Цели урока:
- Образовательная – сформировать знания о свойствах и строении почв.
- Развивающая – развитие логического мышления.
- Воспитательная – формировать бережное отношение к природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование.
Плакаты:
- «Механический состав»;
- «Структура почв»;
- «Образование почв».
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Ребята , какие компоненты природы мы изучили?
Ученик: Рельеф , климат, внутренние воды.
Учитель: Какие компоненты нам еще предстоит изучить?
Ученик: Почвы, растительный и животный мир.
3. Изучение новой темы.
Вступительное слово учителя: Ребята, мы приступаем к изучению темы «Почвы».
Основателем науки почвоведения считается Василий Васильевич Докучаев. Результатом его работы стала диссертация «Русский чернозем». Докучаев утверждал, что «почва не горная порода и не пахотный слой, а особое естественно-историческое тело, результат взаимодействия органического и неорганического мира».
Задание. Назвать 5 слов, которые ассоциируются со словом «почва». Записать в тетрадь и объяснить почему.
Учитель: Теперь давайте прочитаем в учебнике стр. 125 определение почвы и сравним с вашими предположениями. Вдумаемся в определение почвы Докучаева и подумаем, почему любую горную породу нельзя назвать почвой?
Ученик: Горная порода не плодородна.
Учитель: Какие факторы влияют на образование почв? Нам поможет схема на той же странице.
(Ученики комментируют каждый фактор и делают записи в тетради.)
Учитель: Почему Докучаев назвал почвы «зеркалом ландшафта»?
Ученик: От почвы зависит вид растительности и наоборот.
Учитель: Теперь сделаем вывод, что мы узнали о почвах.
(Ученики перечисляют.)
- Теперь мы переходим к следующему вопросу. В чем различие почв? Чтобы ответить, нам необходимо узнать свойства и строение почв. Запись вопросов в тетради.
(На доске составляется опорная схема – рисунок.)
Рисунок.
Учитель: Рассмотрим рис. 47 стр. 128, определив строение почвы. Однородна ли почва?
Ученик: Неоднородна, состоит из горизонтов, составляющих почвенный профиль.
Учитель: Запишите последовательность горизонтов в тетради.
Задание. «Четвертый лишний».
- Горизонт.
- Песок.
- Перегной.
- Гранит.
Учитель: На каких горных породах образуются почвы? Для ответа надо знать механический состав почвы. (Анализ рис. 46.)
Вывод: материнские породы влияют на свойства почв.
- Давайте, рассмотрим плакат «Структура почв». Почва состоит из механических элементов разной формы и размеров. Это и есть структура. Какие структуры влияют на плодородие?
Ученик: Комковатая, зернистая, т.к. впитывает осадки и обогащена кислородом.
Задание. Выписать в 2 колонки структурные и бесструктурные почвы из перечисленных:
- Зернистая.
- Пылеватая.
- Комковатая.
- Плитчатая.
4. Закрепление.
Дискуссия по вопросам:
- Можно ли создать искусственную почву?
- Какие условия для этого надо создать?
5. Домашнее задание.
Составить проект «Путешествие в страну почв», «Я – растение» или придумать свой вариант.