Развитие самопознания личности младшего школьника через усиление психологического аспекта урока

Разделы: Начальная школа


Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности - его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу.

Основой современных требований к построению педагогического процесса является создание условий для соучастия в организации собственного обучения, проявлении его подлинной самостоятельности, способности к творчеству, его высокой потребности в сотрудничестве. Необходимость реализации этих требований делает актуальной разработку таких педагогических технологий, в которых акцент перенесен на уникальность и самобытность личности. Задача формирования личности учащегося выступает как задача обеспечения его культурно-личностного роста. Решение этой задачи возможно через организацию обучения, передачу определенного культурно-исторического опыта как личностно значимой ситуации, затрагивающей базовые личностные образования, в частности субъектный опыт самого ученика.

Цель педагогической работы

Показать возможности применения психологического сопровождения урока как средство самопознания личности школьника в развивающем обучении.

В работе делаю упор на организацию поисковой и исследовательской деятельности на уроках в группах. В учениках воспитываю стремление к самосовершенствованию, развиваю инициативу и творчество.

Использование интерактивных форм обучения: игровых, коммуникативных, исследовательских технологий - дает широкие возможности для развития личности ребенка, креативности младших школьников.

Учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувства психологической защищённости, радости познания, развития его индивидуальности. Стараюсь создать максимально благоприятные условия для того, чтобы обеспечить наиболее полное развитие способностей каждого ученика.

Используя психологическое сопровождение урока в развивающем обучении, я лучше и яснее понимаю внутренние психологические условия для достижения успехов в развитии своих учеников. Выбор форм, методов и приёмов обучения исходит из содержания самого предмета, определяется воспитательными и дидактическими целями, возрастными и психологическими особенностями обучающихся.

При подготовке к урокам, выделяю следующие основные компоненты:

  • социально-детерминированные цели урока (оптимальное общее развитие школьников; знания умения и навыки для достижения этой цели);
  • содержание учебного материала (система заданий, направленная на формирование умений отличать известное от неизвестного, оценивать свои мысли и действия, пропустив их через призму своего "Я", оценивать мысли, действия, поступки других людей);
  • дидактические условия проведения урока (многогранность, процессуальный характер, коллизии, вариантность);
  • формы общения учителя и детей: сотрудничество, сотворчество, сопереживание;
  • методы деятельности учителя и детей на уроке - решение нравственных и познавательных коллизий, решение проблемных ситуаций;
  • оценка успешности продвижения коллектива в решении проблемы;
  • личные достижения ученика;
  • анализ со стороны детей результатов урока (подведение итогов личного участия в решении проблемы);

Примером такого урока служит урок литературного чтения на тему: "Поэтические и научные открытия в мире природы".

Цель урока:

  • Формировать навык исследовательской работы.
  • Продолжить работу с жанром повести.
  • Составлять своё мнение о чертах главного героя, подтверждая свои выводы цитатами из текста.
  • Воспитывать положительные качества характера.

Применила информационные, здоровьесберегающие технологии в развивающем обучении Л.В. Занкова. В процессе урока использованы исследовательские и проблемные методы обучения.

Микроцелью организационного момента являлось формирование положительного настроя на совместную деятельность, создание условия для обмена чувствами и впечатлениями путём проведения психологического упражнения "Пожелание".

(Под музыку ребята берутся за руки, чувствуют тепло друг друга, обмениваются чувствами и впечатлениями, которые они сейчас испытывают).

После подготовки к основному этапу ученики знакомятся с отрывком из произведения Джеральда Даррелла "Моя семья и другие звери".

Одной из работ следующего этапа была работа в группах. Ребята разделились на группы по интересам, каждая группа выбрала одно из заданий.

В процессе исследовательской работы, ребята вошли в роль художественного героя и пришли к выводу, чтобы стать яркой личностью, надо много над собой работать.

Выясняя черты настоящего исследователя, учащиеся обнаружили любовь к природе, любознательность, уверенность, наблюдательность, упорство, терпение, доброта. Свои выводы подтвердили фрагментами из произведения.

Выводы, сделанные учащимися

  • "Я давно уже пытался его отыскать". - Упорство, настойчивость
  • "Схватив ягоду и крепко зажав её во рту, он торопливо ковылял в какое-нибудь укромное место: не спеша съедал её", ":усаживался, словно принц", "Я мог часами наблюдать:" - Наблюдательность
  • "Но самым волнующим событием было:" - Любовь к природе
  • "Все эти события приводили меня в неописуемый восторг".
  • "И вот, наткнувшись на него случайно, я так обрадовался, будто получил замечательный подарок". - Чувство вдохновения и творческой радости

Эти качества мы попытались отследить в себе через упражнение "Ладошки".

Таким образом, анализ произведения проходит через каждого ребёнка, через его качества, которые он понимает и применяет.

