В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. В связи с этим возникает необходимость обновление всей системы учебно-воспитательной работы в школе, в том числе и в начальной закладываются основы экологической воспитанности.
Значение природы как воспитательного фактора подчеркивали К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский. Большой вклад в научное осмысление проблемы экологического воспитания в начальной школе внесли работы Л. П. Симоновой А.А. Плешакова, Т.А. Бабаковой, Л.Д. Бобылевой, Е.А. Гриневой и др. В то же время, несмотря на большое количество публикаций, но экологическому воспитанию детей, на сегодняшний день существует ряд недостатков:
- ограниченное количество методической литературы для учителей начальных классов по экологическому воспитанию;
- слабая взаимосвязь классной, внеурочной и внеклассной работы в формировании экологической воспитанности младших классов.
Как показал анализ опыта работы учителей, недооценивается роль таких видов занятий, как факультативы. Из выше сказанного была определена и сформулирована проблема исследования: при каких педагогических условиях формирование экологической воспитанности на факультативных занятиях протекает эффективнее.
Базой исследования являлась Стародрожжановская средняя школа № 1, Дрожжановского района, Республики Татарстан, 4 класс (1–4).
Как известно, младший школьный возраст наиболее благоприятный для экологического воспитания. В это время закладываются основы природоохранительных знаний и умений, происходит первичное осознание мира природы в единстве с миром людей.
Формы организации учебной деятельности учащихся по экологическому воспитанию могут быть разнообразными. Факультатив относится к классно-урочным занятиям, но присутствие учащихся всего класса необязательно, посещают по интересам. Ответы детей не оцениваются. В то же время дети проявляют огромный интерес к занятиям на экологическую тему, делятся своими впечатлениями, наблюдениями, общениями с природой.
В процессе опытно-экспериментальной работы была изучена роль факультативных занятий в экологическом воспитании младших школьников.
Опытно-экспериментальная работа включала факультативные занятия “Планета загадок” в 4-м классе. Экологизация учебно-воспитательного процесса в начальной школе достигается тогда, когда уроки по курсу “Окружающий мир” будут дополнены факультативными занятиями. В настоящее время такие факультативные курсы созданы А.А. Плешаковым: “Экология для младших школьников” и “ Планета загадок”.
Факультативный курс “Планета загадок” является составной частью системы начального естественнонаучного и экологического воспитания. Он разработан как дополнение к курсу “Окружающий мир” в начальной школе и вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир рождающихся в воображении фактов. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизвестного, радость познания, счастье открытий.
Курс “Планета загадок” является непосредственным продолжением факультатива “Экология для младших школьников” (3-й класс). Поэтому к числу основных задач данного курса относится дальнейшее обогащение экологических представлений младших школьников, их конкретизация иллюстрирование новыми яркими примерами. Программа курса, охватывающая самые различные области природоведческого знания, представляет для этого большие возможности.
В ходе подготовки и проведения факультативных занятий открываются широкие возможности для развития у детей самостоятельности и творчества.
Учитель, будучи руководителем, должен продумать систему заданий для учащихся, спланировать такие работы, которые требуют самостоятельного творческого решения. Нельзя забывать, что только систематические занятия тем или иным делом помогут выработать у детей самостоятельный подход к делу. Творческое выполнение заданий идет успешно при эмоциональном подъеме детей, а увлечь детей может только интересное и полезное дело. Поэтому от учителя требуется большое усилие в разработке доступных для детей заданий и различных видов работ, что поднимает творческий дух детей, сближает их между собой, активизирует весь процесс выполнения заданий экологической направленности.
Факультативные занятия сближают детей с учителем. Общение детьми позволяет учителю всесторонне изучить их, завоевать любовь и уважение. Это одно из условий для воспитательного воздействия учителя на ученика. Учитель в процессе этой работы направляет познавательную деятельность ученика на изучение природы и ее охрану, воспитывает у детей высокие моральные качества: трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, ответственность за порученное дело. Экологическая работа с детьми способствует воспитанию любви к родному краю, чувства патриотизма. Предусматривает различные виды деятельности: увлекательные однодневные походы и экскурсии в природу, на промышленные заводы, на выставки и музеи; фенологические наблюдения; опытническая работа в уголке живой природы; проведение природоведческих праздников, просмотр видеофильмов на экологическую тематику, чтение природоведческой литературы и многое другое.
