Развитие сенсомоторных навыков детей через систему занятий продуктивными видами деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


 «Источники способностей и дарований детей
находятся на кончиках их пальцев.
От них идут тончайшие ручейки,
 которые питают источник творческой мысли.
 Чем больше уверенности в движении детской руки,
 тем ярче творческая стихия детского разума,
 тем он умнее».
В. А. Сухомлинский

Сенсомоторное развитие ребенка имеет большое значение в интеллектуальной готовности к школьному обучению. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь[2].

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении навыками письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких коорди-нированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания[3]. 

Существует еще одна проблема. Специалисты подсчитали: сегодня около 70% детей не умеют грамотно писать, и эта цифра непрерывно увеличивается. Оказывается, ребенок с нормальным ин-теллектом, слухом и зрением может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, пространственную ориентировку. Чаще всего страдают базально-лобные отделы – они первые принимают информацию от органов чувств и передают ее дальше в высшие отделы центральной нервной системы. Если интенсивность этого процесса снижена, отделы коры головного мозга, обеспечивающие хранение и переработку информации, находятся в полуспящем состоянии. Именно это может стать причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и неудовлетворительного поведения на уроках[8].

«Дремлющие» отделы головного мозга когда-нибудь созреют, но, увы, может быть слишком поздно: ребенок упустит многое из школьного материала. Но гораздо хуже то, что из-за недоста-точности мозговой деятельности страдают поведение, ловкость движений, усидчивость и даже физическое здоровье, не говоря уже о внимании и памяти. Поэтому главное – не упустить момент: мозг пластичен до 12 лет, и в этот период изъяны легко поправимы[8].

Как известно, психика развивается в деятельности. Именно в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать ребенку условия для нако-пления двигательного и практического опыта, развития навыков умелости руки. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и коорди-нации движения рук, решаются сразу две задачи: косвенным образом происходит влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка, и идет подготовка к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения[3].

В представленной вниманию читателей системе целенаправленного развития сенсомоторных навыков обобщены результаты моей многолетней работы с детьми дошкольного возраста 3-7 лет. Дается подробное тематическое планирование продуктивных видов деятельности с учетом пси-хологических и физиологических особенностей дошкольников. При этом обеспечивается эмоци-онально-эстетическое, познавательное, физическое развитие детей с учетом их интересов и склонностей.

Основные виды деятельности общеизвестны. Это:

  1. оригами;
  2. аппликация;
  3. лепка;
  4. конструирование;
  5. штриховка;
  6. шитье;
  7. графическая деятельность;
  8. специальные упражнения на развитие ручной умелости:
  • пальчиковые игры;
  • игры с игрушками-вкладышами;
  • шнуровка;
  •  нанизывание шариков, бусинок на проволоку и шнурок;
  • запускание пальцами мелких волчков;
  • завязывание узлов, застегивание различных застежек, пуговиц;
  • сминание руками поролоновых и других мягких шариков;
  •  плетение ковриков из полосок;
  1. вязание;
  2. бумагопластика;
  3. работа с природным и бросовым материалом.

Разнообразие перечисленных видов деятельности способствует наиболее полному удовле-творению потребностей детей в соответствии с их возможностями и полоролевыми интересами.

По уровню сложности работа делится на три этапа.

1 этап.

Цель: активизировать моторику рук, вырабатывать ловкость, умение управлять своими движениями; концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Виды деятельности:

Ясельная группа

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Игрушки-вкладыши.
  3. Шнуровки, застежки.
  4. Игры с мелкими и крупными бусинками «Собери на шнурок» <рисунок 1>.
  5. Игры с мелким строителем. Блоками Дьенеша .
  6. Лепка, рисование.

Младшая группа.

  1. Пальчиковый театр.
  2. Рисование по трафаретам.
  3. Мозаика.
  4. Знакомство с ножницами.
  5. Аппликация из готовых форм.
  6. Игры-лабиринты первой сложности (движение по лабиринту пальцем).

2 этап

Цель: развивать точные, целенаправленные движения, зрительное восприятие; способствовать освоению пространства листа.

Виды деятельности:

Средняя группа.

