Цель урока:
- создать условия для развития у учащегося ключевых компетентностей:
- информационной (аспект - извлечение первичной информации (1,2 уровень), извлечение вторичной информации (1 уровень) и
- компетентность разрешения проблем (самоменеджмент) (аспект - оценка собственного продвижения (рефлексия) (1 уровень) и
- коммуникативной (аспект – продуктивная групповая коммуникация (1, 2 уровень) (Приложение 2);
- способствовать формированию у учащихся понятия о кристаллическом и аморфном состоянии твердых тел;
- способствовать развитию у учащегося умения анализировать полученную информацию.
Оборудование:
- Учебник «Химия», 8 класс, автор О.С. Габриелян, М.: Дрофа 2007;
- Презентация «Строение вещества»;
- Ноутбук, мультимедийный проектор и экран;
- Модели кристаллических решеток разных типов;
- Дидактический материал с компетентностно-ориентированными заданиями (КОЗ).
Ход урока
Этап урока |
Содержание этапа |
компетентность |
аспект |
уровень |
Деятельность учащихся |
Компетентностно-ориентированные задания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный |
Взаимное приветствие учителя и учащихся |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуа-лизация знаний |
Выявление опорных знаний для дальнейшего изучения темы «Соединения химических элементов» |
информационная |
Извлечение первичной информации |
1 |
Переводит простую информацию из текстового представления в графическое. Систематизи-рует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры (схемы). |
Известны три агрегатных состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Изучение нового материала |
3.1. Кристалличес-кое состояние вещества 3.2. Аморфное состояние вещества
|
информационная |
Извлечение первичной информации |
1 |
Переводит простую информацию из текстового представления в графическое. Систематизи-рует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры (схемы, таблицы). |
Используя материал параграфа 22 учебника, выдели виды твердого состояния вещества, найди отличие этих состояний, приведи примеры. Результат работы представь в виде схемы. Модельный ответ (слайд 5) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3.3. Кристаллические решетки |
|
|
|
|
Модельный ответ (слайд 6) Кристаллические решётки веществ - это упорядоченное расположение частиц (атомов, молекул, ионов) в строго определённых точках пространства. Точки размещения частиц называют узлами кристаллической решётки. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3.4. Типы кристаллических решеток |
|
Извлечение вторичной информации |
1 |
Извлекает и систематизирует информацию по заданным основаниям |
В зависимости от вида частиц в узлах кристаллических решеток различают 4 типа решеток: атомная, ионная, молекулярная, металлическая. Используя информацию (слайды 9-12) заполни таблицу: (слайд 8)
Модельный ответ (слайд 13)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Закрепление нового материала |
Установление зависимости свойств вещества от его строения |
Коммуникативная |
Продуктивная групповая коммуникация |
1,2 |
Задают вопросы на уточнение и понимание нового материала, развивают и уточняют идеи друг друга; дают ответ в соответствии с заданием для групповой работы |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Изучение нового материала |
Закон постоянства состава |
информационная |
Извлечение первичной информации |
2 |
Воспринимает требуемое содержание фактической информации в монологе, извлекая необходимую фактическую информацию, определяя основные факты, события |
Для веществ молекулярного строения справедлив закон постоянства состава, открытый французским химиком. Используя информацию слайда и прослушав комментарии к нему, сформулируйте закон постоянства состава и назовите его автора. (слайд 14,15) Модельный ответ: Жозеф Луи Пруст. 1808 г. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Рефлексия |
Тренинг навыков рефлексии собственных состояний «умею-не умею/надо повторить» |
Компетент-ность разре-шения про-блем (самоменеджмент) |
Оценка собственного продвижения (рефлексия) |
1 |
Указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности |
Определите сильные и слабые стороны собственного продвижения в изучении темы «Соединения химических элементов» и заполните таблицу. (слайд 16)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Домашнее задание |
Параграф 22 из учебника «Химия – 8 класс»; |
|
|
|
|
(слайд 17) |
Приложение 1: Презентация «Строение вещества»
Приложение 2: содержит требования к деятельности учащегося и позволит определить уровень развития компетентности.
Приложение 3: Тезаурус. Содержит основные понятия (компетентность, ключевая компетентность и т.д.), а также отражает структуру компетентностно-ориентированного задания.