Урок в 8-м классе по теме "Образование почв"

Разделы: География


Цели урока:

  1. Образовательная – сформировать знания о свойствах и строении почв.
  2. Развивающая – развитие логического мышления.
  3. Воспитательная – формировать бережное отношение к природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование.

Плакаты:

  • «Механический состав»;
  • «Структура почв»;
  • «Образование почв».

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Ребята , какие компоненты природы мы изучили?

Ученик: Рельеф , климат, внутренние воды.

Учитель: Какие компоненты нам еще предстоит изучить?

Ученик: Почвы, растительный и животный мир.

3. Изучение новой темы.

Вступительное слово учителя: Ребята, мы приступаем к изучению темы «Почвы».

Основателем науки почвоведения считается Василий Васильевич Докучаев. Результатом его работы стала диссертация «Русский чернозем». Докучаев утверждал, что «почва не горная порода и не пахотный слой, а особое естественно-историческое тело, результат взаимодействия органического и неорганического мира».

Задание. Назвать 5 слов, которые ассоциируются со словом «почва». Записать в тетрадь и объяснить почему.

Учитель: Теперь давайте прочитаем в учебнике стр. 125 определение почвы и сравним с вашими предположениями. Вдумаемся в определение почвы Докучаева и подумаем, почему любую горную породу нельзя назвать почвой?

Ученик: Горная порода не плодородна.

Учитель: Какие факторы влияют на образование почв? Нам поможет схема на той же странице.

(Ученики комментируют каждый фактор и делают записи в тетради.)

Учитель: Почему Докучаев назвал почвы «зеркалом ландшафта»?

Ученик: От почвы зависит вид растительности и наоборот.

Учитель: Теперь сделаем вывод, что мы узнали о почвах.

(Ученики перечисляют.)

- Теперь мы переходим к следующему вопросу. В чем различие почв? Чтобы ответить, нам необходимо узнать свойства и строение почв. Запись вопросов в тетради.

(На доске составляется опорная схема – рисунок.)

Рисунок.

Учитель: Рассмотрим рис. 47 стр. 128, определив строение почвы. Однородна ли почва?

Ученик: Неоднородна, состоит из горизонтов, составляющих почвенный профиль.

Учитель: Запишите последовательность горизонтов в тетради.

Задание. «Четвертый лишний».

  1. Горизонт.
  2. Песок.
  3. Перегной.
  4. Гранит.

Учитель: На каких горных породах образуются почвы? Для ответа надо знать механический состав почвы. (Анализ рис. 46.)

Вывод: материнские породы влияют на свойства почв.

- Давайте, рассмотрим плакат «Структура почв». Почва состоит из механических элементов разной формы и размеров. Это и есть структура. Какие структуры влияют на плодородие?

Ученик: Комковатая, зернистая, т.к. впитывает осадки и обогащена кислородом.

Задание. Выписать в 2 колонки структурные и бесструктурные почвы из перечисленных:

  1. Зернистая.
  2. Пылеватая.
  3. Комковатая.
  4. Плитчатая.

4. Закрепление.

Дискуссия по вопросам:

  1. Можно ли создать искусственную почву?
  2. Какие условия для этого надо создать?

5. Домашнее задание.

Составить проект «Путешествие в страну почв», «Я – растение» или придумать свой вариант.