  1. Игры-лабиринты 2-й сложности (движение по лабиринту карандашом).
  2. Вырезание по контуру крупных предметов, аппликация.
  3. Рисование по точкам <рисунок 2> .
  4. Рисование по «дорожкам» <рисунок 3>.
  5. Штриховка прямыми линиями.
  6. Плетение ковриков из полосок.
  7. Бутафорская игла.
  8. Шитье по картону (готовые отверстия для иглы)

К концу года дети должны уметь:

  1. Застегивать пуговицы.
  2. Завязывать шнурки.
  3. Свободно владеть карандашом.
  4. В художественных работах использовать все пространство листа.
  5. Свободно владеть ножницами.
  6. Свободно владеть бутафорской иглой - вдевать нить, шить «вперед иглой» и «через край».
  7. Уметь пользоваться иглой - шить по картону швом «вперед иглой» и «через край».
  8. Штриховать в разных направлениях.

3 этап.

Цель: развивать точность и ловкость движений пальцев рук, пространственное восприятие, локомоторную функцию.

Виды деятельности:

Старшая группа.

  1. Штриховка разнообразными линиями <рисунок 13>.
  2. Рисование по клеточкам.
  3. Игры-лабиринты 3-й сложности (движение по лабиринту, зрительно определяя путь).
  4. Симметричное вырезание.
  5. Шитье на ткани швом «вперед иглой», «через край».
  6. Оригами.

К концу года дети должны уметь:

  1. Свободно владеть пространством листа.
  2. Ориентироваться на листе бумаги в клетку.
  3. Вырезать симметричные фигуры.
  4. Выполнять аппликацию из ткани, пряжи.
  5. Уметь пришивать пуговицы на картон и на ткань, использовать в аппликации из ткани.
  6. Уметь шить на ткани, вышивать рисунок на ткани швом «вперед иглой».
  7. Создавать рисунок с помощью трафарета, штриховать его разными способами.

Подготовительная группа.

  1. Сплошное симметричное вырезание.
  2. Вышивка швом «веревочка».
  3. Графические диктанты
  4. Рисование штрихом
  5. Написание элементов письменных букв.
  6. Составление рисунка-узора из геометрических форм, штриховка его элементами прописных букв <рисунок 11>, <рисунок 12>.

К концу года дети должны уметь:

  1. Хорошо ориентироваться в тетрадях в клетку и в линию.
  2. Писать графические диктанты.
  3. Писать элементы прописных букв.
  4. Вырезать сплошные симметричные узоры.
  5. Рисовать штрихом сюжетные рисунки.
  6. Рисовать с помощью трафаретов узоры, картины и заштриховывать их элементами прописных букв.
  7. Вышивать «веревочкой».
  8. Шить мягкие игрушки.

Предлагаю тематический план работы по возрастным группам.

План работы по возрастным группам.

Младшая группа.

Сентябрь. Рисование «Листопад» - учить держать кисть.

Октябрь. Рисование пальчиками «Дождик».

Ноябрь. Лепка «Улитка».

Декабрь. Рисование пальчиками «Рябина для снегирей».

Январь. Конструирование из ваты «Зайчик».

Февраль. Конструирование из ваты «Снежные деревья».

Март. «Покорми зайку морковкой» - учить держать ножницы, разрезать бумажную морковку на части.

Апрель. Рисование по трафаретам, закрашивание карандашом.

Май. Знакомство с бутафорской иглой.

Средняя группа.

Сентябрь.

  1. Закрашивание карандашом «Овощи»- учить раскрашивать, не выходя за контур.
  2. Рисование по трафаретам «Фрукты»- учить пользоваться трафаретом, равномерно использовать пространство листа, аккуратно закрашивать.
  3. Аппликация способом обрывания «Ветка рябины»

Октябрь.

  1. Знакомство с бутафорской иглой, швом «вперед иглой» - познакомить с иглой, нитью, узелком; учить вдевать нить в иглу.
  2. Бутафорская игла- шов «через край» - закреплять умение вдевать нить.
  3. Аппликация из семян тыквы «Цветы» по пластилину - учить создавать композицию из семян, вдавливая их в пластилиновую основу.

Ноябрь.

