Старинные задачи в XXI веке.
Да много решено загадок
От прадеда и до отца,
И нам с тобой продолжить
Тропу, которой нет конца.
В. Ноздрев
Народная мудрость гласит, что невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего, если не знать и не ценить прошлое. В старинных задачах ощутимы черты вечности. Они как связующее звено между прошлым и настоящим. Многие из этих задач не содержат признаков древности и их можно отнести к категории нестареющих задач (если не считать некоторые языковые особенности). После небольшой современной обработки эти задачи ничем не отличаются от задач нашего времени. Работаю в школе 34 года учителем математики и всегда стараюсь передать своим ученикам капельку проникновенного восприятия к прошлому, чтобы не ушла безвозвратно мудрость и сила древних, чтобы не прервалась связь времен.
Математика - одна из древнейших, важнейших и сложнейших компонентов человеческой культуры. История математики тысячами нитей связана с историей других наук. Большой вклад в математику внесли представители народов Востока и Запада, древних и новых, больших и малых. Сквозь тысячелетия до нас дошли старинные задачи. Эти задачи содержатся в современных учебниках по математике. В последние годы старинные задачи стали включать в олимпиадные задания. Математика стала частью нашей культуры. И каждый образованный современный человек должен хотя бы иметь представление, что такое математика, и чем она занимается. Как сказал декан факультета математики Высшей школы экономики С.Ландо: "Современный мир пронизан математикой настолько, что она приобрела воздушную прозрачность, и мы не замечаем ее, как не замечаем окружающий нас воздух".
В данной работе я показала малую часть задач разных эпох и народов из своей коллекции старинных задач, решения которых доступны и понятны моим ученикам.
Мой опыт работы показывает, что использование старинных задач вызывает интерес к предмету, побуждает ученика к самостоятельному творчеству, проявлению инициативы, смекалки. Все это дает мне повод для исторических экскурсов об авторах задач, которые были великими математиками своего времени. На уроке и на внеурочном занятии, где слово учителя всегда новость, стараюсь по возможности адресовать ее не только голове школьника, но и его сердцу.
Положительный эмоциональный эффект, возникающий при сообщении исторического материала и при решении старинных задач трудно объяснить психологически. Человеческой природе свойственно уважение к прошлому. Это уважение иногда вызывает у учащихся желание взглянуть на математику как на науку сквозь туман старины, прикоснутся к седой древности, тысячелетним тайнам и загадкам, извлечь "жемчужины" - старинные задачи из глубин древнейшего океана математики и вперед, к новым интересным задачам и великим открытиям в таинственной и романтичной математики.
Пускай останется извечный мир загадок
Чтоб продолжалась жизнь, не ведая конца.
В. Рождественнский
Литература.
- Чистяков В. Д. Старинные задачи по элементарной математике. - Минск: вышэйшая школа, 1978.
- Глейзер Г. И. История математики в школе. Пособие для учителей: IV-VI кл. - М.: Просвещение, 1982.
- Барвин И. И., Фрибус Е. А. Старинные задачи. Книга для учащихся. - М.: Просвещение,1994.