Таким образом, факультативные занятия с младшими школьниками занимают важное место в системе экологического воспитания учащихся.
При подготовке к занятиям по данному курсу учитель должен учитывать следующие условия:
1. Связь тематики факультатива с учебным материалом.
2. Доступность и последовательность выполнения детьми заданий.
3. Включение учащихся в посильную общественно- полезную и природоохранительную деятельность.
Приведем описание некоторых форм экологического воспитания на факультативных занятиях, проводимых в нашей школе.
1. Ролевая игра. В них школьники в наибольшей степени психологически готовятся к реальным экологическим ситуациям. Они с большим удовольствием выполняют “роли” охраняемых видов животных, растений.
2. Экологический праздник. Формы экологического образования, приурочены к определенной дате “День птиц” - в марте, Сабантуй - праздник завершения весенних работ - в начале июня, День защиты Земли - 29 марта, День Урожая - в сентябре и др.
3. Ознакомление с природой той местности, в которой проживают учащиеся: экскурсии, целевые прогулки, работа по озеленению, очистке территорий.
В целом преподавание факультативного курса “Планета загадок” позволит полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал курса “Окружающий мир”. Как уже отмечалось, организация работы с различного рода детской познавательной литературой должна была постоянно в центре внимания учителя. Не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в общеобразовательной программе начальной школы. Предусмотрена также работа с географическими картами.
В ходе опытно-экспериментальной работы был сделан отбор дидактического материала, исходя из личностно-ориентированной парадигмы образования. В частности, отобраны и систематизированы учебные задания экологического содержания [2].
Выделены 3 группы заданий:
- задания на формирование экологических знаний;
- задания, воздействующие на эмоции, чувства детей;
- задания, включающие природоохранительную деятельность.
Проиллюстрируем это конкретными примерами:
ЗАДАНИЕ ПЕРВОЙ ГРУППЫ
Тема: “Воздух”
Если без пищи и воды человек может прожить несколько дней, то без воздуха- всего несколько минут. Не случайно американский ученый Л.Дж. Баттан - писал: “Одно из двух: или люди сделают так, что в воздухе станет меньше дыма, или дым сделает так, что на земле станет меньше людей”.
Как вы понимаете это выражение?
Прокомментируйте предлагаемый рисунок.
Выполнение данного задания направлено на формирование взаимосвязи состояния природы (воздуха) и состояние человека (здоровье).
ЗАДАНИЕ ВТОРОЙ ГРУППЫ
Тема: “Земля - планета солнечной системы”
Прочитайте стихотворение Якова Акима “Береги свою планету”.
Рассмотрите рисунок. Почему нужно беречь природу нашей планеты?
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных,
Лишь на ней одной увидишь,
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно
Береги свою планету.
Ведь другой на свете нету.
Выполнение данного задания способствует эмоциональному воздействию на учащихся и пониманию эстетической и этической ценности природы.
ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ
Тема: “Охрана воды”
Как вы понимаете слова Золотой рыбки? Подумайте, для чего в аквариум, где содержатся; рыбки, помещают катушек, прудовиков? Запишите свои предложения.
Главное при выполнении данного задания, что учащиеся понимают смысл выражения: “Охрана воды, охрана рыб”.
Не хочу быть рыбкой золотою, хочу быть рыбкой аквариумной!
С целью формирования экологической воспитанности на факультативных занятиях мы разработали две группы методических материалов: конспекты и учебные задания, являющиеся основным структурным элементом разработанных занятий. Программа по факультативному курсу “Планета загадок” рассчитана на 34 занятия (1 час в неделю), в ней выделено 8 тем, а также имеется введение и заключение.
Учитель вправе по своему усмотрению перераспределять часы и заменять отдельные вопросы программы с учетом интересов детей и т.д.
Таким образом, мы описали возможные формы работы по экологическому воспитанию младших школьников, которые использовались нами в опытно-экспериментальном исследовании. Были выделены и апробированы условия, которые необходимо соблюдать при организации разных форм проведения занятий в данном направлении:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;
- разнообразие средств, методов и приемов работы;
- подбор материала с соблюдением принципа интереса.
Как показал анализ полученных результатов, факультатив способствует формированию экологической воспитанности младших школьников.