  1. Плетение ковриков из полосок - познакомить с техникой плетения ковриков из полосок.
  2. «Прямые дорожки» - учить проводить линию посередине дорожки шириной [3].
  3. «Дождик» - освоение пространства листа. [3].

Декабрь.

  1. Аппликация из комочков «Падает снег»- учить сминать кусочек салфетки в комочек, наклеивать его.
  2. «Извилистые дорожки»- учить проводить линию посередине извилистой дорожки[3].
  3. Штриховка «Снеговик» - познакомить с техникой штриховки прямыми линиями, штриховать, не выходя за контур.

Январь.

  1. «Соедини по точкам» - нарисовать контур предмета, не отрывая карандаш от бумаги.
  2. Аппликация из полосок «Снежинка».
  3. Совместная деятельность - плетение ковриков из полосок.

Февраль.

  1. Рисование по трафарету, штриховка «Птичка» - учить рисовать птичку с помощью двух трафаретов: овал и круг; дорисовывать детали, штриховать прямыми линиями.
  2. Шитье по картону в готовые отверстия «вперед иглой»- познакомить с иглой, правилами пользования.
  3. Шитье по картону швом «через край» в готовые отверстия.

Март.

  1. «Ветка мимозы»- аппликация из комочков салфетки.
  2. Вырезание по контуру «Посуда»- учить вырезать предметы по нарисованной линии, развивать координацию пальцев рук. «Ветка мимозы»- аппликация из комочков.
  3. Рисование по трафаретам «Машина» (прямоугольник, квадрат, круг), штриховка прямыми линиями в разных направлениях.

Апрель.

  1. Аппликация и оригами «Морское дно»- учить выгибать рыбок.
  2. «Ажурная закладка» [3, с. 30].
  3. Вырезание предметов по контуру.

Май.

  1. Аппликация из комочков и вырезание по контуру «Яблони в цвету».
  2. Аппликация из семян «Бабочки».

Старшая группа.

1.    Работа в тетрадях в клетку [4]. Блоки: «Точка», «Палочка», «Дуга», «Геометрическая фигура».

2.    Штриховка и трафарет.

  1. Сюжетный рисунок с помощью трафарета - овладение пространством листа.
  2. Гусеница - волнистые, спиралевидные линии.
  3. Елочка и снеговик – наклонные, спиралевидные линии.
  4. Грузовик - свободный выбор линий.
  5. Пирамидка - элементы прописных букв.

3. Оригами по схеме.

  1. «Собачка», «Лиса», «Гномик», «Цветы».
  2. Коллективные: «Лисичка-сестричка и волк», «Весна».

4. Аппликация.

  1. Ваза с цветами - симметричное вырезание.
  2. Из различных семян на пластилиновую основу.
  3. Коллективная - «Панно из осенних листьев».
  4. Из пряжи - контурная вышивка «Зима» [5].

5. Работа с тканью.

  1. «Секреты пуговки» - учить пришивать пуговицы на картон [5].
  2. Шов «вперед иглой».
  3. Шов «Через край».
  4. Коллективная из ткани «Весенняя полянка» с пришиванием пуговиц.
  5. Салфетка с бахромой.
  6. Вышивка по контуру швом «вперед иглой».

Подготовительная группа.

1. Работа в тетрадях [4].

  1. 3-й блок - ориентировка только на графический (зрительный) образец в тетради без инструкции воспитателя. Блок - предметная фигура.
  2. Блок «Сопровождение» - слушать инструкцию воспитателя, выполнять задание с опорой на словесное и зрительное восприятие.
  3. Знакомство с тетрадью в узкую линию - рисование предметов в рамках узкой и широкой линии.
  4. Тетрадь в линию - написание элементов прописных букв.

2. Штриховка [1].

  1. Машина, Баба-Яга, Ракетница, Веселые человечки - рисование с помощью трафарета с геометрическими фигурами и штриховка элементами прописных букв.
  2. Как люди поселились на берегу реки Камы <рисунок 8>
  3. «Золотая рыбка», «Елочка», «Масленица» [6].
  4. Курная изба Ивашки Бали -создание рисунка с помощью геометрического трафарета.
  5. Деревянный терем - рисование с помощью трафаретов, штриховка и графическое изображение.
  6. Морское дно - создавать сюжетный рисунок с помощью трафаретов, штриховка элементами прописных букв <рисунок 9>
  7. Сарапул купеческий - рисование домов с колоннами с помощью трафаретов, штриховка элементами прописных букв.

