Урок химии по теме "Кристаллические решетки" с компетентностно-ориентированными заданиями

Разделы: Химия


Цель урока:

  • создать условия для развития у учащегося ключевых компетентностей:
  • информационной (аспект - извлечение первичной информации (1,2 уровень), извлечение вторичной информации (1 уровень) и
  • компетентность разрешения проблем (самоменеджмент) (аспект - оценка собственного продвижения (рефлексия) (1 уровень) и
  • коммуникативной (аспект – продуктивная групповая коммуникация (1, 2 уровень) (Приложение 2);
  • способствовать формированию у учащихся понятия о кристаллическом и аморфном состоянии твердых тел;
  • способствовать развитию у учащегося умения анализировать полученную информацию.

Оборудование:

  • Учебник «Химия», 8 класс, автор О.С. Габриелян, М.: Дрофа 2007;
  • Презентация «Строение вещества»;
  • Ноутбук, мультимедийный проектор и экран;
  • Модели кристаллических решеток разных типов;
  • Дидактический материал с компетентностно-ориентированными заданиями (КОЗ).

Ход урока

Этап урока

Содержание этапа

компетентность

аспект

уровень

Деятельность учащихся

Компетентностно-ориентированные задания
 (КОЗ)

1.Организационный

Взаимное приветствие учителя и учащихся

 

 

 

 

 

2. Актуа-лизация знаний

Выявление опорных знаний для дальнейшего изучения темы «Соединения химических элементов»

информационная

Извлечение первичной информации

1

Переводит простую информацию из текстового представления в графическое. Систематизи-рует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры (схемы).

Известны три агрегатных состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное.
Из предложенных графических изображений выбери те, которые соответствуют твердому состоянию. (слайд 2). Укажи названия веществ. Результат выбора представь в виде схемы. (слайд 3)


 

3. Изучение нового материала

3.1. Кристалличес-кое состояние вещества

3.2. Аморфное состояние вещества

 

информационная

Извлечение первичной информации

1

Переводит простую информацию из текстового представления в графическое. Систематизи-рует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры (схемы, таблицы).

 Используя материал параграфа 22 учебника, выдели виды твердого состояния вещества, найди отличие этих состояний, приведи примеры. Результат работы представь в виде схемы.

Модельный ответ (слайд 5)

 

3.3. Кристаллические решетки

 

 

 

 

Модельный ответ (слайд 6)

Кристаллические решётки веществ - это упорядоченное расположение частиц (атомов, молекул, ионов) в строго определённых точках пространства. Точки размещения частиц называют узлами кристаллической решётки.

 

3.4. Типы кристаллических решеток

 

Извлечение вторичной информации

1

Извлекает и систематизирует информацию по заданным основаниям

В зависимости от вида частиц в узлах кристаллических решеток различают 4 типа решеток: атомная, ионная, молекулярная, металлическая. Используя информацию (слайды 9-12) заполни таблицу: (слайд 8)

характеристики

Тип решетки

атомная

ионная

молекулярная

металлическая

Вид частиц в узлах решетки

 

 

 

 

Характер химической связи между частицами

 

 

 

 

Прочность связи

 

 

 

 

Отличительные свойства веществ

 

 

 

 

Примеры веществ

 

 

 

 

Модельный ответ (слайд 13)


характеристики

Тип решетки

атомная

ионная

молекулярная

металлическая

Вид частиц в узлах решетки

Атомы

Ионы:
катионы, анионы

Молекулы

Атом-ионы

Характер химической связи между частицами

Ковалентная

Ионная

Силы межмолекулярного взаимодействия

Металлическая связь

Прочность связи

Очень прочная

Прочная

Слабая

Разной прочности

Отличительные свойства веществ

Твердыетугоплавкие, нелетучие, нерастворимы в воде

Твердыетугоплавкие, нелетучие, растворимы в воде (многие)

Хрупкие, легкоплавкие, при обычных условиях часто – жидкости или газы

Металлический блеск, хорошие электро- и теплопроводность, ковкость, пластичность

Примеры веществ

Кремний, алмаз

Поваренная соль, основания, хлорид кальция

Йод, лед, «сухой лед»

Медь, железо, золото

4.Закрепление нового материала

Установление зависимости свойств вещества от его строения

Коммуникативная

Продуктивная групповая коммуникация

1,2

Задают вопросы на уточнение и понимание нового материала, развивают и уточняют идеи друг друга; дают ответ в соответствии с заданием для групповой работы

 

5.Изучение нового материала

Закон постоянства состава

информационная

Извлечение первичной информации

2

Воспринимает требуемое содержание фактической информации в монологе, извлекая необходимую фактическую информацию, определяя основные факты, события

Для веществ молекулярного строения справедлив закон постоянства состава, открытый французским химиком. Используя информацию слайда и прослушав комментарии к нему, сформулируйте закон постоянства состава и назовите его автора. (слайд 14,15)

Модельный ответ:

Жозеф Луи Пруст. 1808 г.
Молекулярные химические соединения независимо от способа их получения имеют постоянный состав и свойства

5. Рефлексия

Тренинг навыков рефлексии собственных состояний «умею-не умею/надо повторить»

Компетент-ность разре-шения про-блем (самоменеджмент)

Оценка собственного продвижения (рефлексия)

1

Указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности

Определите сильные и слабые стороны собственного продвижения в изучении темы «Соединения химических элементов» и заполните таблицу. (слайд 16)

содержание

Умею (сильная сторона)

Не умею (слабая сторона)/ надо повторить

Воспроизведение формулировки закона постоянства состава

 

 

 Определение типа кристаллической решетки по виду химической связи в соединении

 

 

Определение вида химической связи по формуле соединения

 

 

6.Домашнее задание

Параграф 22 из учебника «Химия – 8 класс»;
-выполни задания 1, 6 после параграфа;
-обрати особое внимание на слабые стороны, выделенные тобой при рефлексии

 

 

 

 

 (слайд 17)

Приложение 1: Презентация «Строение вещества»

Приложение 2: содержит требования к деятельности учащегося и позволит определить уровень развития компетентности.

Приложение 3: Тезаурус. Содержит основные понятия (компетентность, ключевая компетентность и т.д.), а также отражает структуру компетентностно-ориентированного задания.