Цели:
- познакомить учащихся с творчеством И.С.Тургенева;
- ввести понятие "стихотворение в прозе";
- способствовать развитию навыка выразительного чтения, творческой способности к образным средствам языка; умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение произведения;
- создание условий для развития личности учащихся, обогащения словарного запаса, воспитание любви к русской природе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, тетради по чтению, детские рисунки на тему "Красное лето", картина Шишкина "Золотая рожь", иллюстрации летней природы.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Выставка рисунков "Красное лето".
Звучит запись песни Е.Крылатого, Ю.Энтина "Песенка о лете"
Чтение образных выражений из ранее прочитанных произведений, которые поэты и писатели используют для описания летней природы.
"Брезжит свет", "сонные березки", "ярким перламутром", "шелковые косы", "зеленоватый рассвет", "росистая влага" и т.д.
- Подберите образные выражения к рисункам о летней природе.
Сообщение темы урока.
- Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями о летней природе.
- Мы познакомимся с творчеством Ивана Тургенева. Знакомо вам имя автора?
(СЛАЙД 1)
- Иван Тургенев - "взрослый" писатель. Он никогда не писал для детей. Почему же авторы учебника включили его произведения в свою книгу?
(СЛАЙД 2)
- Прочитайте ребус и вы узнаете, как называется это произведение.
Изучение нового материала.
Речевая минутка.
(СЛАЙД 3)
- Прочитайте, соблюдая знаки препинания.
Снится ночью пауку
Чудо юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это:(Птица)
Определение жанра произведения И.Тургенева "Голуби"
- Быстро просмотрите текст. Какое по жанру произведение будем читать? Какое оно по объему? (Проза, короткое произведение. Может быть рассказ)
(Слайд 4)
- Прочитайте пояснение после названия. Что вас удивило?
- Возможно ли, чтобы проза являлась одновременно и стихотворением? (Проблемный вопрос).
- Такое по жанру произведение нам встречается впервые. Вспомните, что непременно должно присутствовать в стихотворении? (Рифма. Ритм. Настроение. Интонация. Мелодия)
(СЛАЙД 5)
Первичное чтение произведения заранее подготовленными учащимися.
- О чем текст? Правы ли авторы, что поместили его в раздел "Природа летом"?
- Что вы увидели, когда читали произведение? Какие картины представляли? Сумели ли почувствовать сходство со стихотворением? В чем оно по-вашему? (Отсутствие рифмы, но есть ритм, смена настроения, изменчивость интонации.)
- Объясните значение слов и выражений.
(СЛАЙД 6, 7)
ФИЗМИНУТКА.
Игра "Прилетели птицы".
- Сейчас отдохнем и поиграем в игру "Прилетели птицы". Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно встать и хлопнуть в ладоши один раз. Начинаем.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
(Дети встают)Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи:
(Дети встают)Прилетели птицы:
Голуби, куницы:
(Дети встают)Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Комары, кукушки:
(Дети встают)Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы:
-Все вы молодцы!
Анализ произведения И.Тургенева "Голуби".
(СЛАЙД 8) (первый абзац)
- Какой вид открылся перед рассказчиком? С чем он сравнивает ржаное поле? Почему? (Демонстрация картины Шишкина "Золотая рожь")
- какие краски он использует? Постарайтесь передать при чтении просторы, ширь полей. Как это сделать? (Чтение плавное, нараспев)
(СЛАЙД 9) (второй абзац)
- Прочитайте второй абзац.
- Казалось бы, спокойное море должно радовать, но тревога закрадывается, почему? Автор употребляет глагол "назрела". Какой смысл он вложил в это слово?
- В каких словах слышна мелодия? ("Назревала гроза великая"). Обратите внимание на порядок слов. Как мы бы сказали? А здесь слова переставлены. Когда используют такой прием? (В песнях. Слышим мелодию).
- Какой темп выбираем для чтения? (Медленный, певучий)
(Читаем по учебнику третий абзац)
- Что указывало на явное приближение грозы? "Грузная громада" это какая?
- Прочитайте описание тучи.
- Какой была туча? (Она не двигалась, чего-то ждала, лежала.)
(Читаем по учебнику четвертый абзац.)
- Многоточие. О чем оно говорит? (Затишье. Долгая пауза)
- Природа изнывала под зловещим блеском последних солнечных лучей. Попробуйте это объяснить. Какую картину вы представляете?
- Страх перед стихией столь велик, что даже самые неприхотливые предпочли спрятаться. Как это подчеркивает автор? (Попрятались даже воробьи)
- Кто пытался противостоять грозе? Может ли он сражать с непогодой? (Он одинокий, потому слаб. Но он смельчак. Читать будем громко отрывисто.)
(Читаем по учебнику пятый абзац.)
- Как следует прочитать восклицательное предложение?
- К кому обращается рассказчик с просьбой? Какой прием использует автор для описания грозы?
(СЛАЙД 10)
"Золотая змейка" - какая красивая метафора. А ведь именно такой мы видим молнию во время грозы.
"Дрогни, гром!" - подай сигнал к началу грозы великой, к наступлению злой тучи.
