно говорили образованные люди и велись религиозные службы. Современники называли его "латынью Востока". Что это за язык? (арабский)

5. Ромейская империя достигла своего расцвета при Юстиниане. Юстиниан отличался жестокостью, но при этом слыл мудрецом. Кто был главным советником Юстиниана? (его жена Феодора)

6. Во время побега Мухаммеда и его друга Абу Бекра из Мекки в Ясриб(Медину) кто помог им спрятаться от преследователей в пещере? (паук, который быстро заплёл вход в пещеру паутиной)

Ведущий: Наше путешествие в эплоху рыцарей и замков завершилось! И пришло время подводить итоги. Вам предлагается музыкальная пауза, пока Совет знати примет решение.

Жюри-Совет знати объявляет итоги последнего конкурса и подводит итоги всей игры, объявляет победителей и распределение мест. Поздравление и награждение всех участников игры.

8. Заключение.

Интеллектуальная игра "Великолепная пятёрка" может использоваться в качестве формы внекласной работы по любому школьному предмету и как межпредметная общеразвивающая форма работы. Игра требует тщательной подготовки, но даёт значительный положительный результат, к которому стремится каждый педагог.

Игра может проводиться эпизодически, как разовое состязание для активизации учебной деятельности учащихся, и системно, как вариант обобщения и закрепления знаний по крупной предметной теме, разделу.

Рекомендуется проводить игру "Великолепная пятёрка" в ходе предметных недель в школе. Это позволяет привлечь для организации и проведения игры нескольких учителей-предметников, а также сделает предметную неделю интересной, насыщенной и запоминающейся для учащихся.

При достаточно хорошей организации и подготовке игра может проводиться как элемент диагностики уровня подготовленности учащихся, выявления и создания условий для развития и реализации творческих способностей одарённых учащихся.

Литература.

1. Энциклопедия для детей. Т.1 (Всемирная история). М.: Аванта, 1994.

2. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007. - 272 с.

3. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2007. - 287 с.

4. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В., Давыдова С.М. Всеобщая история. Средние века: Учебник для 6 класса основной школы. - М.: Баласс, 2008. - 304 с.

5. Кишенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных: Задачник. 5 - 11 кл. В 2-х книгах. М.:Дрофа, 1996. - 160 с.

6. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 96 с.

7. Кулагина Г.А. Сто игр по истории: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.-240 с.

8. Нянковский М.А. 1000 вопросов для умников и умниц. Ярославль:Академия развития, 2007. - 320 с.

9. Пашнина В.М. Интеллектуально-познавательные игры для школьников. - Ростов н-Д: Феникс, 2008. - 346 с.

10. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Поурочное планирование - уроки истории 5 класс. М.:Сфера, 2002. - 160 с.

11. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Поурочное планирование - уроки истории 6 класс. М.:Сфера, 2002. - 160 с.

12. Прутченков А.С. "Учим и учимся, играя". М.: Педагогическая Академия, 1997. - 340 с.

13. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

14. Филип Стил. Средневековый замок. М.: БММ АО, 1997.