Необходимым условием успешности таких занятий должна стать опора на принцип активной личной вовлечённости каждого в учебный процесс, принцип ситуативности, образовательной рефлексии.

С целью развития умения анализировать черты характера, формирование адекватной самооценки и потребности в самовоспитании и самосовершенствовании проведён классный час на тему: "Воспитай себя сам", который стал как бы продолжением урока.

Имело место психологический настрой

1. Структура занятия

  • Организационный момент
  • "Как живешь?" - кричалка
  • "Круг удачи" - передача настроения в группе

2. Новая тема

Фрагмент из мультфильма "Золотой ключик" - постановка проблемы, определение темы и цели

Упражнение "Темные и светлые пятна души" с целью познакомить с идеей неоднозначности, показать двойственность человеческой природы.

Зачитывание сочинений "Какой я? Знаю ли я себя?"

Анализ своих поступков

Составление "Золотого правила нравственности"

3. Закрепление

Работа в группах:

- собирают из отдельных слов афоризмы;

- составляют правила вежливых ребят;

- работают со словарями (значение слов "воспитание", "самовоспитание").

Инсценировка отрывков из произведений на тему нравственности + анализ поступков героев

Тест "Уровень вежливости"

4. Подведение итогов

Игра "Алфавит" (нравственно или безнравственно) - сигналы светофориков

Знакомство с высказыванием Сухомлинского о самовоспитании

Установка "Я - хороший, ты - хороший, все мы вместе хороши!"

Активизируется коммуникативное взаимодействие между школьниками при выполнении разработанных в учебниках коллективных заданий, групповых форм организации учебной деятельности

Любая форма организации учебной деятельности в условиях классно-урочной системы, конечно, включает коммуникативное взаимодействие учащихся. Личностный подход к обучению через введение психологических упражнений меняет схему и иерархию связей взаимоотношений "учитель - ученик" и "ученик - ученик". Они учатся выступать перед классом, задавать друг другу вопросы, обсуждать услышанное. Возникают отношения партнерства. Снижается приоритетная роль учителя как главного источника информативной составляющей учебного процесса. Усиливается позиция учебника как организатора познавательной деятельности. Активизируется коммуникативное взаимодействие между школьниками при выполнении разработанных в учебниках коллективных заданий, групповых форм организации учебной деятельности. Моделируются приемы диалога как оптимальной формы организации коммуникативного взаимодействия участников учебного процесса.

С помощью работы в группах школьники активно включаются в ролевую деятельностную игру, виртуально выполняют роль персонажей разных произведений и сознательно подходят к анализу художественного произведения. Тем самым средства учебника провоцируют опыт коммуникативного взаимодействия школьников.

Приемы включения школьников в оценочную деятельность способствуют формированию рефлексии как качества общего развития личности. Задания предусматривают оценку усваиваемых знаний с личностной позиции для школьника.

С целью определения и изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего школьного возраста был проведён тест до и после серии проведённых уроков.

(Тест Филлипса №1. При обработке результатов выявляется общая тревожность и анализируется внутреннее эмоциональное состояние школьника.)

Результаты тестирования представлены в виде диаграммы.

 

 1. Общее эмоциональное состояние

2. Фрустрация потребности в достижении успеха

3. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

(Ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, мыслей, тревога по поводу оценок)

4. Переживания и страхи в отношении с учителями.

По всем факторам наблюдаются положительные результаты.

В связи с этим можно сделать вывод: если в учебном процессе использовать усиление психологического аспекта, опираться на способности учеников, их склонности, интересы, ценностные ориентации, личный опыт детей, то постепенно можно снизить уровень тревожности, связанный со школой.

Таким образом, развитие самопознания личности школьника через усиление психологического аспекта урока я осуществляю с опорой на ценностные принципы деятельности:

Опираться на те психологические, личностные достижения, которые реально есть у ребенка, составляющие уникальный багаж его личности.

Приоритетность целей, ценностей и потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.

Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку строить самостоятельно систему отношений с миром и самим собой, совершать личностно значимые жизненные выборы, неся за них полную ответственность.

Развитие важных личностных качеств формирует опыт коммуникативного взаимодействия школьника с социальным окружением, развивает организаторские способности, контактность, терпимость, партнерство, умение защищать свою позицию, навыки лидерства и подчинения. Тем самым решается задача социализации как составляющей современного образования.

Литература.

  1. Е. М. Горенков Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Л. В. Занкова. Начальная школа, 2002 №12.
  2. Л. В. Занков Избранные педагогические труды. М. Педагогика, 1990.
  3. Е. Л Яковлева. Психология развития творческого потенциала личности. М, Московский психолого-социальный институт "Флинта", 1997.
  4. М. И. Оморокова "Совершенствование чтения младшего школьника" АРКТИ Москва 1999.