3. Работа с тканью

  1. Панно «Машины»- пришивание пуговиц.
  2. Аппликация из ткани: «Петрушка», «Петушок», «Жар-птица», «Ваза с цветами» - вырезать детали с помощью трафарета-лекала, наклеивать.
  3. Мягкая игрушка «Колобок», «Мышка», «Смешарик» - сшивание деталей швом «через край».
  4. Вышивание салфетки к 8 марта швом «Веревочка».
  5. Оформление салфетки бахромой.
  6. Игрушки из помпонов - учить наматывать нить на основу, оформлять игрушку деталями [5].
  7. Куколка-талисман из пряжи.
  8. Варежка-прихватка - шов «через край».
  9. Шьем для Барби - учить пользоваться выкройкой.

4. Аппликация.

  1. Узор из тесьмы - по контуру <рисунок 10>
  2. «Хоровод матрешек», «Инопланетяне на Земле» - сплошное симметричное вырезание.

Упражнения по развитию сенсомоторных навыков могут органично включаться во все виды занятий. Предлагаю фрагмент одного из занятий в подготовительной группе по краеведению и развитию графических навыков.

«Как люди поселились на берегу реки Камы»

Цель: расширять знания о истории возникновения города Сарапула, о первом поселении людей на берегу реки Камы; развивать навык графического рисования, штриховки элементами прописных букв, отрабатывать навык движения руки для письма.

Материал: фотографии, иллюстрации о г. Сарапуле. Фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки. Образцы штриховки прямыми и волнистыми линиями и элементами прописных букв.

Предварительная работа: чтение книг о г. Сарапуле, экскурсия в музей, экскурсия по г. Сарапулу.

Ход занятия

- Дети. Мы с вами много читали о возникновении нашего города, о том, как в давние времена жили люди, чем они занимались, как развивался наш город с давних времен и до настоящего времени. Мы можем написать книгу о нашем городе, но так как мы писать еще не умеем, то мы с вами попробуем ее нарисовать. Итак, с помощью машины времени отправимся на много лет назад.

Среди густых лесов течет полноводная река Кама. В ней водится много рыбы <Рисунок 4>. У самой воды рассыпан золотой песок <Рисунок 4>. На берегу реки растет густой лес <Рисунок 5>. По этому красивому лесу шел первобытный человек. Он устал во время охоты. Дойдя до берега реки, решил отдохнуть на полянке. Разжег костер, усадил вокруг костра всю семью <Рисунок 6>. Вдруг слышит, как в реке плещется рыба. Он сделал удочку и пошел рыбачить. Много удалось поймать желтой рыбы-стерляди. Всей семье понравилась рыба стерлядь, и решили они остаться на этом богатом рыбой месте. Построили шалаш <Рисунок 7>, стали заниматься рыбалкой, охотой <Рисунок 8>. С тех пор прошло немало времени, многое изменилось. На этом месте сейчас стоит наш город Сарапул, названный в честь той самой желтой рыбы, которую поймал когда-то первобытный человек. (Дети заканчивают рисунки, собирают книгу).

Литература

  1. Е. Потапова. Радость познания . - Москва: «Просвещение», 1990 г.
  2. С. М. Вайнерман. Сенсомоторное развитие дошкольников. – Москва: «Дрофа», 2004 г.
  3. С. Гаврина, Н. Л. Кутявина . Развиваем руки, чтоб учиться писать и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия развития», 2000 г.
  4. О. Скорлупова. Чему научит клеточка.
  5. А. Малышева . Работа с тканью. –Ярославль: «Академия развития», 2001 г.
  6. Н. В. Квач. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. -Москва,: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001 г.
  7. В. Грек. Рисую штрихом. – Минск: «Скарына», 1992г.
  8. А. Соболева, А. Потанина. Хочу писать правильно / / Журнал «Здоровье» , № 2- 2002 год.
  9. А. Овечкина. Школа АБВГДейка./ Программа предшкольной подготовки детей. – Москва: «Школьная пресса», 2008 г.