- Проследите за глаголами в последнем предложении. Автор показывает динамику продвижения грозы. Ритм. Действия идут одно за другим.
- С какими интонациями обращается рассказчик к силам природы? (С нетерпением, просьбой и даже мольбой.)
- Попробуйте прочитать, используйте и мимику, чтобы усилить эмоции.
(Читаем по учебнику шестой абзац.)
- Так хочется, чтобы природа отозвалась на мольбу Человека, но:
- Как следует прочитать последний абзац? Изменится ли ритм, темп? (Первая часть - с отчаянием. После многоточия - сурово, растянуто, медленно.)
(Читаем по учебнику седьмой абзац.)
- Как вы понимаете выражение "ни дать, ни взять белый платочек или снежный комок:"? (Очень похож.)
- Попробуйте представить себе эту картину. Что должен был испытывать рассказчик при виде голубя? Как изменится тон повествования? Темп? Что означает знак препинания - точка с запятой? (Восхищение охватило автора. Тон мягче, теплее. Темп ускорен.)
- А что это за голубь, по-вашему? Откуда он? Как он оказался один среди грозы?
(Читаем по учебнику восьмой абзац.)
- Для чего автор использует повторы слов? (они передают полет птицы, её движение в тревожном небе, ей нет преград:)
- Что произошло с птицей? Тургенев как и вначале, "верен морю": голубь не исчез, не пропал, а "потонул".
(Читаем по учебнику девятый абзац.)
- Что мы чувствуем в первом предложении, исчезла надежда? Снова разочарование.
- И что же вновь меняется? (Радость нарастает. Она сменяется восторгом.)
(Читаем по учебнику десятый абзац.)
- Расставьте логические ударения. Как необходимо прочитать это предложение? Какую силу голоса выберем? (Читаем громко)
- Словно вдогонку за голубем понеслась гроза. Или она выждала, пока голуби окажутся вне опасности?
(Читаем по учебнику одиннадцатый абзац.)
- Слова какой части речи употребляет автор, чтобы показать "потеху" небесных сил, "потеху" природы? Почему?
- Какой прием использует автор? (Звукопись)
- Подчеркните глаголы. Каждый из них при чтении необходимо выделить. Какие меткие слова позволяют увидеть это буйство стихии? Найдите эпитеты, сравнения в описании стихии.
- Почувствуйте ритм происходящего. Выберите нужный темп. Каким будет ваше чтение? (Темп убыстряется:)
(Читаем по учебнику двенадцатый абзац.)
- Многоточие в последнем предложении предыдущего абзаца: О чем оно говорит? (Смена интонации. Длительная пауза)
- Где увидел рассказчик голубей, которых наблюдал перед грозой?
- Каким чувством он охвачен, глядя на них? Почему? (Нежность. Умиление. Благодарность.)
- Голубиная дружба подобна лебединой, подобна человеческой, настоящей дружбе. Попробуйте читать, передавая эти чувства.
(Читаем по учебнику тринадцатый абзац.)
- Отчего голуби нахохлились?
- Наверное, можно продолжить после многоточия "крыло друга". А как можно сказать про людей? (Плечо друга)
- как это важно в жизни, чувствовать руку друга, его плечо.
(Читаем по учебнику четырнадцатый абзац.)
- Как нужно прочитать восклицательное предложение? (Задумчиво, но радостно, сделав акцент на слове "хорошо")
- А как рассказчик говорит о себе, о своем настроении? (С облегчением, последнее предложение с легкой грустью).
Работа после чтения текста.
Проза или поэзия?
- Вот мы и подошли к тому моменту, когда следует определить жанр произведения. Можно ли сказать, что это лиричное произведение? Почему? (Много чувств, смена настроения).
- К.Паустовский говорил, что у подлинной, настоящей прозы всегда есть свой ритм.
(СЛАЙД 11)
- Вот и получается, что проза Тургенева является ещё и поэзией - стихотворение в прозе.
РАБОТА В ТЕТРАДЯХ на с.14
Признаки стихотворения (передаются чувства, настроение героя, есть определенный ритм; небольшое по объему, признак прозы - можно выделить вступление, развитие действия, кульминацию, окончание действия (развязку).
- Правы ли авторы, поместив это стихотворение в данный раздел?
- Почему оно называется "Голуби"?
- Какие мысли вы прочитали между строк?
Выразительное чтение стихотворения в прозе "Голуби".
Цикл И.Тургенева.
(СЛАЙД 12)
- Приведите примеры литературных циклов.
(СЛАЙД 13)
Тургенев - писатель и человек.
- Какое новое писательское имя вы открыли сегодня на уроке для себя?
- Что вы можете сказать о нем? Какой он по-вашему человек?
- Что хотел показать, о чем рассказать в своем стихотворении И.Тургенев? Какими мыслями поделиться?
Итог урока.
- Что можно сказать о языке произведения? (Он образный, много эпитетов (образное определение), сравнений, говорится о природе. Как о живом существе. Легко можно рисовать картины, читая текст).
- Какие открытия вы сделали для себя на уроке?
Домашнее задание.
(СЛАЙД 14)